г. Москва |
|
30 июля 2014 г. |
Дело N А41-9941/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Пятиной Л.Н.,
при участии в заседании:
от Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики: не явились, извещены;
от ДОАО "Центрэнергогаз" ОАО "Газпром": Марыкина А.Б. по доверенности N 3003-Д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Казенного учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2014 года по делу N А41-9941/14, принятое судьей Худгарян М.А. по исковому заявлению Казенного учреждения Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики к ДОАО "Центрэнергогаз" ОАО "Газпром" о взыскании суммы компенсации ущерба по акту N 1-255 от 17.04.2013 года в размере 95 959 руб. 33 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ДОАО "Центрэнергогаз" ОАО "Газпром" о взыскании суммы компенсации ущерба по акту N 1-255 от 17.04.2013 года в размере 95.959 руб. 33 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 апреля 2014 года в удовлетворении заявленных требований Казенному учреждению Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Ответчик представил в материалы настоящего дела отзыв на апелляционную жалобу.
Ответчик направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы отзыва.
Истец своего представителя в судебное заседание не направил.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 22.02.2013 г. N 02-03/14 на период с 1 апреля 2013 г. по 30 апреля 2013 г. введено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси.
17.04.2013 года сотрудниками службы весового контроля КУ "Чувашупрдор" Минтранса Чувашии во исполнение Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.12.2011 г. N 586 "О создании передвижных пунктов весового контроля на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике" в ходе осуществления весового контроля на 44 км. Автодороги "Чебоксары-Сурское" было выявлено превышение осевой нагрузки при перевозке груза в виде превышения осевых нагрузок на 2,3 осях, при отсутствии специального разрешения транспортным средством - автомобилем Камаз, государственный регистрационный номер TJ47 MP 52, принадлежащим Нижегородскому филиалу ДОАО "Центрэнергогаз", под управлением водителя Колоколова А.В., по маршруту с. Помары Нижегородской обл. - п. Мочкасы Чувашской Республики- город Волжск Республики Марий-Эл, с пройденным расстоянием по автомобильным дорогам Чувашской Республики 164 км., о чем в присутствии водителя был составлен акт N 1-255 от 17.04.2013 г,, согласно которому сумма ущерба составила 95952 руб. 33 коп.
Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 и ч. 3 ст. 31 названного Закона движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Поскольку перевозка грузов транспортным средством ответчика осуществлялась с превышением установленных предельных значений осевой массы транспортных средств и данные нарушения зафиксированы в акте контроля весовых параметров транспортного средства на основании которого произведен расчет платы за провоз тяжеловесного груза, истец обратился в суд с рассматриваемым иском.
В силу части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе и из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Частью 5 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах установлено, что на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
По пункту 2 части 1 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно части 2.1 указанной статьи временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 14 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" установление Порядка временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики являющегося органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации, от 22 февраля 2013 г. временное ограничение движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в 2013 году было введено в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог.
Апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о своевременном информировании пользователей автомобильных дорог о причинах и сроках временного ограничения движения, ввиду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 30 ФЗ РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 2.1 ст. 30 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов.
В силу пункта 4 статьи 30 Закона об автомобильных дорогах в случае принятия решений о временных ограничениях или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничений или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.
Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики от 22 февраля 2013 года N 02-03/14 (далее - Приказ) с 01 апреля 2013 года по 30 апреля 2013 года введено временное ограничение движения транспортных средств с грузом и без груза, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Чувашской Республике с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси (п. 1 Приказа).
Пунктом 3 Приказа отделу развития автомобильных дорог поручено проинформировать пользователей автомобильными дорогами о причинах и сроках временного ограничения движения не позднее, чем за 30 дней до введения таких ограничений.
Вместе с тем, Приказ зарегистрирован в Минюсте ЧР 13 марта 2013 года за N 1456, т.е. за пределами срока уведомления о введении ограничения движения.
В своей апелляционной жалобе истец указывает, что Приказ был опубликован в официальном издании Чувашской Республики "Вести Чувашии" 23 марта 2013 года, что подтверждает факт позднего информирования через средства массовой информации пользователей автомобильными дорогами о причинах и сроках временного ограничения движения в весенний и летний периоды.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 Приказа, последний вступает в силу в течение 10 дней с момента официального опубликования. Таким образом, Приказ вступил в силу только 3 апреля 2013 года во время действия временных ограничений.
Доказательств соблюдения срока информирования пользователей автомобильными дорогами о причинах и сроках временного ограничения движения и возможных путях объезда в соответствии с пунктом 3 Приказа истцом в материалы дела не представлено.
Так же апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобе о своевременной установке информирующих знаков, ввиду следующего.
Пунктом 4 Приказа на истца возложена обязанность по обеспечению совместно с дорожными эксплуатирующими организациями установки в течение суток после введения периода временного ограничения движения в весенний период и демонтажа дорожных знаков 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" и знаков дополнительной информации (таблички) 8.20.1 и 8.20.2 "Тип тележки транспортного средства", предусмотренные ПДД.
В соответствии с пунктом 22.7 Приказа МВД РФ от 08.06.1999 N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", в том числе, управление ГИБДД, организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дорогах, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков. Предписывает или разрешает указанным организациям установку других технических средств организации дорожного движения.
В материалы дела не представлено доказательств освидетельствования выполненных работ по установке временных дорожных знаков и согласования с Управлением ГИБДД МВД по Чувашской Республике дислокации временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось транспортных средств, до начала их установки, а также их установки в строгом соответствии с Приказом.
Кроме того, апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
Согласно пункту 2 статьи 30 ФЗ РФ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 2.1 ст. 30 Закона об автомобильных дорогах).
В соответствии со статьей 3 Закона Чувашской Республики от 15.11.2007 N 72 "Об основаниях временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах" порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 3 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения в Чувашской Республике (утвержден Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.02.2012 N 62) временные ограничение или прекращение движения вводятся на основании соответствующего акта о введении ограничения или прекращения движения - распорядительный акт.
В соответствии с пунктом 4 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения в Чувашской Республике (утвержден Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.02.2012 N 62) распорядительный акт принимается в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (Минстрой Чувашии).
Между тем, Приказ от 22.02.2013 N 02-03/14, представленный истцом в обоснование довода о введении временных ограничений на спорной автомобильной дороге принят Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (Минтранс Чувашии).
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что порядок введения временного ограничения в настоящем случае был нарушен и спорные ограничения не основаны на законе.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 30.04.2014 г. по делу N А41-9941/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-9941/2014
Истец: Казенное учреждение Чувашской Республики "Управление автомобильных дорог Чувашской Республики" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики
Ответчик: Дочернее ОАО "Центрэнергогаз" ОАО "Газпром"