Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 декабря 2014 г. N Ф03-5270/14 настоящее постановление отменено
г. Хабаровск |
|
14 августа 2014 г. |
А73-3979/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Струковой Елены Леонидовны; индивидуального предпринимателя Князькиной Елены Викторовны: Тылик П.Ю., представитель по доверенности от 18.07.2014;
от Министерства обороны Российской Федерации: Золотухина М.Л., представитель по доверенности от 27.01.2014 N 212/2/103;
от третьего лица Федерального казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации: Золотухина М.Л., представитель по доверенности от 19.08.2013 N 157;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Струковой Елены Леонидовны и индивидуального предпринимателя Князькиной Елены Викторовны
на решение от 02.07.2014
по делу N А73-3979/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манник С.Д.
по заявлению индивидуального предпринимателя Струковой Елены Леонидовны; индивидуального предпринимателя Князькиной Елены Викторовны
к Министерству обороны Российской Федерации (место нахождения: 119160 г.Москва, ул. Знаменка, д.19)
о признании незаконным решения от 17.03.2014 исх. N 141/7612, обязании принять решение о предоставлении земельных участков
третьи лица Федеральное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (680030, г. Хабаровск, ул. Ханкайская, 27).
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Струкова Елена Леонидовна и Князькина Елена Викторовна (далее - предприниматели, ИП Струкова Е.Л. и Князькина Е.В.) обратились в Арбитражный суд Хабаровского края с совместным заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны России (далее - Департамент) и просили:
1) признать незаконным решение Департамента от 17.03.2014 исх. N 141/7612 в части отказа в согласовании местоположения границ, в подписании актов согласования местоположения границ, а так же в части отказа в предоставлении в аренду земельного участка площадью 442 кв.м., местонахождение земельного участка: Хабаровский край, город Хабаровск, переулок Засыпной, 14б в границах, описанных согласно местоположению границ земельного участка, представленного в Департамент имущественных отношений Минобороны РФ;
2) признать незаконным бездействие Минобороны России в лице Департамента, выразившееся в отсутствии принятого решения о согласовании местоположения границ, в подписании актов согласования местоположения границ земельного участка площадью 988 кв.м., местонахождение земельного участка: Хабаровский край, г. Хабаровск, пер. Засыпной, 14б в границах, описанных согласно местоположению границ земельного участка, представленного в Департамент;
3) возложить на Минобороны России в лице Департамента обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу согласовать местоположение границ земельного участка площадью 442 кв.м., местонахождение земельного участка: Хабаровский край, г. Хабаровск, переулок Засыпной, 14б в границах, описанных согласно местоположению границ земельного участка, представленного в Департамент и подписать акты согласования местоположения границ земельного участка в двух экземплярах;
4) возложить на Минобороны России в лице Департамента обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, согласовать местоположение границ земельного участка площадью 988 кв.м., местонахождение земельного участка: Хабаровский край, г. Хабаровск, переулок Засыпной, 14б в границах, описанных согласно местоположению границ земельного участка, представленного в Департамент и подписать акты согласования местоположения границ земельного участка в двух экземплярах;
5) возложить на Минобороны России в лице Департамента обязанность в двухнедельный срок с момента предоставления кадастрового паспорта на земельный участок площадью 442 кв.м., местонахождение земельною участка: Хабаровский край, г. Хабаровск, переулок Засыпной, 14б в границах, описанных согласно местоположению границ земельного участка, представленного в Департамент, принять решение о предоставлении указанною участка в аренду индивидуальным предпринимателям Струковой Е.Л. и Князькиной Е.В.;
6) возложить на Минобороны России в лице Департамента обязанность в двухнедельный срок с момента предоставления кадастрового паспорта на земельный участок площадью 988 кв.м., местонахождение земельного участка: Хабаровский край, город Хабаровск, переулок Засыпной, 14б в границах, описанных согласно местоположению границ земельного участка, представленного в Департамент, принять решение о предоставлении за плату в общую долевую собственность Струковой Е.Л, с долей в праве равной 2/3 и Князькиной Е.В. с долей в праве равной 1/3 указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны РФ, Министерство).
Определением суда первой инстанции от 14.05.2014 из состава ответчиков исключен Департамент, и к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора привлечено Федеральное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Дальневосточное ТУ ИО Минобороны).
