г. Томск |
|
15 августа 2014 г. |
Дело N А27-7502/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Кривошеиной С. В.
при ведении протокола судебного заседания Романовой Ю. А.
без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Гарифуллина Минавала Шаихьяновича на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.06.2014 по делу N А27-7502/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья И.В. Конкина), по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Кемеровской области к индивидуальному предпринимателю Гарифуллину Минавали Шаихьяновичу (ИНН 421303287220, ОГРН 304421311400061), Кемеровская область, г. Мариинск, о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Кемеровской области (далее - Управление госавтодорнадзора, Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Гарифуллина Минавали Шаихьяновича (далее - предприниматель Гарифуллин М.Ш.) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 18.06.2014 в удовлетворении требования о привлечении предпринимателя Гарифуллина М.Ш. к административной ответственности Управлению отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель Гарифуллин М.Ш. обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.06.2014 изменить, исключив из мотивировочной части выводы суда об установлении вины предпринимателя в совершении вмененного правонарушения и о доказанности наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Апеллянт в обоснование своей апелляционной жалобы ссылается на утвержденный Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.01.2012 N 20 Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", требования которого предпринимателем соблюдены, указанная система установлена; тот факт, что на момент проверки данная система не работала не свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Кроме того, по мнению предпринимателя, в основу решения суд положил недопустимое доказательство - протокол об административном правонарушении, поскольку он составлен неправильно, в нем не указаны конкретные пункты нормативных актов, которые, по мнению административного органа, нарушил предприниматель.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление госавтодорнадзора не соглашается с ее доводами, считая решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Согласно материалам дела, 17.01.2014 в 16 часов на конечной остановке "Анжерская" в составе комиссии государственного инспектора отдела технадзора ОГИБДД Воронина А.В., заместителя главы г. Мариинска Мезенцева А.А., старшего государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Свирида Н.Н. был остановлен автобус марки ЛУИДОР 225000, гос. номер Р 475 ВК 142, принадлежащий предпринимателю Гарифуллину М.Ш. под управлением водителя Кольтюгина С.Н., который перевозил пассажиров по маршрутной сети г. Мариинска с отключенной аппаратурой спутниковой системы навигации ГЛОНАСС, о чем был составлен рапорт.
28.01.2014 на основании поступившего рапорта старшим государственным инспектором Управления государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Свиридом Н.Н. составлен протокол N 032392 в отношении предпринимателя Гарифуллина М.Ш., согласно которому установленным фактом перевозки пассажиров с отключенной аппаратурой спутниковой системы навигации ГЛОНАСС нарушены Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720; Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26.01.2012 N 20 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные средства, категории М, используемых для коммерческих перевозок, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой системы навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
Полагая, что данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Управление обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, однако установил, что в данном случае истек установленный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, образует осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ, лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа; лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Подпункт 24 пункта 1 статьи 12 названного Закона обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к получению лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280, установлены лицензионные требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения проверки заявителем выявлен факт нарушения предпринимателем Гарифуллиным М.Ш., подпункта "ж" пункта 4 указанного Положения, которым к числу лицензионных требований при осуществлении перевозок пассажиров отнесено использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Факт несоблюдения предпринимателем указанных выше правовых норм подтверждается материалами дела (рапорт N 1 от 17.01.2014, протокол N 032392 от 28.01.2014).
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предприниматель Гарифуллин М.Ш. допустил осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), за что предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В обоснование апелляционной жалобы предприниматель ссылается на утвержденный Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.01.2012 N 20 Порядок оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", требования которого предпринимателем соблюдены.
Между тем, Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26.01.2012 N 20 "Об утверждении порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные средства, категории М, используемые для коммерческих перевозок, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой системы навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", и абзац 2 пункта 8 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, признаны недействующими решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.04.2014 N АКПИ 14-40.
Однако, абзац 1 пункта 8 названного регламента своего действия не утратил.
Из него следует, что транспортные средства, включая специальные транспортные средства, категории М, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанной аппаратурой.
Требования к системам спутниковой навигации утверждены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2012 N 285 "Об утверждении требований к средствам навигации и аппаратно-программным навигационным комплексам, функционирующим с использованием навигационных сигналов ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, и предназначенным для обязательного оснащения транспортных средств категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов".
Согласно пункту 1 приложения N 1 к названному приказу, вступившему в законную силу с 01.01.2013, аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (абонентский терминал) включает оборудование, установленное на транспортном средстве, реализующее функции определения географических координат и параметров движения транспортного средства посредством использования технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и выполняющее, по крайней мере, одну из следующих функций:
- периодическая передача информации о транспортном средстве в систему мониторинга;
- передача сообщения о транспортном средстве при дорожно-транспортном происшествии;
- установление двустороннего голосового соединения с экстренными оперативными службами.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что для реализации и выполнения заданных функций навигационное оборудование, установленное на транспортном средстве, должно быть в рабочем состоянии и использоваться.
В связи с изложенным, довод апеллянта о том, что обеспечение постоянной работоспособности навигационного оборудования не является обязательным для соблюдения лицензионного требования о наличии и использовании технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованный.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства отсутствия возможности соблюдения предпринимателем вышеуказанных норм права.
Таким образом, вывод суда о наличии в действиях предпринимателя состава и события административного правонарушения, подтверждается материалами дела и является обоснованным.
Между тем, в соответствия с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в случае рассмотрения дела судьей, составляет 3 месяца.
Из материалов дела следует, что нарушение, явившееся основанием для составления протокола, произошло 17.01.2014, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности истек 17.04.2014.
При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что истек установленный статьей 4.5 КоАП РФ трехмесячный срок давности привлечения ответчика к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, является обоснованным.
Указанное обстоятельство предпринимателем не оспаривается.
Апелляционным судом отклоняется довод апелляционной жалобы относительно того, что суд положил в основу решения недопустимое доказательство - протокол об административном правонарушении, поскольку он, по мнению апеллянта, составлен неправильно.
Требования к протоколу об административном правонарушении изложены в статье 28.2 КоАП РФ.
Так, в соответствии с частью 2 данной статьи в протоколе указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Материалами дела подтверждается, что сам протокол был представлен предпринимателю для ознакомления, где он и изложил свои пояснения по выявленному факту.
Согласно части 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.
Существенных недостатков в содержании протокола N 032392 от 28.01.2014 апелляционным судом не установлено. Неуказание в протоколе конкретных пунктов нормативных актов, которые, по мнению административного органа, нарушил предприниматель, в силу вышеизложенного к существенным недостаткам не относится.
С учетом установленных конкретных обстоятельств по делу оснований для изменения мотивировочной части решения суда первой инстанции, на чем настаивает апеллянт, для отмены решения по другим основаниям апелляционный суд не установил.
В соответствии со статьей 229 АПК РФ решение суда первой инстанции по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь статьями 229, 271, 272.1, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 18.06.2013 по делу N А27-7502/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С. В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7502/2014
Истец: Управление Государственного автодорожного надзора по Кемеровской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Ответчик: Гарифуллин Минавали Шаихьянович