г. Москва |
|
06 августа 2014 г. |
Дело N А41-1111/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль": Лоздовская Е.А. по доверенности от 28.07.14;
от Министерства имущественных отношений Московской области: Мерзлякова Л.А. по доверенности от 24.03.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2014 года по делу N А41-1111/14, принятое судьей Неяскиной Е.А., по иску общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Раменское, администрация Раменского муниципального района Московской области,
об установлении кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Вертикаль" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области о (с учетом уточнений, поданных в порядке ст. 49 АПК РФ):
- признании несоответствующей рыночной стоимости, внесенную ответчиком в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) кадастровую стоимость земельного участка и несоответствующей рыночной стоимости 1 (одного) кв.м. данного земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 179,11 в отношении земельных участков:
50:23:0040852:50 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:52 с 08.11.2011 г. по 04.10.2012 г.
50:23:0040852:53 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:56 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:57 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:58 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:64 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:65 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:66 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:67 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:90 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:91 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:95 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:96 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:106 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:109 с 08.11.2011 г. по 29.12.2012 г.
50:23:0040852:110 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:111 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:114 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:115 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:118 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:120 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:121 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:123 с 08.11.2011 г. по 29.12.2012 г.
50:23:0040852:124 с 08.11.2011 г. по 29.12.2012 г.
50:23:0040852:125 с 08.11.2011 г. по 29.12.2012 г.
50:23:0040852:126 с 08.11.2011 г. по 29.12.2012 г.
50:23:0040852:131 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:132 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:133 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.
50:23:0040852:135 с 08.11.2011 г. по 29.12.2012 г.
50:23:0040852:136 с 08.11.2011 г. по 29.12.2012 г.
50:23:0040852:137 с 08.11.2011 г. по 29.12.2012 г.
50:23:0040852:138 с 08.11.2011 г. по 29.12.2012 г.
50:23:0040852:151 с 08.11.2011 г. по 29.12.2012 г.
50:23:0040852:160 с 08.11.2011 г. по 19.12.2012 г.,
- установлении в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка, а так же в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 кв.м. данного земельного участка:
50:23:0040852:50 - 925 719 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 184 руб.
50:23:0040852:52 - 1 235 345 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:53 - 1 214 530 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:56 - 2 119 433 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:57-1 726 175 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50-175 руб.;
50:23:0040852:58 - 1 847 535 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:64 - 1 829 693 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:65 - 1 938 230 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:66 - 1 927 822 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:67 - 846 361 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 184 руб.;
50:23:0040852:90 - 18 614 774 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:91 - 1 860 730 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:95 - 1 852 739 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:96 - 1 873 926 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:106-1 553 334 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50-175 руб.;
50:23:0040852:109 - 814 023 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 184 руб.;
50:23:0040852:110 - 1 895 484 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:111-1 914 813 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50-175 руб.;
50:23:0040852:114-1 874 297 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50-175 руб.;
50:23:0040852:115-1 871 324 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50-175 руб.;
50:23:0040852:118-931 294 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50-175 руб.;
50:23:0040852:120 - 1 834 154 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:121 - 1 982 276 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:123 - 1 047 822 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:124 - 1 859 987 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:125 - 1 886 006 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:126-930 551 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50-175 руб.;
50:23:0040852:131-1 956 629 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50-175 руб.;
50:23:0040852:132 - 1 947 336 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:133-1 044 105 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50-175 руб.;
50:23:0040852:135 - 1 977 630 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:136-1 982 276 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50-175 руб.;
50:23:0040852:137 - 1 861 288 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:138 - 1 862 031 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:151 - 2 041 934 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 175 руб.;
50:23:0040852:160 - 847 476 руб., 1 кв.м. 50:23:0040852:50 - 184 руб. (т. 1, л.д. 6-11, т. 4, л.д. 1-7).
