г. Томск |
|
13 августа 2014 г. |
Дело N А27-19244/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 августа 2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной
судей С. В. Кривошеиной, Л. Е. Ходыревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем О. Ю. Горецкой с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: Т. А. Филеевой по доверенности N 5 от 28.12.2012, паспорт;
от ответчика:
от администрации Новокузнецкого муниципального района - С. В. Струковой по доверенности N 224 от 12.05.2014, паспорт;
от Управления здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района - С. В. Струковой по доверенности N 240 от 20.05.2014, паспорт;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район" (администрации Новокузнецкого муниципального района) в лице Управления здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.04.2014 по делу N А27-19244/2013 (судья Ю. И. Евстратова)
по иску муниципального казенного предприятия города Новокузнецка "Автотранспорт медицины" (ОГРН 1034217021013, ИНН 4217059208) к муниципальному образованию "Новокузнецкий муниципальный район" (администрации Новокузнецкого муниципального района) (ОГРН 1024202128246, ИНН 4238004496) в лице Управления здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района (ОГРН 1124252000124, ИНН 4252002878) о взыскании 3 706 892,31 рублей,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области (ОГРН 1034205005020, ИНН 4207022150),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка "Автотранспорт медицины" (далее - истец, Предприятие, МКП "Автотранспорт медицины") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании с муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район" (далее - ответчик) в лице Управления здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района (далее - Управление) за счет казны муниципального образования 3 583 074,68 рублей в счет возмещения автотранспортных расходов при оказании скорой медицинской помощи жителям Новокузнецкого района и 123 817,63 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением суда от 29.04.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что органам местного самоуправления не передавались полномочия в сфере охраны здоровья граждан; оказанные Предприятием транспортные услуги подлежат оплате за счет средств обязательного медицинского страхования и средств областного бюджета.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу не согласен с доводами Управления, считает решение суда законным и обоснованным.
Администрация Новокузнецкого муниципального района (далее - Администрация) в своем отзыве на апелляционную жалобу полностью поддержало доводы Управления.
Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области отзыва на апелляционную жалобу не представил, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель Управления и Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей Управления, Администрации и Предприятия, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, МКП "Автотранспорт медицины" создано по распоряжению Администрации города Новокузнецка от 02.06.2003 N 886 в целях решения социальных задач в сфере автомобильного транспорта для обеспечения врачебной и хозяйственной деятельности лечебных учреждений и оказания скорой и неотложной помощи населению г. Новокузнецка.
В течение 2011 - 2012 годов Предприятие на основании муниципальных контрактов и договоров, заключенных с муниципальным учреждением Центральная районная больница Новокузнецкого района (заказчиком, в последующем замененным в контрактах на Управление), оказывало транспортные услуги автомобилями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями для обеспечения работы станции скорой помощи для нужд муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район".
Поскольку на территории Новокузнецкого муниципального района не имеется собственной службы скорой медицинской помощи, соответствующие услуги жителям, зарегистрированным на территории определенных населенных пунктов Новокузнецкого муниципального района, оказывались в 2013 году МБЛПУ "Станция скорой медицинской помощи", г. Новокузнецк.
Транспорт для оказания данных услуг предоставляет Предприятие.
До 2013 года расходы Предприятия, понесенные в связи с использованием транспорта, оплачивались за счет бюджета Новокузнецкого муниципального района.
На 2013 год контракт (договор) между Управлением и Предприятием на транспортные услуги автомобилями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями для обеспечения работы Станции СМП на территории Новокузнецкого района заключен не был, в том числе в связи с отсутствием в бюджет муниципального образования расходов на такие услуги.
Вместе с тем, фактически транспортные услуги в 2013 году оказывались Предприятием на прежних условиях.
Указывая на возникновение убытков в результате невозмещения автотранспортных расходов при оказании скорой медицинской помощи жителям Новокузнецкого муниципального района в период с июля по декабрь 2013 года, Предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о обоснованности предъявленных исковых требований.
Арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу пункта 2 статьи 18 Закона N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в период с июля по декабрь 2013 года Предприятие оказывало транспортные услуги автомобилями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями для обеспечения работы станции скорой помощи для нужд муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район".
