г. Москва |
|
30 июля 2014 г. |
Дело N А41-14011/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от ИП Смирнова Р.С.: не явились, извещены;
от Администрации Истринского муниципального района Московской области: Донских Н.В., по доверенности от 20.01.2014 N 5706;
от Комитета по Управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Истринского муниципального района Московской области, Комитета по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2014 года по делу N А41-14011/14, принятое судьей Богатыревой Г.И. по заявлению индивидуального предпринимателя Смирнова Романа Сергеевича к Администрации Истринского муниципального района Московской области, третье лицо - Комитет по Управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействие Администрации Истринского муниципального района Московской области, выраженное в не предоставлении ответа на заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельных участках на кадастровом плане и не утверждение схемы расположения земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Смирнов Роман Сергеевич обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений), в котором просит:
- признать незаконным бездействие Администрации Истринского муниципального района Московской области, выраженное в не предоставлении ответа на заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040326 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 62841 кв.м, земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040357 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 73213 кв.м и земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040357 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 131610 кв.м для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства от 21.01.2014 (входящий N 384);
- обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области утвердить приложенные к настоящему заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040326 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 62841 кв.м, земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040357 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 73213 кв.м. и земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040357 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 131610 кв.м. и принять соответствующее решение;
- обязать Администрацию Истринского муниципального района Московской области выдать крестьянскому (фермерскому) хозяйству Смирнова Романа Сергеевича схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040326 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 62841 кв.м, земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040357 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 73213 кв.м и земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040357 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 131610 кв.м.
В качестве заинтересованного лица, в отношении которого предъявлены требования, в деле участвует Администрация Истринского муниципального района Московской области, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет по Управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2014 года требования Индивидуального предпринимателя Смирнова Романа Сергеевича удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Администрация Истринского муниципального района Московской области и Комитет по управлению имуществом Истринского муниципального района Московской области обжаловали его в апелляционном порядке.
Администрация направила в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заявитель и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене, а заявленные требования подлежащими удовлетворения в части.
Как следует из материалов дела, 21.01.2014 заявитель обратился в Администрацию Истринского муниципального района Московской области с заявлением, в котором просил, в т. ч., утвердить приложенные к данному заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040326 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 62841 кв.м, земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040357 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 73213 кв.м. и земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040357 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 131610 кв.м. и выдать крестьянскому (фермерскому) хозяйству Смирнова Романа Сергеевича схемы расположения указанных земельных участков.
В данном заявлении предприниматель указал, что данные земельные участи будут использоваться для размещения торгового объекта, в целях реализации товара, произведенного КФХ Смирнова Р. С. Общий размер испрашиваемых земельных участков обосновывается предполагаемыми к осуществлению на указанном земельном участке видами деятельности КФХ, а именно: растениеводство и овощеводство: декоративное садоводство и производство продукции питомников. Указанные размеры близки к минимально возможным значениям, обеспечивающим окупаемость предполагаемой к осуществлению деятельности КФХ. Кроме того, размер указанного земельного участка обусловлен также необходимостью размещения на нем строений и сооружений для осуществления деятельности КФХ, а так же торгового объекта для реализации товаров КФХ.
Ответа на вышеуказанное обращение не последовало.
Таким образом, заявитель, считая бездействие Администрации Истринского муниципального района Московской области, выраженное в не предоставлении ответа на заявление, незаконным, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что подача соответствующего заявления порождает обязанность органа государственной власти рассмотреть указанный вопрос и принять законное решение. Исходя из смысла действующего законодательства, орган государственной власти, которому подано соответствующее заявление, обязан рассмотреть заявление и дать по нему мотивированный ответ.
Относительно требований предпринимателя о выдаче схемы расположения земельного участка, суд первой инстанции указал, что удовлетворяет указанные требования в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции относительно удовлетворения требования предпринимателя о признании незаконным бездействия Администрации, ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В силу п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В силу п. 6 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Под бездействием, обжалуемым в порядке статьи 198 АПК РФ следует понимать неисполнение органом власти, должностным лицом обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Подача соответствующего заявления порождает обязанность органа государственной власти рассмотреть указанный вопрос и принять законное решение.
Доказательств направления какого-либо ответа на обращение предпринимателя Администрацией не представлено.
Представленное в материалы дела Администрацией письмо от 28.08.2013 N 7028 не может быть оценено апелляционным судом, как доказательство направления ответа предпринимателю, ввиду того, что подтверждения его отправки в адрес ИП Смирнова Р.С. не представлено.
Таким образом, указанное бездействие не соответствует вышеприведенным нормам закона и нарушает права и законные интересы заявителя. Соответственно, заявленные требования заявителя в части признания незаконным бездействия Администрации подлежат удовлетворению.
Кроме того, апелляционный суд, в целях восстановления нарушенных прав заявителя, полагает необходимым обязать Администрацию направить предпринимателю ответ на указанное заявление.
Относительно требований об утверждении схемы расположения земельного участка, апелляционный суд установил следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 данной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Таким образом, утверждение схемы расположения земельного участка влечет за собой обязанность Администрации по предоставлению указанного земельного участка заявителю в собственность либо на праве аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Из совокупного толкования норм пункта 1 статьи 36, пункта 2 статьи 35 ЗК РФ собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется в соответствии с правилами пункта 3 статьи 33 ЗК РФ.
Из положений пункта 3 статьи 33 данного Кодекса следует, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Исходя из вышеприведенных норм, заявитель обязан доказать, что для эксплуатации принадлежащего ему объекта недвижимости необходим земельный участок именно такой площади.
Между тем, таких доказательств в материалы дела не представлено.
Заявитель своего представителя в судебное заседание апелляционного суда не направил, заявлений, ходатайств, иных документов не представил.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Кроме того, в материалах настоящего дела имеется выписка из протокола заседания Комиссии при Администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района от 02.04.2013 N 5, из которой следует, что Администрацией принято решение о предоставлении трех испрашиваемых заявителем земельных участков гр-ну. Стерлигову Г.Л.
Как пояснил представитель Администрации, в настоящее время идет оформление указанных земельных участков в пользование Стерлигова Г.Л.
Таким образом, требования заявителя об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2014 года по делу N А41-14011/14 отменить. Удовлетворить требования ИП Смирнова Р.С. частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Истринского муниципального района Московской области, выраженное в не предоставлении ответа на заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040326 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 62841 кв.м, земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040357 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 73213 кв.м и земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала с кадастровым номером 50:08:0040357 на территории Московской области, Истринского района, в районе д. Еремеево ориентировочной площадью 131610 кв.м для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства от 21.01.2014 (входящий N 384).
Обязать Администрацию направить ответ истцу на указанное заявление в десятидневный срок.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14011/2014
Истец: Смирнов Р. С.
Ответчик: Администрация Истринского муниципального района МО
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Истринского муниципального района, Администрация Истринского муниципального района в Московской области