город Омск |
|
12 августа 2014 г. |
Дело N А75-7735/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 августа 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Семёновой Т.П., Смольниковой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Фрис Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4893/2014) общества с ограниченной ответственностью "Атлант-Сервис" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2014 года по делу N А75-7735/2013 (судья Щепелин Ю.П.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Атлант-Сервис" (ОГРН 1098601000926, ИНН 8601038412) к Департаменту муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска (ОГРН 1028600512710, ИНН 8601002423) о взыскании 26 756 рублей 85 копеек, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: Карайвана Сергея Степановича,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Атлант-Сервис" - представитель не явился, извещено;
от Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска - представитель не явился, извещен;
Карайван Сергей Степанович - не явился, извещен;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Атлант-Сервис" (далее - ООО "Атлант-Сервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к Департаменту муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска (далее - ответчик) о взыскании 26 756 руб. 85 коп., из которых: 22 293 руб. 20 коп. основной задолженности, 4 463 руб. 65 коп. законной неустойки (пени), исчисленной за период с 11.10.2010 по 09.07.2013.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, привлечен Карайван Сергей Степанович.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.03.2014 по делу N А75-7735/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Возражая против принятого судебного акта, ООО "Атлант-Сервис" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.03.2014 по делу N А75-7735/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как усматривается из материалов дела, муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ Ханты-Мансийск является собственником квартиры N 55 площадью 47 кв.м. в доме N 26 по улице Калинина в городе Ханты-Мансийке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 16.09.2007 серии 72 НК N 403873 (т. 2 л.д. 89).
Протоколом от 01.09.2010 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 26 по улице Калинина в городе Ханты-Мансийске принято решение:
- о выборе способа управления в форме непосредственного управления собственниками помещений многоквартирного дома (пункту 1);
- о выборе в качестве у организации, оказывающей услуги по содержанию общего имущества, ООО "Атлант-Сервис" (пункт 2);
- об утверждении стоимости услуг по содержанию общего имущества в сумме 21,77 руб./ кв.м. (пункт 4).
Поскольку муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ Ханты-Мансийск не оплачивало услуги по управлению, содержанию, ремонту и техническому обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании 22 293 руб. 20 коп. задолженности и 4 463 руб. 65 коп. законной неустойки.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1 статьи 209 ГК РФ).
Статья 210 ГК РФ предусматривает, что бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Услуги, предоставляемые истцом, имеют специфический характер и регулируются в первую очередь Жилищным кодексом Российской Федерации, а не гражданским законодательством, так как именно жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений, внесения платы за коммунальные услуги (статья 4 ЖК РФ).
В пункте 1 статьи 36 ЖК РФ указано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
Так, согласно части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения этого дома, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (часть 2 статьи 39 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Состав платы за содержание и ремонт жилого помещения конкретизирован в пункте 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ, согласно которому плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (раздел I), утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, определен состав общего имущества многоквартирного дома, включающий объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путём внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.
Изложенное обуславливается конструктивными особенностями объектов недвижимости.
Так, спорная квартира, являющаяся собственностью муниципального образованиея Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ Ханты-Мансийск, не может существовать отдельно от этого дома, а ответчик не может не пользоваться такими элементами дома, как крыша, фундамент, коммуникации и другие составляющие.
Таким образом, бремя содержания собственником своего имущества включает не только расходы по содержанию непосредственно помещений, но и расходы по эксплуатации всего здания пропорционально доле собственника в праве общей собственности на это имущество. Расходы по содержанию здания обусловлены необходимостью его эксплуатации и поэтому являются обязательными.
С учетом изложенного, поскольку законом прямо определено обязанное лицо в обязательстве по несению расходов на содержание общего имущества, к муниципальному образованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ Ханты-Мансийск, как собственнику помещения, может предъявляться требование об исполнении обязательства по оплате расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорционального его доле в праве общей собственности на это имущество (статьи 210 ГК РФ, 39, 156, 158 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 статьи 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска создан с целью решения вопросов жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, охраны окружающей среды и создания условий для обеспечения жителей города Тюмени услугами связи.
Таким образом, поскольку спорная квартира является муниципальной собственностью муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ Ханты-Мансийск, Департамент муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска в соответствии с приведенными нормами права обязан соразмерно со своей долей участвовать в издержках по содержанию мест общего пользования путём внесения соответствующей платы.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом и решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно части 4 статьи 158 ЖК РФ решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании.
Согласно части 5 статьи 48 ЖК РФ голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статьи 46, 47 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Из приведенных норм права следует, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома вправе определять порядок управления общим имуществом здания и несения расходов на содержание и ремонт общего имущества. Более того, законодательство связывает размер платы за содержание и ремонт общего имущества с усмотрением собственников, выраженным в решении органа управления, которое является обязательным для ответчика.
Следовательно, собственник помещения, расположенного в здании, в силу прямого указания закона, а не в зависимости от его волеизъявления обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом общим собранием собственников, исходя из площади принадлежащего ему помещения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом от 01.09.2010 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 26 по улице Калинина в городе Ханты-Мансийске от 01.09.2010 стоимость услуг по содержанию общего имущества определена в сумме 21,77 руб./ кв.м. (пункт 4).
