город Омск |
|
11 августа 2014 г. |
Дело N А75-1043/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6639/2014) отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Нефтеюганску на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.04.2014 по делу N А75-1043/2014 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению Нефтеюганского городского муниципального унитарного предприятия "Универсал сервис" (ИНН 8604032987) к отделу Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Нефтеюганску об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителей:
от отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел по г. Нефтеюганску - представитель не явился, извещен;
от Нефтеюганского городского муниципального унитарного предприятия "Универсал сервис" - представитель Леонова Ольга Анатольевна по доверенности от 21.07.2014 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
установил:
Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие "Универсал сервис" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания Отдела ГИБДД ОМВД России по г. Нефтеюганску (далее - ответчик, Отдел ГИБДД, административный орган) от 03.02.2014 недействительным.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.04.2014 по делу N А75-1043/2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, с чем административный орган не согласился, обжаловав его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что в ходе повседневного надзора за содержанием улично-дорожной сети города Нефтеюганска, 03.02.2014 госинспектором БДД группы ДН Отдела ГИБДД старшим лейтенантом полиции Майдановым П.Б. был выявлен недостаток в содержании улично-дорожной сети, а именно образование снежного наката в виде уплотненного слоя в заездных карманах остановок общественного транспорта расположенных на улично-дорожной сети г. Нефтеюганска.
После этого в присутствии свидетелей были составлены акты выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 03.02.2014.
03.02.2014 предприятию начальником Отдела ГИБДД выдано Предписание сроком исполнения до 06.02.2014.
В соответствии с пунктом 1 Предписания предприятию в срок до 06.02.2014 необходимо произвести снегоочистку заездных карманов остановок общественного транспорта, расположенных на улично-дорожной сети города.
Формулируя выводы о незаконности данного предписания, суд первой инстанции указал, что оно не содержит информации о выявленных в ходе проверки нарушениях, носит неконкретный характер относительно объекта устранения правонарушений. Отсутствие информации о фактах выявленных нарушений, а так же конкретики требований предписания может повлечь необоснованное привлечение лица, которому оно выдано, к административной ответственности.
В апелляционной жалобе Отдел ГИБДД с выводами суда первой инстанции не соглашается, просит отменить принятое решение. Заинтересованное лицо считает, что предписание выдано при наличии к тому оснований (по факту обнаружения снежного наката в виде уплотненного слоя снега в заездных карманах остановок общественного транспорта, расположенных на улично-дорожной сети г. Нефтеюганска). При этом, предписание содержит конкретные требования по устранению недостатков (очистка проезжей части от снега). Привлечение лица к административной ответственности возможно только в случае игнорирования требований предписания, что не может нарушать права и интересы лица, которому оно выдано.
Предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило отказать в удовлетворении жалобы, судебное решение оставить без изменения как законное и обоснованное. Заявитель поддержал выводы суда о неконкретности предписания относительно объекта устранения нарушений.
Судебное заседание проведено при участии представителя предприятия, поддержавшего доводы отзыва на апелляционную жалобу. Административный орган, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, ходатайства об отложении не заявил, что по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 12 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона N 196-ФЗ предусмотрено, что федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" на полицию, в числе прочего, возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании пункта 21 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставлено право требовать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций проведения мероприятий, предусмотренных законодательством о безопасности дорожного движения.
Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (далее - Положение), возлагает на Госавтоинспекцию обязанности, в числе прочего, по изучению условий дорожного движения, принятию мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов (подпункт "н" пункта 11 Положения); предоставляет право Госавтоинспекция давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах (подпункт "б" пункта 12 Положения).
Порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотрен в Наставлении по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Наставление).
Согласно пункту 10.2 Наставления контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, установкой и эксплуатацией технических средств организации дорожного движения осуществляется посредством проведения: комплексной проверки дорог и улиц; специальных проверок (готовности дорожных и коммунальных организаций к зимнему содержанию дорог и улиц, проверки состояния железнодорожных переездов, ледовых переправ, маршрутов общественного транспорта, перевозки крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов); контрольных проверок; повседневного надзора.
В соответствии с пунктами 10.2.7, 10.2.7.1, 10.2.7.2 Наставления при проведении контрольных проверок проверяется выполнение мероприятий, предусмотренных комплексными и специальными проверками, выполнение ранее выданных предписаний, текущее эксплуатационное состояние дорог и улиц, дорожных сооружений, иных объектов и железнодорожных переездов, а также соблюдение требований технических норм при их строительстве, реконструкции или ремонте. По результатам контрольных проверок должностным лицам, нарушившим правила ремонта и содержания дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов, готовится предписание за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения с указанием сроков устранения выявленных недостатков.
В силу пунктов 10.2.8.1 и 10.2.8.2 Наставления повседневный надзор осуществляется за условиями движения в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, который производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора. В ходе повседневного надзора за условиями движения контролируется состояние технических средств организации дорожного движения, эксплуатационное состояние дорог и инженерных сооружений, соблюдение требований по обеспечению безопасности движения при проведении ремонтно-строительных и других работ на дорогах.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что начальник Отдела ГИДББ как государственный инспектор дорожного надзора наделен правом выдавать обязательные для исполнения предписания, в случае выявления нарушений.
При этом, по смыслу действующего законодательства предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. При этом требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. В предписании должно быть указано, какое положение закона нарушено, в чем заключается нарушение. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
Кроме того, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
В нарушении части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административным органом не доказан факт исполнимости выданного им предписания.
Как верно указано судом первой инстанции, оно не содержит информации о выявленных в ходе проверки нарушениях, носит неконкретный характер относительно объекта устранения правонарушений. Отсутствие информации о фактах выявленных нарушений, а так же конкретики требований предписания может повлечь неисполнение данного предписания и, соответственно, необоснованное привлечение лица, которому оно выдано, к административной ответственности.
При этом, судом первой инстанции верно отмечено, что отражение выявленных нарушений в актах выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 03.02.2014 (л. д. 58-69) для рассмотрения законности и обоснованности предписания правового значения не имеет, так как из актов не следует, что об их составлении было осведомлено предприятие, акты составлены в отсутствие представителя предприятия, доказательств направления предприятию актов, либо ознакомления с текстом актов представителя заявителя в последующем, не имеется.
Таким образом, предписание от 03.02.2014 не соответствует положениям действующего законодательства и, как следствие, незаконно возлагает на предприятие неконкретные обязанности, в связи с чем, данный ненормативный правовой акт Отдела ГИБДД обоснованно признан судом первой инстанции недействительным.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации административный орган освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Нефтеюганску оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.04.2014 по делу N А75-1043/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-1043/2014
Истец: Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие "Универсал Сервис"
Ответчик: отдел Государственной инспекции безопасности дорожного движения отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Нефтеюганску, Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Нефтеюганску