город Ростов-на-Дону |
|
14 августа 2014 г. |
дело N А53-6367/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания Сидоренко Я.И.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ в городе Новочеркасске Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2014 по делу N А53-6367/2014 по заявлению открытого акционерного общества "ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод" к Управлению Пенсионного фонда РФ в городе Новочеркасске Ростовской области о признании незаконным и отмене решения,
принятое в составе судьи Еремина Ф.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к управлению Пенсионного фонда РФ в городе Новочеркасске Ростовской области (далее - управление) о признании незаконным и отмене решения управления от 14.02.14г. N 071/049/3006-2013/38 о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, которое выразилось не включением в базу для начисления страховых взносов следующих выплат: за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами; работникам - донорам за дни сдачи крови и дни отдыха; работникам за период прохождения военных сборов; не принятые к зачету Фондом социального страхования расходы на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные с нарушением законодательства.
Решением суда от 12.05.14 заявленные требования удовлетворены в полном объёме ввиду незаконности принятого управлением решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, ссылаясь на законность принятого решения. Управление так же указывает на то, что в рассмотренном заявлении общество не излагало возражений против решения управления в части не принятия к зачету Фондом социального страхования расходов на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенных с нарушением законодательства, и в решении суда первой инстанции, несмотря на признание незаконным так же и этой части решения управления, не приведены мотивы, по которым решение управления признано незаконным и в этой части.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Общество и управление своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем и на основании ч.3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проводится в их отсутствие.
От общества во исполнение определения от 17.07.2014 г. и на основании ч.2 ст. 49 АПК РФ поступило ходатайство, в котором общество заявило частичный отказ от заявленных требований в части оспаривания решения управления, принятого по недоимке в части расходов на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством на сумму 54 176,27 рублей. В остальной части общество просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ч.2 ст. 49, п.4 ч.1 ст. 150 АПК РФ признал ходатайство общества об отказе от заявления о признании незаконным решения управления, принятого по недоимке в части расходов на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством на сумму 54 176,27 рублей, согласно которому обществу необходимо уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 16 554,07 руб., пени в сумме 4 087,95 руб., штраф в размере 3 310,80 руб., поскольку данный отказ заявлен представителем общества в пределах предоставленных ему доверенностью N 251НЭЗ-2/2014 от 17.02.2014 г. полномочий и не нарушает прав других участвующих в деле лиц. Ввиду изложенного решение суда первой инстанции, принятое по данному требованию, отменяется судом апелляционной инстанции, производство по делу в этой части прекращается.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции проверяет законность решения суда первой инстанции в части признания незаконным решения управления о привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, которое выразилось не включением в базу для начисления страховых взносов следующих выплат: за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами; работникам - донорам за дни сдачи крови и дни отдыха; работникам за период прохождения военных сборов.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество поставлено на учет в МИФНС России N 13 по Ростовской области 18.12.13г.
С 12.09.13г. по 12.11.13г. специалистами управления проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 10.01.14г. N 071/049/3006-2013.
По результатам рассмотрения Акта выездной проверки от 10.01.14г. N 071/049/3006-2013, начальником управления Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новочеркасске вынесено Решение от 14.02.2014 N071/049/3006-2013/38 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которое выразилось в не включении в базу для начисления страховых взносов следующих выплат:
- за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами - в данной части решения обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 22 881,90 руб., пени в сумме 4 797,40 руб., и штраф в размере 4 576,38 руб.;
- работникам - донорам за дни сдачи крови и дни отдыха - в данной части решения обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 561 279,03 руб., пени в сумме 111 815,06 руб., и штраф в размере 112 255,81 руб.;
- работникам за период прохождения военных сборов - в данной части решения обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 18 213,00 руб., пени в сумме 21 945,62 руб., и штраф в размере 23 642,61 руб.;
- по недоимке в части расходов на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством на сумму 54 176,27 рублей, согласно которому обществу необходимо уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 16 554,07 руб., пени в сумме 4 087,95 руб., штраф в размере 3 310,80 руб.
Не согласившись с решением управления в части привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, которое выразилось в не включении в базу для начисления страховых взносов следующих выплат: за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами; работникам - донорам за дни сдачи крови и дни отдыха; работникам за период прохождения военных сборов, общество обратилось в суд с заявлением о признании решения управления незаконным.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции в части признания недействительным указанного решения управления в части привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, которое выразилось в не включении в базу для начисления страховых взносов за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, не подлежащим отмене ввиду следующего.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ) база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Из материалов дела следует, что общество не включало в базу для начисления страховых взносов суммы выплат одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, осуществляемые в соответствии со ст. 262 ТК РФ. Данное обстоятельство послужило основанием для доначисления обществу недоимки 22 881,90 руб., пени в сумме 4 797,40 руб., и штраф в размере 4 576,38 руб.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что доначисление управлением названных сумм является необоснованным.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, выплаты одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Согласно положениям закона N 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Статьей 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - закон N 125-ФЗ) также предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как указано выше, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом имеет характер государственной поддержки и не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Следовательно, оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
Учитывая изложенное, вопреки доводам управления, суд первой инстанции верно признал недействительным решение управления в части вывода о занижении базы для исчисления страховых взносов из суммы выплат одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, осуществляемые в соответствии со ст. 262 ТК РФ, и соответствующем доначислении и предложении заявителю уплатить недоимку, пени и штраф.