Таким образом, поскольку общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Калинина, д. 26, утверждены размеры платы за содержание общего имущества, то ответчик, являясь владельцем квартиры N 55 в этом доме, обязан был ежемесячно производить возмещение издержек за услуги по содержанию общего имущества, исходя из утвержденных тарифов.
С учетом площади квартиры, ответчик ежемесячно должен был вносить 1 023 руб. 19 коп. за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, исходя их следующего расчета: 47 кв.м. х 21 руб. 77 коп. за 1 кв.м.
Соответственно, размер платы за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома за исковой период с 10.09.2010 по 30.06.2012 составляет 22 203 руб. 22 коп., из которых:
- 21 486 руб. 99 коп. за период с 01.10.2010 по 30.06.2012 (1 023 руб. 19 коп. в месяц х 21 месяц);
- 716 руб. 23 коп. за период с 10.09.2010 по 30.09.2010 (1 023 руб. 19 коп. в месяц : 30 дней х 21 день).
Поскольку в нарушение статьи 65 АПК РФ, ответчик доказательств внесения данной платы не представлено, суд апелляционной инстанции считает, что требование ООО "Атлант-Сервис" о взыскании с Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска задолженности по оплате услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома подлежит удовлетворению в сумме 22 203 руб. 22 коп. В удовлетворении остальной суммы задолженности следует отказать в связи с необоснованностью расчета истца.
Возражения ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения требования о взыскании задолженности с Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, поскольку спорное помещение было передано по договору социального найма Карайвану С.С., отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
Действительно 16.06.2008 спорная квартира была передана Департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска (наймодателем) Карайвану С.С. (нанимателю) на основании договора найма служебного помещения.
Между тем, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 раздела 3 указанного договора обязанность по участию в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме несёт наймодатель.
Таким образом, оснований для возложения указанной обязанности на нанимателя не имеется.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как следует из отзыва на исковое заявление Карайвана С.С., последний прекратил трудовые отношения с Департаментом муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска, в связи с чем 27.02.2012 спорная квартира была освобождена, что подтверждается поквартирной карточкой (т. 3 л.д. 147).
Изложенное свидетельствует о том, что договор найма служебного помещения был прекращен.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает обоснованными требования ООО "Атлант-Сервис" о взыскании с Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска 22 203 руб. 20 коп. задолженности за услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Истцом также заявлено требование о взыскании 4 463 руб. 65 коп. законной неустойки за период с 11.10.2010 по 09.07.2013 на основании пункта 14 статьи 155 ЖК РФ.
Порядок и срок внесения собственником помещения в многоквартирном доме платы за жилое помещение, включающей плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и коммунальные услуги, а также ответственность за их несвоевременную или неполную уплату определены статьей 155 ЖК РФ.
Согласно положениям частей 1 и 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, представленных собственнику не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим.
За несвоевременное или неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги должник обязан уплатить пени в соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ.
Частью 14 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
По смыслу указанных норм уплата пеней по истечении предусмотренного названного нормой срока обусловлена своевременным информированием плательщиков о размере предстоящих внесению платежей получателями этой платы путем предоставления последними платежных документов в срок, установленный частью 2 названной нормы (определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.2011 N ВАС-3045/11, 08.10.2012 N ВАС-12390/12).
Вместе с тем, каких-либо доказательств, из которых можно было бы усмотреть факт представления расчетных документов непосредственно ответчику, как лицу, обязанному нести расходы на содержание общего имущества, материалы дела не содержат, что исключает возможность определения периода просрочки и, как следствие, взыскания неустойки.
Следовательно, истец не доказал факт правомерности начисления неустойки, в связи с отсутствием доказательств уклонения ответчика от оплаты предъявленных платежей.
В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований ООО "Атлант-Сервис" в части взыскания неустойки следует отказать.
Таким образом, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.03.2014 по делу N А75-7735/2013 подлежит изменению путем частичного удовлетворения исковых требований ООО "Атлант-Сервис" о взыскании с Департамента муниципальной собственности Администрации города Ханты-Мансийска 22 203 руб. 20 коп. задолженности. В удовлетворении остальной суммы иска следует отказать.
Расходы по уплаченной государственной пошлине по иску и апелляционной жалобе распределяются между сторонами пропорционально размеру удовлетворённых требований в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 марта 2014 по делу N А75-7735/2013 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
"Взыскать с Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска (ОГРН 1028600512710, ИНН 8601002423) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Атлант-Сервис" (ОГРН 1098601000926, ИНН 8601038412) 22 203 руб. 22 коп. задолженности и 1 659 руб. 63 коп. расходов по уплаченной государственной пошлине по иску.
В удовлетворении остальной суммы иска отказать.".
Взыскать с Департамента муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска (ОГРН 1028600512710, ИНН 8601002423) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Атлант-Сервис" (ОГРН 1098601000926, ИНН 8601038412) 1 659 руб. 63 коп. расходов по уплаченной государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
Т.П. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-7735/2013
Истец: ООО "Атлант-Сервис"
Ответчик: Департамент муниципальной собственности администрации города Ханты-Мансийска
Третье лицо: Кайраван Сергей Степанович, Карайван Сергей Степанович