г. Москва |
|
08 августа 2014 г. |
Дело N А41-22377/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2014 по делу N А41-22377/14, принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
УСТАНОВИЛ:
администрация Воскресенского муниципального района Московской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области (далее - управление) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0071002:0007 площадью 1195 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Железнодорожная, 2 (далее - спорный земельный участок).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2014 требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, управления.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между администрацией и ОАО "Ростелеком" заключен договор аренды земельного участка для ведения предпринимательской деятельности от 22.03.2004 N 161, сроком до 19.11.2013.
Договор аренды земельного участка от 22.03.2004 N 161 в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации возобновлен на неопределенный срок, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 19.12.2013 N 34/001/2013-956.
Согласно договору аренды земельного участка от 22.03.2004 N 161 арендатору передан земельный участок с кадастровым номером 50:29:0071002:0007 площадью 1195 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, ул. Железнодорожная, 2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под трехэтажным зданием АТС.
Согласно кадастровой выписке от 21.01.2014 на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0071002:0007 расположено здание АТС площадью 688,40 кв.м, принадлежащее на праве собственности ОАО "Ростелеком", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.12.2011 и выпиской из ЕГРП от 19.12.2013.
При этом в выписке из ЕГРП от 19.12.2013 N 34/001/2013-956 содержатся сведения о том, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:29:0071002:0007 является Российская Федерация, о чем в ЕГРП внесена регистрационная запись от 29.06.2004 N 50-01/29-13/2004-319.
Считая, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно в нарушение действующего законодательства, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Удовлетворяя требование администрации, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также изучив доказательства, необходимые для установления критериев, по которым спорный земельный участок в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие ЗК РФ) может быть отнесен к соответствующему уровню собственности либо свидетельствующие о том, что земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, полномочия по распоряжению которым принадлежат муниципальному образованию в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ, частью 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Закон о разграничении государственной собственности) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
Таким образом, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у администрации отсутствует право распоряжения им, в том числе, право сдачи его в аренду, а также право получения арендных платежей.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права, однако перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав.
Согласно статье 17 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельный участок могло возникнуть в связи с признанием такового федеральными законами, право собственности на которое возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельного участка по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Законом о разграничении государственной собственности.
Из части 2 статьи 2 Закона о разграничении государственной собственности следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки, как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Однако выявление обстоятельств, связанных с установлением незаконности действий регистрирующего органа при государственной регистрации права собственности на земельный участок, не может автоматически служить основанием для вывода об отсутствии у Российской Федерации права собственности на спорный земельный участок без проверки оснований наличия либо отсутствии такого право в силу закона.
Статья 3.1 Закон о введении в действие ЗК РФ содержит критерии отнесения земель к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом, законом право распоряжения землями, находящимися в государственной неразграниченной собственности, возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Следовательно, в рамках рассмотрения настоящего дела определяющим обстоятельством является установление возможного отнесения спорного земельного участка к собственности Российской Федерации, ее субъектов, муниципального образования исходя из требований статьи 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ либо нахождения спорного земельного участка в государственной неразграниченной собственности.
Спорный земельный участок не занят зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; в составе иных земель не был предоставлен ранее органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; не находится на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; не предоставлялся в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги". Никаких доказательств, свидетельствующих о том, что спорный земельный участок входит в состав лесного фонда, был предоставлен для нужд Вооруженных сил Российской Федерации, относится к особо охраняемой природной территории не имеется. Иных оснований, предусмотренных федеральными законами, для отнесения данного земельного участка к федеральным землям, не установлено.
Согласно представленным в материалы дела документам на спорном земельном участке расположено здание АТС площадью 688,40 кв.м, принадлежащее на праве собственности ОАО "Ростелеком", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.12.2011 и выпиской из ЕГРП от 19.12.2013.
Таким образом, спорный земельный участок к исключительной собственности Российской Федерации не относятся.
Судом в целях исключения возможного иного способа защиты права администрации проверены основания в соответствии со статьей 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ для отнесения спорного земельного участка к уровню собственности субъектов Российской Федерации или собственности поселений, городских округов, муниципальных районов.
Управление в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2013 N 12790/13 уточнена правовая позиция по вопросу разграничения государственной собственности на землю до введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В названном постановлении разъяснено, что в период с 20.12.2001 по 01.07.2006 основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", с 01.07.2006 по настоящее время - статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьи 3 - 5 названного Федерального закона устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
Статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" изменены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
Такое основание разграничения находящихся в государственной собственности земельных участков, как принадлежность расположенного на них недвижимого имущества до его приватизации к определенному уровню публичной собственности, из критериев разграничения исключено.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если они не были разграничены изданными до вступления в силу названного Федерального закона актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Таким образом, поскольку на момент введения в действие с 01.07.2006 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок с кадастровым номером 50:29:0071002:0007 не был разграничен в порядке, установленном Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" по утвержденным актами Правительства Российской Федерации перечням, названный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Следовательно, администрация Воскресенского муниципального района Московской области вправе распоряжаться таким земельным участком в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Администрацией в материалы дела представлен акт обследования спорного земельного участка от 28.02.2012, из которого следует, что на спорном земельном участке присутствуют элементы ограждения (участок выгорожен забором (материал - металлические пруты); нежилое здание, 3-этажное, общая площадь 688,40 кв.м, принадлежащее на праве собственности ОАО "Ростелеком", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.12.2011 50-АГ N 084414 (с приложенными фотографиями). Осмотр произведен при участии представителя управления. На акте обследования земельного участка имеется его подпись.
Исходя из имеющихся в материалах дела документов спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок нарушает законные права администрации в отношении спорного земельного участка, предоставленные пунктом 10 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ и частью 1 статьи 11 ЗК РФ, и никаким способом защиты, кроме избранного в рамках настоящего дела, защищен быть не может.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2014 по делу N А41-22377/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-22377/2014
Истец: Администрация Воскресенского муниципального района Московской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Московской области, Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
Третье лицо: Главное управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, ОАО "Ростелеком", Управление Росреестра По Московской Области