Признавая расходы обоснованными, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что страхователем при расчете выплаты не нарушен п. 13 Положения Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. Расхождений в среднечасовом заработке, учитываемом при исчислении пособия фондом не установлено, а п. 13 Положения не определяет количества часов, за которые выдается пособие по оплате дополнительных выходных по уходу за детьми-инвалидами.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части признания недействительным решения управления в указанной части не подлежит отмене. Апелляционная жалоба на решение суда в этой части отклоняется.
Правовых оснований для признания недействительным решения управления в части привлечения общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, которое выразилось в не включении в базу для начисления страховых взносов следующих выплат работникам - донорам за дни сдачи крови и дни отдыха, а так же работникам за период прохождения военных сборов, у суда первой инстанции не имелось. В данных частях решение управления является законным ввиду следующего.
Так, выплаты, сохраняемые на время прохождения военных сборов, включаются в базу для исчисления страховых взносов по следующим основаниям.
На основании ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения ими государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов - работодатель несет обязанность по выплате заработной платы с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно п. 3 указанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч. 1 ст. 7 закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен ст. 9 закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в указанном перечне не указан.
Из совокупного толкования перечисленных правовых норм следует вывод о том, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
Таким образом, страхователь обязан включать в базу для начисления страховых взносов расходы по выплате среднего заработка сохраняемого на время нахождения работающего гражданина на военных сборах.
Сходная правовая позиция поддержана ВАС РФ в определениях ВАС-13062/12 от 19.10.12г., ВАС-17305/12 от 28.12.12г., в деле N А53-23400/2013.
Выплаты работникам - донорам за дни сдачи крови и дни отдыха, включаются в базу для исчисления страховых взносов по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, перечисленным в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Закона).
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, перечисленных в статье 9 этого Закона.
Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определен статьей 9 Закона N 212-ФЗ.
Согласно положениям статьи 186 ТК РФ работник освобождается от работы в день сдачи крови и ее компонентов, после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха, при этом за работником сохраняется средний заработок.
Законодательное закрепление положения о том, что за работником в упомянутых случаях сохраняется средний заработок, означает, что работнику за день сдачи крови и ее компонентов и день отдыха после этого выплачивается заработная плата. Такие выплаты работодатель производит на основании закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении.
Эти выплаты в перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, определенный статьей 9 Закона N 212-ФЗ, не включены.
Выплата среднего заработка работнику работодателем в связи с наличием предусмотренных статьей 186 ТК РФ обстоятельств возможна только при наличии трудовых отношений между работником и работодателем, что в силу части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предполагает включение названной выплаты в объект обложения страховыми взносами.
Указанная правовая позиция применительно к обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний содержится в постановлениях Президиума ВАС РФ от 13.09.11г. N 4922/11 и от 13.05.14г. N 104/14 по делу N А65-21043/2012.
Таким образом, страхователь обязан включать в базу для начисления страховых взносов выплаты работникам - донорам за дни сдачи крови и дни отдыха.
Основываясь на изложенном суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение управления является законным в части привлечения общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах, которое выразилось в не включении в базу для начисления страховых взносов выплат работникам - донорам за дни сдачи крови и дни отдыха, а так же выплат работникам за период прохождения военных сборов. В связи с этим решение управления в данной части не подлежало признанию недействительным, а заявление общества - удовлетворению.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в этой части подлежит изменению судом апелляционной инстанции с принятием нового судебного акта об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований в названной части. В этой части апелляционная жалоба управления удовлетворяется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 150, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ ОАО "Энергопром - Новочеркасский электродный завод" от требования о признании недействительным принятого Управлением Пенсионного фонда РФ в городе Новочеркасске Ростовской области решения от 14.02.2014 г. N 071/049/3006-2013/38 в части привлечения ОАО "Энергопром - Новочеркасский электродный завод" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в отношении непринятых к зачёту Фондом социального страхования расходов на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 54 176 рублей 27 копеек, в виде возложения обязанности по уплате недоимки в сумме 16 554 (шестнадцать тысяч пятьсот пятьдесят четыре) рублей 07 копеек, пени в сумме 4 087 (четыре тысячи восемьдесят семь) рублей 95 копеек, штрафа в размере 3 310 (три тысячи триста десять) рублей 80 копеек. Решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2014, принятое по заявлению в указанной части отменить. Прекратить производство по делу в указанной части.
В оставшейся части решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.05.2014 изменить, изложив абзац N 1 резолютивной части решения в следующей редакции: "Признать недействительным принятое Управлением Пенсионного фонда РФ в городе Новочеркасске Ростовской области решения от 14.02.2014 г. N 071/049/3006-2013/38 в части привлечения ОАО "Энергопром - Новочеркасский электродный завод" к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах в отношении не включения в базу для начисления страховых взносов в 2011-2012 годах сумм среднего заработка, выплачиваемых организацией за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, в виде возложения обязанности по уплате недоимки в сумме 22 881 (двадцать две тысячи восемьсот восемьдесят один) рублей 90 копеек, пени в сумме 4 797 (четыре тысячи семьсот девяносто семь) рублей 40 копеек, штрафа в размере 4 576 (четыре тысячи пятьсот семьдесят шесть) рублей 38 копеек. В удовлетворении заявления в оставшейся части отказать."
Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6367/2014
Истец: ОАО "ЭНЕРГОПРОМ - Новочеркасский электродный завод"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочеркасске Ростовской области
Третье лицо: Управление Пенсионного фонда в г. Новочеркасске
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10184/14