Данные обстоятельства Управлением не оспариваются.
Транспортные услуги автомобилями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями для обеспечения работы станции скорой помощи для нужд муниципального образования являются обязательной и социально-значимой функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями и интересами людей, связанными с их неотъемлемыми правами и свободами, гарантированными государством.
Таким образом, расходы на оплату таких услуг должно нести муниципальное образование "Новокузнецкий муниципальный район".
Арбитражный апелляционный суд отклоняет ссылки Управления на отсутствие у органов местного самоуправления полномочий в сфере охраны здоровья граждан, на необходимость оплаты оказанных Предприятием транспортных услуг за счет средств областного бюджета.
Приведенные доводы касаются межбюджетных отношений и не опровергают выводов суда о том, что понесенные Предприятием расходы подлежат возмещению тем субъектом, в чьих интересах фактически были оказаны транспортные услуги.
Также судом первой инстанции обоснованно со ссылкой на Закон Кемеровской области от 27.12.2012 N 122-ОЗ "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", Тарифное соглашение в системе обязательного медицинского страхования Кемеровской области на 2013 год указано, что затраты на содержание автотранспорта при оказании услуг скорой медицинской помощи должны возмещаться не за счет средств обязательного медицинского страхования, а за счет бюджетных ассигнований, в том числе финансовых средств местного бюджета.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд учитывает, что услуги оказывались Предприятием с ведома и одобрения Управления в рамках ранее сложившихся между ними гражданско-правовых отношений, от продолжения которых Управление не отказывалось.
При этом в 2011 - 2012 годах соответствующие расходы Предприятия при использовании транспорта оплачивались за счет бюджета Новокузнецкого муниципального района.
С учетом изложенного при отсутствии форс-мажорных обстоятельств, деятельность по оказанию услуг автомобилями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями для обеспечения работы станции скорой помощи для нужд Новокузнецкого муниципального района в любом случае прекращению не подлежит.
Такая деятельность не может утратить свой законный характер в связи с перераспределением источников финансирования и отсутствием в бюджете муниципального образования средств на оплату названных услуг.
Сумма понесенных Предприятием расходов в связи с оказанием муниципальному образованию "Новокузнецкий муниципальный район" услуг за период с июля по декабрь 2013 года составила 3 583 074,68 рубля, что подтверждается представленными в материалы дела реестрами услуг за июль - декабрь 2013 года и актами.
Объем и стоимость оказанных транспортных услуг Управлением фактически не оспариваются.
В связи с этим требование о взыскании 3 583 074,68 рублей автотранспортных расходов при оказании скорой медицинской помощи жителям Новокузнецкого района подлежит удовлетворению.
В связи с наличием задолженности в сумме 3 583 074,68 рублей истцом на основании статьи 395 ГК РФ начислены проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.09.2013 по 14.04.2014 в сумме 123 817,63 рублей.
Расчет процентов проверен судом первой инстанции и признан верным.
Управление размер начисленных процентов не оспаривает.
Фактически за счет оказания Предприятием транспортных услуг автомобилями скорой медицинской помощи и санитарными автомобилями для обеспечения работы станции скорой помощи муниципальное образование "Новокузнецкий муниципальный район" выполнило возложенные на него публичные функции, которые относятся к расходным обязательствам муниципальных образований.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Поскольку Управление является главным распорядителем средств местного бюджета по вопросам местного значения в сфере здравоохранения, отнесенных к компетенции муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район", исковые требования обоснованно предъявлены Предприятием к муниципальному образованию "Новокузнецкий муниципальный район" в лице Управления здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены в полном объеме исковые требования.
Фактически доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу и не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 156, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29.04.2014 по делу N А27-19244/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "Новокузнецкий муниципальный район" (администрации Новокузнецкого муниципального района) в лице Управления здравоохранения администрации Новокузнецкого муниципального района - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
С. В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19244/2013
Истец: муниципальное казенное предприятие города Новокузнецка "Автотранспорт медицины"
Ответчик: Администрация Новокузнецкого муниципального района
Третье лицо: Департамент охраны здоровья населения Кемеровской области, МКУ "Управление здравоохранения Новокузнецкого муниципального района"
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5714/14