г. Москва |
|
12 августа 2014 г. |
Дело N А40-2838/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Лепихина Д.Е., Поташовой Ж.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Мосводоканал"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.03.2014 по делу N А40-2838/2013, принятое судьей Ласкиной С.А., (шифр судьи 32-25)
по заявлению ОАО "Мосводоканал"
к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО
о признании недействительным решения, оформленного письмом N 11-43/14423 от 05.10.2012
при участии:
от заявителя: |
Николаева Е.М., по дов. от 01.01.2014 N (30)24-205/14; Чубаров К.В., по дов. от 01.01.2014 N (30)24-103/14 |
от ответчика: |
Караульник О.К., по дов. от 11.02.2014 N 197 |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Мосводоканал" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по ЦФО (далее - ответчик) о признании незаконным отказа на выдачу разрешения с лимитами на сбросы, выраженного в письме от 05.10.2012 N 11-43/14423 и обязании выдать разрешение.
Решением суда от 13.03.2014 в удовлетворении заявленных требований - отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального права, не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований.
Ответчик возражал против изложенных в жалобе доводов, отзыв на жалобу не представил, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Мосводоканал" обратилось в Департамент Росприроднадзора по ЦФО с заявлением о выдаче разрешения с лимитами на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от 03.09.2012 N 02-02-598/12.
Департамент письмом от 05.10.2012 N 11-43/14423 отказал Обществу в выдаче разрешения на сброс с лимитами на сбросы.
В качестве основания для отказа Департамента указал, что в представленных материалах отсутствуют: план природоохранных мероприятий сформированный с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов, позволяющих снизить сброс загрязняющих веществ в водный объект на 2012-2013 (на время действия лимита ВСС), с указанием финансовых вложений на период реализации плановых мероприятий; отчет о выполненных природоохранных мероприятиях, запланированных на время действия лимита ВСС в период с 31.10.2011 по 31.10.2011 с указанием результатов от проведенных мероприятий и финансовых затрат; сравнительная таблица аналитических данных контроля качества сточных вод за 2011 и 2012 годы разработанная с целью определения выполнения обязательств по плану снижения загрязняющих веществ, поступающих в водный объект согласно выданного лимита ВСС на 2011, 2012 годы.
Кроме того, представленный план поэтапной реконструкции Ново-Курьяновских очистных сооружений на срок до 2020 года необходимо откорректировать с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов с внесение данных по ежегодному поэтапному финансированию ожидаемой результативности от проводимых мероприятий.
В ст. 1 Закона Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов - это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Как следует из содержания п. 4 ст. 23 Закона "Об охране окружающей среды" разрешения на выбросы и сбросы химических веществ в пределах установленных нормативов допустимых выбросов выдаются органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона "Об охране окружающей среды" при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В силу п. 4 этой статьи выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В ст. 1 Закона N 7-ФЗ дано понятие лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (далее также - лимиты на выбросы и сбросы), в соответствии с которым это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.
Порядок выдачи разрешений установлен Административным регламентом, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31.10.2008 N 288 (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
Согласно п. 10 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы или разрешений на сбросы является представление Заявителем заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов Заявителя) либо наличие в составе материалов Заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
МГУП "Мосводоканал" в нарушение требований п. 3 ст. 23 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об ООС) и п.8.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическом атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 г. N 288 (далее -Административный регламент) при подаче заявления о выдаче разрешений на сброс загрязняющих веществ с лимитами ВСС представил неполный комплект документации, предусмотренный названными нормативно-правовыми актами.
План природоохранных мероприятий, представленный МГУП "Мосводоканал" с заявлением о выдаче разрешений на сброс с лимитами ВСС, в нарушение требований абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона об ООС и п. 8.2 Административного регламента не согласован с органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, уполномоченным на согласование подобного плана.
В соответствии с пунктом 8.2 данного Административного регламента основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы являлось представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом (далее - Заявитель) как заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту, так и согласованного в предусмотренном абзацем 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" порядке плана снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (в случае если при утверждении нормативов допустимых сбросов установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных в соответствии с Приложением 4 к Регламенту.
При этом п. 1 постановления Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 и п. 3.13 Приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2010 N 283 определен орган, указанный в п. 3 ст. 23 Закона об ООС, уполномоченный на согласование планов по снижению сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) (ее территориальные органы) является органом, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, уполномоченным на согласование подобных планов снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Представленный МГУП "Мосводоканал" план снижения сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду не согласован с Росприроднадзором (Департаментом Росприроднадзора по ЦФО).
Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.2013 А40-71375/2013 (147-702), оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда, резолютивная часть которого объявлена 30.01.2014, установлено обстоятельство о том, что План природоохранных мероприятий Общества не был согласован с Росприроднадзором (его территориальным органом).
Указанный план не содержит сведений о внедрении МГУП "Мосводоканал" наилучших из существующих технологий в производственный процесс, в соответствии с п. 3 ст. 23 Закона об ООС.
Следовательно, МГУП "Мосводоканал" не представил полного комплекта документов, предусмотренного п. 8.2 Административного регламента и абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона об ООС.
В силу вышеизложенного у Департамента не было законных оснований для удовлетворения заявления МГУП "Мосводоканал".
Согласно п. 3 ст. 23 Закона об ООС при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
В соответствии с п. 10.2.2. Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах установленных лимитов на сбросы является невыполнение Заявителем в установленные сроки планов снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду или радиоактивных веществ (радионуклидов) либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятий.
В Плане мероприятий Программы природоохранных мероприятий МГУП "Мосводоканал" на 2011-2013 годы отсутствуют данные по последующему достижению установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов (допустимой концентрации загрязняющих веществ), установленных разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.
В соответствии с п.8.2. Административного регламента, для подтверждения выполнения плана природоохранных мероприятий природопользователю необходимо представить в Департамент отчет о выполнении завершенных этапов указанного плана природоохранных мероприятий, оформленных в соответствии с Приложением 4 к Административного регламента, в полном объеме, с детализацией по каждому мероприятию.
Согласно Приложению N 4 Административного регламента в отчете достигнутый эффект указывается по данным аналитических исследований в показателях снижения выбросов (сбросов).
Утверждение Заявителя о невозможности применения п. 8.2 и п. 10.2.2 Административного регламента являются безосновательными.
Указанные Отчет и Сравнительная таблица в нарушение п. 8.2 Административного регламента МГУП "Мосводоканал" при подаче заявления о выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в пределах лимитов ВСС предоставлены в Департамент не были.
Следовательно, МГУП "Мосводоканал" предоставило сведения, исходя из которых было невозможно прийти к выводу о фактическом исполнении мероприятий указанного плана.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы заявитель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.03.2014 по делу N А40-2838/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В.Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2838/2013
Истец: МГУП "Мосводоканал", ОАО Мосводоканал
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по ЦФО
Третье лицо: ООО "АН-ТЭК"
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18977/14
13.03.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-2838/13
19.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-14236/13
19.08.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24394/13