Иск заявлен на основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 10 февраля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы России (ИФНС) по г. Раменское, администрация Раменского муниципального района Московской области (т. 1, л.д. 1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 июня 2014 года в удовлетворении иска было отказано (т. 6, л.д. 155-157).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Вертикаль" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального права (т. 6, л.д. 159-165).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО "Вертикаль" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Правительства Московской области, ИФНС по г. Раменское, администрации Раменского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОО "Вертикаль" является собственником земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, для дачного строительства с правом возведения жилого дома и регистрации проживания в нем, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Ганусовское, с. Салтыково, д. 10, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир :жилой дом, участок находится примерно в 50 м, от ориентира по направлению на юг, с кадастровыми номерами 50:23:0040852:50, 50:23:0040852:52, 50:23:0040852:53, 50:23:0040852:56, 50:23:0040852:57, 50:23:0040852:58, 50:23:0040852:64, 50:23:0040852:65, 50:23:0040852:66, 50:23:0040852:67, 50:23:0040852:90, 50:23:0040852:91, 50:23:0040852:95, 50:23:0040852:96, 50:23:0040852:106, 50:23:0040852:109, 50:23:0040852:110, 50:23:0040852:111, 50:23:0040852:114, 50:23:0040852:115, 50:23:0040852:118, 50:23:0040852:120, 50:23:0040852:121, 50:23:0040852:123, 50:23:0040852:124, 50:23:0040852:125, 50:23:0040852:126, 50:23:0040852:131, 50:23:0040852:132, 50:23:0040852:133, 50:23:0040852:135, 50:23:0040852:136, 50:23:0040852:137, 50:23:0040852:138, 50:23:0040852:151, 50:23:0040852:160,
Согласно кадастровым паспортам данных участков от 08.11.11 удельный показатель их кадастровой стоимости установлен в размере 2 179,11 руб./кв.м.
Полагая, что названный удельный показатель и определенная на основании него кадастровая стоимость спорных земельных участков не соответствуют их рыночной стоимости, ООО "Вертикаль" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что спорные участки были сняты с кадастрового учета 19.12.12, установление кадастровой стоимости на прошлые периоды невозможно.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России N 222 от 12.08.06 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.07 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.09 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" были утверждены:
- результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области на 01.01.10;
- средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. /м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам по состоянию на 01.01.10.
На основании названного Распоряжения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области были внесены соответствующие изменения в ГКН относительно кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.11 N 913/11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорных земельных участков на их рыночную стоимость.
В силу статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как указывалось выше, по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть только на будущий период.
Между тем, из кадастровых выписок от 20.03.14 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:23:0040852:50, 50:23:0040852:52, 50:23:0040852:53, 50:23:0040852:56, 50:23:0040852:57, 50:23:0040852:58, 50:23:0040852:64, 50:23:0040852:65, 50:23:0040852:66, 50:23:0040852:67, 50:23:0040852:90, 50:23:0040852:91, 50:23:0040852:95, 50:23:0040852:96, 50:23:0040852:106, 50:23:0040852:109, 50:23:0040852:110, 50:23:0040852:111, 50:23:0040852:114, 50:23:0040852:115, 50:23:0040852:118, 50:23:0040852:120, 50:23:0040852:121, 50:23:0040852:123, 50:23:0040852:124, 50:23:0040852:125, 50:23:0040852:126, 50:23:0040852:131, 50:23:0040852:132, 50:23:0040852:133, 50:23:0040852:135, 50:23:0040852:136, 50:23:0040852:137, 50:23:0040852:138, 50:23:0040852:151, 50:23:0040852:160 были сняты с государственного учета 19.12.2012.
Пунктом 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 17 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" датой завершения кадастрового учета признается день внесения органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости: сведений о прекращении существования объекта недвижимости (при снятии с учета объекта недвижимости).
Поскольку на момент подачи настоящего иска спорные земельные участки были сняты с кадастрового учета, то есть не существуют больше как объекты земельных правоотношений, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, так как установление кадастровой стоимости на прошедшие периоды в отношении несуществующих земельных участков действующим законодательством не предусмотрено.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 15 апреля 2014 года N ВАС-4160/14 по делу N А11-1051/2013, от 10 февраля 2014 года N ВАС-135/14 по делу N А57-1910/2012, от 09 октября 2013 года N ВАС-8076/13 по делу N А27-16264/2012.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2014 по делу N А41-1111/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-1111/2014
Истец: ООО "Вертикаль"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
Третье лицо: Администрация Раменского муниципального района, Администрация Раменского Муниципального района г. Раменское, ИФНС г. Раменское, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области