г. Пермь |
|
12 августа 2014 г. |
Дело N А60-5748/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мартемьянова В.И.,
судей Мармазовой С.И., Романова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Шенкманом Д.И.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга: Юницына С.Б., удостовер., (доверенность от 12.12.2013 г.);
от общества с ограниченной ответственностью "Аурум-2000": Гасанов А.С., паспорт, (доверенность от 07.04.2014 г.);
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статьей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 мая 2014 года
по делу N А60-5748/2014
принятое судьей А.С. Воротилкиным
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аурум-2000" (ОГРН 1026602330655, ИНН 6658111430)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Екатеринбурга (ОГРН 1046604027414, ИНН 6661009067)
о признании недействительным решения от 03 февраля 2014 года об отказе в государственной регистрации,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Аурум-2000" (далее - ООО "Аурум-2000", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией от 31.01.2014, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга, налоговый орган), просит обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05 мая 2014 года заявленные требования ООО "Аурум-2000" удовлетворены полностью.
Суд признал незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга от 31.01.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Аурум-2000" путем государственной регистрации прекращения деятельности ООО "Аурум-2000" в связи с его ликвидацией по решению единственного участника по представленному пакету документов от 24.01.2014, входящий номер 378.
С Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга в пользу ООО "Аурум-2000" взыскано 2 000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что в судебном заседании Инспекцией представлены доказательства осуществления процедуры истребования информации, предусмотренной подпунктами 1-8 пункта 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Также в судебном заседании Инспекцией заявлено об отложении судебного заседания для предоставления доказательств, подтверждающих факт наличия задолженности у заявителя по налогам и сборам в связи с проведением налоговой проверки. Инспекции не представилась возможным представить решение о проведении выездной проверки.
Решением N 47/Р от 24.09.2013 в отношении заявителя начата выездная налоговая проверка, тем самым на момент принятия решения N 5 единственного участника Общества о добровольной ликвидации, назначении ликвидатор, утверждение сроков и порядка ликвидации Общества от 23.10.2013.
В пояснениях к апелляционной жалобе, Инспекция сообщает об окончании выездной налоговой проверки (ВНП) в отношении ООО "Аурум - 2000" в результате которой решением от 29.05.2014 N 15-14/08260 Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в размере 11 188 711 руб., по налогу на добавленную стоимость в размере 19 201 931 руб., пени в связи с указанными доначислениями в размере 9 142 515 руб., и о привлечении к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 4 299 252 руб., по факту непредставления документов в ходе ВНП в размере 437 000 руб., а также по ст. 123 НК РФ в виде штрафа в размере 988 руб.
ООО "Аурум-2000", не согласившись с решением от 29.05.2014 N 15-14/08260, представило в вышестоящий налоговый орган - Управление ФНС России по Свердловской в апелляционном порядке жалобу.
22.07.2014 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Аурум - 2000" Управлением вынесено решение N 967/14 об изменении в части удовлетворенных требований и обязанности Инспекции осуществить перерасчет налоговых обязательств Общества, в остальной части удовлетворить (Приложение N 1).
На основании решения от 22.07.2014 N 967/14 Инспекцией произведен перерасчет и выставлено требование N 3312 по состоянию на 28.07.2014 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в отношении ООО "Аурум - 2000" на сумму недоимки 28 762 732, 00, пени - 8 022 372, 12, штраф - 4 411 658,00 (Приложение N 2).
В связи с тем, что в судебном заседании первой инстанции Инспекции отказано в ходатайстве об отложении судебного заседания для предоставления доказательств, подтверждающих факт наличия задолженности по налогам и сборам в связи с проведением ВНП, Инспекция направила необходимые доказательства этому в суд апелляционной инстанции вместе с апелляционной жалобой.
В настоящий момент Инспекцией установлено, что на момент принятия Обществом решения о ликвидации 23.10.2013 оно знало о начале ВНП в отношении ООО "Аурум -2000", о чем свидетельствует Решение N 47/Р от 24.09.2013 о начале выездной налоговой проверки, направленное в его адрес.
При подаче Обществом документов на регистрацию ликвидации ООО "Аурум - 2000" 24.01.2014, кроме таких нарушений требований, как установленных пп. 1-8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и ч.4 ст.9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" Инспекцией не установлено.
На момент подачи документов на регистрацию ликвидации Инспекция не располагала точными сведениями о не соответствии ликвидационного баланса действительности, как в настоящее время по результатам ВНП и вступившим в законную силу Решения N 15-14/08260 по выездной налоговой проверке.
Полагает, что учитывая позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, и то, что действия по ликвидации общества проводились в период проведения налоговой проверки, следовательно, общество знало о проводимой проверке, об ее окончании, о доначислении налогов, более того проверочные мероприятия начаты инспекцией задолго до принятия решения о ликвидации.
Письменного отзыва на апелляционную жалобу от ООО "Аурум-2000" не поступило.
Участвующий в судебном заседании представитель ИФНС по Ленинскому району г. Екатеринбурга поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение и удовлетворить заявленные требования.
Представителем также заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к письменным пояснениям на апелляционную жалобу: решения N 967/14 Управления ФНС России по Свердловской области от 22.07.2014 г.; справки о проведенной выездной налоговой проверке ООО "Аурум - 2000" от 28.02.2014 г.; извещения о получении электронного документа; подтверждения даты отправки; информационное сообщение о направляемом документах; требования N 3312 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на 28.07.2014 г.