Решением от 02.07.2014 суд в удовлетворении уточненных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматели обратились с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагают решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылаются на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель предпринимателей поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель Минобороны и Дальневосточного ТУ ИО Минобороны, указывая на несостоятельность доводов жалобы, просил обжалуемое решение оставить в силе, полагая его законным и обоснованным.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле по делу, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение суда первой инстанции законно и обосновано исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в долевой собственности ИП Струковой Е.Л. и ИП Князькиной Е.В. с июля 2012 года находится производственное 1-этажное нежилое здание, литер Б, общей площадью 283,3 кв.м., расположенное по адресу: г. Хабаровск, пер. Засыпной 14б, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 27-АВ N 767731 и 27-АВ N 767732.
Это нежилое здание расположено на едином земельном участке земель Минобороны с кадастровым номером 27:23:000000:0385, расположенном по адресу г. Хабаровск, Волочаевский городок, собственником которого является Российская Федерация.
При этом из имеющейся в деле кадастровой выписки от 06.02.2013 о земельном участке с кадастровым номером 27:23:000000:0385 следует, что этот земельный участок на основании решения Хабаровской городской думы от 21.05.2002 N 211 входит в территориальные зоны: "зона центра обслуживания и коммерческой активности на территориях, подпадающих под действие ограничений", "зона многоэтажной застройки при центрах обслуживания и деловой, общественной, коммерческой активности, "санитарно-защитная зона, предприятий, сооружений и иных объектов".
По заявке предпринимателей ООО "АрхстройПроект" подготовило заключение от 19.11.2012, согласно которому для нормального функционирования здания пер. Засыпной 14б необходим земельный участок площадью 1484,0 кв.м.
В дальнейшем предпринимателями с помощью землеустроительной организации ООО "Универсал" была изготовлена схема местоположения границ земельного участка общей площадью 1430 кв.м. Из этой схемы, согласованной Дальневосточным ТУ ИО Минобороны видно, что земельный участок состоит из 2-х участков: участок N 1 - собственность за плату (площадь 988 кв.м.), участок N 2 - аренды (площадь 442 кв.м.).
Письмом от 22.03.2013 N 141/6-5242 Дальневосточное ТУ ИО Минобороны известило ИП Струкову Е.Л. и ИП Князькину Е.В., что не имеет возражений против оформления прав на земельный участок под производственным зданием в соответствии с действующим законодательством, а также необходимости направления заявления о приобретении прав в Департамент.
30.01.2014 предприниматели направили в Департамент заявление, в соответствии с которым просили:
- предоставить за плату земельный участок N 1 в границах: н1-н8 - в общую долевую собственность граждан соответственно в долях 2/3 и 1/3. На этом земельном участке расположено производственное здание, площадью 288,3 кв.м., литер Б, по адресу: г. Хабаровск, пер. Засыпной, 14б;
- предоставить земельный участок N 2 в границах: 57-н1 - в аренду граждан. На земельном участке N 2 объекты недвижимости отсутствуют.
Письмом от 17.03.2014 N 141/7672 Департамент возвратил заявление и представленные к нему материалы заявителям без рассмотрения и без согласования, указав, что участок N 2, на котором отсутствуют объекты недвижимости заявителей, в силу постановления Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 запрещен к обороту. При этом департамент предложил заявителям предоставить схему раздела земельного участка, составленную в форме раздела межевого плана "Чертеж земельных участков и их частей" в соответствии с приказом Минэкономразвития от 24.11.2008 N 412 и согласованную с Дальневосточным ТУ ИО Минобороны. При выполнении этого условия департамент готов вернуться к рассмотрению вопроса о предоставлении земельного участка в собственность.
Посчитав это письмо как необоснованное решение государственного органа в предоставлении в собственность и в аренду земельных участков, предприниматели обратились в суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий. При этом обоснованно суд исходил из следующего.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), согласно пунктов 2, 3 которой граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 70.1 ЗК РФ, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Согласно части 3 статьи 9, части 1 статьи 18 и части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения входят в состав генеральных планов поселений и городских округов, которые являются документами территориального планирования указанных муниципальных образований и подлежат обязательному применению органами местного самоуправления при принятии решений.
