г. Москва |
|
14 августа 2014 г. |
Дело N А40-141312/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Алексеевой Е.Б., Седова С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Закировой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства обороны РФ и ФГКУ "ЦТУИО"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26.05.2014 по делу N А40-141312/13,
принятое судьей Кравчик О.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью
"Управляющая компания ЖК Борисоглебский"
(ОГРН 1095040005554, 140105, Московская область, г. Раменское, ул. Мира, 2)
к РФ в лице Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037700255284, Москва, ул. Знаменка, д. 19),
Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
(ОГРН 1037715046467, 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, 41)
о взыскании задолженности
при участии в судебном заседании:
от истца: Исайкин А.В. по доверенности от 23.04.2014
от ответчика 1: Алимаев Р.А. по доверенности от 14.05.2014
от ответчика 2: Прусакова В.А. по доверенности от 26.02.2014
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖК Борисоглебский" к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании (с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ) с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 632 656 руб. 56 коп., взыскании с ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 1 144 485 руб. 25 коп., а при недостаточности денежных средств учреждения в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
Решением суда иск удовлетворен.
На указанное решение суда ответчиками поданы апелляционные жалобы, в которых заявители просят решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалоб заявители ссылаются на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представители заявителей доводы апелляционных жалоб поддержали, представитель истца против доводов жалобы возражал.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Истец является управляющей компанией многоквартирных жилых домов, находящихся по адресу: Московская область, г. Раменское, ул. Мира, д. 4, 5 (протоколом N 1 от 31.10.2009).
Правообладателем квартир N N 1, 4, 10, 15, 19, 24, 34, 39, 40, 44, 64, 69, 74, 166 (дом N 4), NN 4, 64, 69 (дом N 5) является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, часть из которых была передана в оперативное управление ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России, что подтверждается представленными в материалы дела выписками ЕГРП (т. 4, л.д. 10-27).
Поскольку ответчики являются (являлись) правообладателями вышеуказанных квартир, в силу ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 153 ЖК РФ, они обязаны возместить истцу расходы по их содержанию за время фактического правообладания ими, что в период с 01.04.2011 по 31.03.2014, составляет в части ответчика Минобороны России - 632 656 руб. 56 коп., в части ответчика ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России - 1 144 485 руб. 25 коп., что подтверждается договорами с ресурсоснабжающими организациями, иными договорами, актами, а также поквартирным расчетом задолженности (т. 1, л.д. 48-122, т. 2, л.д. 1-141, т. 4, л.д. 29).
Размер задолженности ответчиков документально подтвержден, ответчиками не оспорен. Суд пришел к правильному выводу о том, что ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку часть квартир передана в оперативное управление, что подтверждается выписками ЕГРП. Доказательств передачи квартир в спорный период третьим лицам ответчиком не представлено.
Министерство обороны, как орган исполнительной власти, уполномоченный, в том числе в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Учитывая изложенное, бремя по содержанию имущества возложено на Государственного заказчика - Министерство обороны Российской Федерации.
В силу статей 120, 210, 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, несет бремя содержания этого имущества.
На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
Право оперативного управления зарегистрировано, о чем в деле имеются выписки из ЕГРП, в связи с чем требования искового заявления согласно представленному расчету правомерно предъявлены к ответчику Минобороны России с момента права собственности до момента передачи жилых помещений в оперативное управление, а с момента передачи жилых помещений в оперативное управление - к ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России.
В соответствии со ст.ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Поскольку доказательства оплаты названной суммы задолженности ответчики не представили, исковые требования в заявленном размере удовлетворены обоснованно.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы Министерства обороны РФ об отсутствии сведений о принадлежности спорного имущества Министерству обороны РФ, в связи с чем оно является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению, поскольку Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также функции главного распорядителя и получателя денежных средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.
Доводы апелляционной жалобы ФГКУ "Центральное ТУИО" Минобороны России о том, что основанием возникновения ответственности по оплате коммунальных платежей является наличие соответствующего права на жилые помещения, которым ответчик не обладает, не могут быть приняты, поскольку на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования пункта 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 ЖК РФ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
Ссылка ответчика на заключенные между Минобороны России и ОАО "РЭУ" государственные контракты подлежат отклонению, поскольку доказательств оказания услуг данными организациями ответчиками не представлено.
Доводы апелляционных жалоб об отсутствии оснований для удовлетворения иска подлежат отклонению, поскольку расчет истца нормативно и документально обоснован, в том числе первичной документацией, допустимые документальные подтверждения заявленных возражений заявители жалобы не представили, мотивированный и обоснованный контррасчет не подготовили, сверку расчетов не произвели.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на новые правила субсидиарной ответственности бюджетных учреждений, введенные ФЗ N 83-ФЗ с 01.01.2011, подлежат отклонению, поскольку ЦТУИО является казенным учреждением.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26.05.2014 по делу N А40-141312/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны РФ и ФГКУ "ЦТУИО" без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-141312/2013
Истец: ООО "Управляющая компания ЖК Борисоглебский", ООО УК ЖК "Борисоглебский"
Ответчик: Министерство обороны РФ, ФГКУ "ЦТУИО", ФГУ "ЦТУИО" Министерства обороны РФ