Судом приобщены к материалам дела письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ. Приложенные к письменным пояснениям дополнительные документы не подлежат приобщению к материалам дела на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
Представитель ООО "Аурум-2000" с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО "Аурум -2000" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.04.2000 и состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга.
Решением N 5 единственного участника ООО "Аурум-2000" от 23.10.2013 принято решение о добровольной ликвидации общества, назначении ликвидатора, утверждение сроков и порядка ликвидации общества.
Решением N 6 единственного участника ООО "Аурум-2000" от 10.01.2014 утвержден промежуточный ликвидационный баланс.
Решением N 7 единственного участника ООО "Аурум-2000" от 13.01.2014 утвержден ликвидационный баланс, который 24.01.2014 вместе с другими документами для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, поступил в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга.
31.01.2014 Инспекцией вынесено решение об отказе государственной регистрации юридического лица в случае наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подп. "г" п.1 ст.21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).
Среди представленных для регистрации документов отсутствуют: заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Считая решение инспекции незаконным и нарушающим его права, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции исходил из того, что в налоговый орган для государственной регистрации были представлены все документы, предусмотренные Федеральным законом N 129-ФЗ, в связи с чем, у инспекции отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Законом о государственной регистрации.
Согласно положениям ст. 62, 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. пп. "а", "б" п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Основанием для отказа в государственной регистрации в связи с ликвидацией послужило отсутствие в представленных для регистрации документах заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (не представлен документ подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 ст. 6 и п.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч.4 ст.9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений).
Кроме того, каких-либо доказательств, подтверждающих факт наличия задолженности и имущества у заявителя, а, следовательно, недостоверность ликвидационного баланса, на момент принятия оспариваемого решения от 31.01.2014 налоговым органом не представлено. Сведения о проведении налоговой проверки ликвидируемого юридического лица после публикации сообщения о ликвидации общества в деле отсутствуют и заинтересованным лицом доказательства этому не представлены.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями ст. 65, 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что обществом нарушений порядка ликвидации юридического лица, предусмотренного ст. 63 ГК РФ, не допущено; в регистрирующий орган представлены все необходимые для регистрации документы.
Доказательств, опровергающих установленные обстоятельства в нарушение положений ст. 65 АПК РФ материалы дела не представлено.
Доводы, приведенные регистрирующим органом в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не соответствующие имеющимся в деле доказательствам и установленным судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции обстоятельствам.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Возражения регистрирующего органа суд признал несостоятельными и отклонил их.
Во-первых, данные возражения заинтересованного лица опровергаются справкой Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Екатеринбурга от 19.02.2014 N 07-2398, а также дополнительно представленными заявителем документами, согласно которым соответствующие сведения были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации 17.01.2014.
Во-вторых, ни одного доказательства в подтверждение довода о недостоверности ликвидационного баланса на момент принятия оспариваемого решения от 31.01.2014 не представлено.
Как следует из представленного обществом ликвидационного баланса, имущество, а также кредиторская и дебиторская задолженность у общества отсутствует, требования от кредиторов в установленный срок не поступали.
При этом в качестве основания для отказа в регистрации было указано на пп. "г" п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", наличие оснований для отказа в регистрации, предусмотренных которым ООО "Аурум-2000" документально опровергнуто.
По смыслу ст. 17 Закона о регистрации заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных для государственной регистрации документах, что подтверждается соответствующими строками заявления формы Р11001. При этом законодателем за регистрирующим органом не закреплена обязанность осуществления правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов, в том числе по проверке указанных в них сведений.
При разрешении вопроса о правомерности действий регистрирующего органа по отказу в государственной регистрации ликвидации юридического лица в связи с наличием у него задолженности по обязательным платежам, образовавшейся в период добровольной ликвидации, возможно учитывать следующее.
Порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации регламентирован ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1, 2 которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку ст. 49 Налогового кодекса, ст. 64 ГК РФ не предусмотрены специальный порядок и очередность удовлетворения требований кредитора - налогового органа в отношении задолженности по обязательным платежам, возникшей в период добровольной ликвидации организации-налогоплательщика, то в случае, если налоговый орган в срок, указанный в п. 1 ст. 63 Гражданского кодекса, не заявил ликвидационной комиссии свои требования, оснований для признания ликвидационного баланса недостоверным и отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица не имеется (п. 27 Рекомендаций Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа от 31.03. - 01.04.2010).
При решении вопроса о законности отказа в государственной регистрации ликвидации хозяйственного общества по причине отсутствия в ликвидационном балансе сведений о задолженности по обязательным платежам при условии, что недоимка была выявлена до момента составления промежуточного ликвидационного баланса и акт проверки передан ликвидатору (обществу), рекомендуется принимать во внимание следующее.
Налоговый орган как кредитор по обязательным платежам должен соблюдать установленный ст. 61 - 64 ГК РФ порядок предъявления требований к ликвидируемому должнику. Вручение акта налоговой проверки не является предъявлением требования к должнику в соответствии с положениями ст. 63 ГК РФ.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Оспариваемое решение не соответствует Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нарушает права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, так как препятствует реализации решения о ликвидации юридического лица.
Довод жалобы о представлении председателем ликвидационной комиссии общества в регистрирующий орган недостоверной информации, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ не имеется. Нарушений судом первой инстанции при принятии решения процессуального права апелляционным судом не установлено. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины (ст. 333.37 НК РФ), распределение апелляционным судом соответствующих судебных расходов не рассматривается.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 мая 2014 года по делу N А60-5748/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.И. Мартемьянов |
Судьи |
С.И. Мармазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-5748/2014
Истец: ООО "АУРУМ - 2000"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8305/14