Из толкования приведенных норм законодательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что законодательством может быть ограничена оборото способность отдельных земельных участков в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Такое ограничение, в частности, установлено пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" (далее - Постановление N 234).
В силу подпункта "б" пункта 1 Постановления N 234, в целях обеспечения жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не используемых для реализации полномочий Российской Федерации, определенных федеральными законами, Правительство РФ постановило установить для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, которые расположены в границах населенных пунктов.
При этом пунктом 4 Постановления N 234 определено, что запрет, указанный в пункте 1 настоящего Постановления, не распространяется на отдельно перечисленные случаи, в частности продажи, предоставления в аренду и совершения иных установленных федеральными законами действий по распоряжению земельными участками, на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (подпункт "г").
Из системного толкования правовых положений подпункта "б" пункта 1 и подпункта "г" пункта 4 Постановления N 234 следует, что находящиеся в федеральной собственности земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов и на которых отсутствует недвижимое имущество, не могут быть предоставлены в аренду, поскольку являются ограниченными в обороте.
В рассматриваемом случае из материалов дела видно, что предприниматели Струкова Е.Л. и Князькина Е.В., обращаясь 30.01.2014 с заявлением в Департамент просили:
- предоставить за плату земельный участок N 1 в границах: н1-н8 - в общую долевую собственность граждан соответственно в долях 2/3 и 1/3. На этом земельном участке расположено производственное здание, площадью 288,3 кв.м., литер Б, по адресу: г. Хабаровск, пер. Засыпной, 14б;
- предоставить земельный участок N 2 в границах: 57-н1 - в аренду граждан, на котором объекты недвижимости отсутствуют.
При этом из приложенной к заявлению схемы местоположения границ земельного участка видно, что площадь земельного участка N 1 - 988 кв.м., а площадь участка N 2 - 442 кв.м.
Не возражая против оформления в собственность земельного участка N 1 и предлагая оспариваемым письмом представить схему межевого разделения земельных участков, с исключением испрашиваемого в аренду участка N 2, Департамент обоснованно исходил из того, что на предоставление в аренду земельного участка N 2 распространяется прямой запрет, установленный положениями пункта 1 и подпункта "г" пункта 4 Постановления N 234, поскольку, что на этом земельном участке отсутствует недвижимое имущество, принадлежащее заявителям.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу что первое, третье и пятое взаимосвязанные требования предпринимателей о незаконности оспариваемого отказа Департамент ИО Минобороны в оформлении прав аренды на земельный участок N 2 площадью 442 кв.м. и обязании согласовать местоположение его границ удовлетворению не подлежат.
Также не подлежит удовлетворению и второе, четвертое и шестое требования, учитывая, что заявителями составлена единая схема местоположения земельного участка на общую площадь 1430 кв.м. с включением в схему и земельного участка N 2 (442 кв.м.), на который законодательством установлен запрет на предоставление в аренду. Иная схема местоположения земельного участка N 1, площадью 988 кв.м., испрашиваемого в собственность, к заявлению не приложена, что препятствует принятию положительного решения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (далее - Перечень N 475). При этом пунктом 6 Перечня N 475 предусмотрено предоставление кадастрового паспорта земельного участка.
В рассматриваемом случае испрашиваемый в собственность земельный участок N 1 площадью 988 кв.м. еще не сформирован и на него в установленном порядке не оформлен кадастровый паспорт. В связи с чем шестое заявленное требование является преждевременным.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обосновано отказал в удовлетворении требований предпринимателей в полном объеме.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 02.07.2014 по делу N А73-3979/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Князькиной Елене Викторовне излишне уплаченную чек ордером N 41433425 от 05.07.2014 государственную пошлину в размере 900 рублей.
Возвратить из федерального бюджета Струковой Елене Леонидовне излишне уплаченную чек ордером N 4133293 от 05.07.2014 государственную пошлину в размере 900 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3979/2014
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 декабря 2014 г. N Ф03-5270/14 настоящее постановление отменено
Истец: ИП Князькина Елена Викторовна, ИП Струкова Елена Леонидовна
Ответчик: Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Минобороны России
Третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, Федеральное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2016 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-3979/14
27.10.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4371/15
03.08.2015 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3027/15
27.04.2015 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-3979/14
09.12.2014 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5270/14
14.08.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3922/14
02.07.2014 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-3979/14