город Омск |
|
15 августа 2014 г. |
Дело N А46-5185/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7945/2014) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-5185/2014 (судья Распутина Л.Н.)
по заявлению Министерства имущественных отношений Омской области (ОГРН 1045504006822, ИНН 5503079101)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391)
3-е лицо: Бюджетное учреждение Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области"
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект недвижимости,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Кориневская Полина Андреевна (паспорт, по доверенности N 122 от 31.03.2014 сроком действия по 31.12.2014);
от Министерства имущественных отношений Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от бюджетного учреждения Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" - Рабанин Геннадий Федорович (паспорт, по доверенности N 17-Д от 06.06.2014 сроком действия один год),
установил:
Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество Омской области, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - Управление Росреестра по Омской области, заинтересованное лицо, регистрирующий орган) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Омской области от 05 февраля 2014 года N 01/301/2013-405 об отказе в государственной регистрации права собственности Минимущества на объект капитального строительства - газовая котельная для жилых комплексов "Московка-2" (1 очередь)" (мощность - 12 МВт, количество этажей - I, общий строительный объем - 1160 м.кв., общая площадь помещений - 180 м.кв., высота этажа 6,2 м.), расположенный по адресу: г. Омск, ул. Архиепископа Сильвестра, д. 21.
Также об обязании Управления Росреестра по Омской области осуществить государственную регистрацию права собственности Омской области на указанный выше объект капитального строительства и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Определением суда от 13.05.2014 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" (далее - БУ "АЖС").
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-5185/2014 заявленные требования Министерства имущественных отношений Омской области удовлетворены.
Признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 05.02.2014 N 01/301/2013-405 об отказе в государственной регистрации права собственности Министерства имущественных отношений Омской области на объект капитального строительства - газовая котельная для жилых комплексов "Московка-2" (1 очередь)" (мощность - 12 МВт, количество этажей - I, общий строительный объем - 1160 м.кв., общая площадь помещений - 180 м.кв., высота этажа 6,2 м.), расположенный по адресу: г. Омск, ул. Архиепископа Сильвестра, д. 21.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в установленном законом порядке осуществить государственную регистрацию права собственности Омской области на объект капитального строительства - газовая котельная для жилых комплексов "Московка-2" (1 очередь)" (мощность - 12 МВт, количество этажей - I, общий строительный объем - 1160 м.кв., общая площадь помещений - 180 м.кв., высота этажа 6,2 м.), расположенный по адресу: г. Омск, ул. Архиепископа Сильвестра, д. 21.
Судебный акт мотивирован незаконностью принятого Управлением решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении заявленных Министерством требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что право собственности на земельный участок принадлежит муниципальному образованию городской округ город Омск на основании распоряжения N 14882-р от 29.12.2008, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок зарегистрировано за государственным учреждением Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области", в связи с чем, по утверждению подателя жалобы, документы, подтверждающие права заявителя на земельный участок под объектом недвижимого имущества в регистрирующий орган не представлены.
В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания по делу.
От Министерства имущественных отношений Омской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель Управления поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель бюджетного учреждения Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения Администрации города Омска от 28 апреля 2009 года N 316-п "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование государственному учреждению Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" земельного участка по улице Моторная - автодорога на поселок Светлый в Ленинском административном округе города Омска" БУ "АЖС" в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 01 11:1049, площадью 21255 кв.м, имеющий местоположение в 979 м восточнее относительно здания, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. Моторная, д. 1, категория земель: земли населенных пунктов - для строительства газовой котельной для жилых комплексов Московка - 2, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15 декабря 2010 года была сделана запись регистрации N 55-55-01/323/2010-973.
19.12.2013 Минимущество обратилось к Управлению Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости завершенного строительства от 19 декабря 2013 года.
05.02.2014 сообщением N 01/301/2013-405 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости завершенного строительства, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок со ссылкой на пункт 1 статьи 25 Закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон).
Министерство, полагая, что решение об отказе в государственной регистрации является незаконным и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы, обратилось в суд.
23.06.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано Управлением в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
На основании пунктов 1, 5, 6 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом, Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав в силу статьи 16 указанного Закона производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В силу требований пункта 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Статья 20 Закона о государственной регистрации содержит основания для отказа в государственной регистрации.
На основании абзаца 10 названной статьи, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Таким образом, основанием для отказа в государственной регистрации может являться, в том числе, не предоставление необходимых документов.
Как следует из сообщения от 05.02.2014 N 01/301/2013-405 заявителю отказано в государственной регистрации права в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором осуществлено строительство.
Суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции, считает данный отказ незаконным исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и подтверждается подателем жалобы, на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним представлены следующие документы:
1. заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.12.2013;
2. доверенность N 04-/12229 от 04.12.2013;
3. кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 08.05.2013 (л.д. 47);
4. распоряжение "О разрешении ввода в эксплуатацию законченной строительством газовой котельной для жилых комплексов "Московка-2" (1-я очередь: газовая котельная на 12 МВт), расположенной по адресу: ул. Архиепископа Сильвестра, д. 21, Ленинский АО г.Омск, 644109" N 106-рв от 03.10.2013 (л.д. 12);
5. разрешение на строительство N 55-1149 от 03.06.2011 (л.д. 15);
6. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 55-1268 от 03.10.2013 (л.д. 13).
Как следует из материалов дела и указано ранее, на основании распоряжения Администрации города Омска от 28 апреля 2009 года N 316-п БУ "АЖС" в постоянное (бессрочное) пользование был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 01 11:1049 о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 15 декабря 2010 года сделана запись регистрации N 55-55-01/323/2010-973 (л.д. 16).
Одним из основных видов деятельности БУ "АЖС" является государственная поддержка граждан при строительстве нового жилья либо реконструкции иных объектов недвижимости под жилье; при достройке либо реконструкции индивидуального жилого дома, принадлежащего гражданину на праве собственности; при приобретении готового жилья в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 4 августа 2003 года N 139 "О государственной поддержке граждан в строительстве, достройке, реконструкции и приобретении жилья в Омской области".
В порядке исполнения долгосрочной целевой программы Омской области "Развитие жилищного строительства на территории Омской области (2011 - 2015)" БУ "АЖС" было получено разрешение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска N 55-1149 от 3 июня 2011 года на строительство объекта капитального строительства газовая котельная для жилых комплексов "Московка-2", расположенного по адресу: г. Омск, ул. Архиепископа Сильвестра, д. 21.
Объект капитального строительства газовая котельная для жилых комплексов "Московка-2" построен в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, что подтверждается заключением от 27 сентября 2013 года N 125, утвержденным распоряжением Госстройнадзора Омской области от 27 сентября 2013 года N 716-р.
Департаментом строительства Администрации города Омска распоряжением от 3 октября 2013 года N 106-рв выдано разрешение N 55-1268 на ввод в эксплуатацию газовой котельной для жилых комплексов "Московка-2".
Таким образом, БУ "АЖС", как учреждение в полномочия которого входит поддержка граждан при строительстве нового жилья, в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок, указанным учреждением получено разрешение на строительство газовой котельной для обслуживания вновь построенного жилого микрорайона, объект им же построен и введен в эксплуатацию.
Указанные документы и были предоставлены на государственную регистрацию.
Учитывая изложенные обстоятельства и наличие всех необходимых документов для государственной регистрации, оснований для отказа в такой регистрации апелляционным судом не усматривается.
Управление Росреестра по Омской области ссылается на то, что с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости завершенного строительства обратилось Министерство имущественных отношений Омской области, у которого отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок.
Отклоняя указанный довод суд апелляционной инстанции исходит из того, что Министерство имущественных отношений Омской области, как юридическое лицо, не регистрирует право собственности на объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Минимуществе, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года N 26, Минимущество является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, обеспечивающим управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Омской области.
Как следует из устава бюджетного учреждения Омской области "Агентство жилищного строительства Омской области" (л.д. 35-43) учредителем БУ "АЖС" является Омская область. Функции Учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляют: Министерство экономики Омской области как отраслевой орган исполнительной власти Омской области, Минимущество как орган исполнительной власти Омской области в сфере управления собственностью.
Таким образом, Минимущество осуществляет функции по регистрации права собственности Омской области на объект недвижимости завершенного строительства, в связи с чем обратилось с заявлением в регистрирующий орган о государственной регистрации права собственности на объект капитального строительства - газовая котельная.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает правильной следующую позицию суда первой инстанции.
Бюджетные учреждения, будучи юридическими лицами, в силу пункта 1 статьи 48 ГК РФ обладают имущественными правами в целях решения задач, которые ставит перед ними учредитель - публичный собственник, и участвуют в гражданском обороте наряду с иными субъектами. При этом вытекающее из пункта 4 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и пункта 1 статьи 269 ГК РФ ограничение в обороте земельных участков, предоставленных бюджетным учреждениям - землепользователям на праве постоянного (бессрочного) пользования, не препятствует осуществлением ими социальной или хозяйственной деятельности на таком участке.
В силу пункта 1 статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Пунктом 2.4 статьи 3 Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) предусмотрено, что не допускается предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственным или муниципальным учреждениям, учреждениям, созданным государственными академиями наук и (или) подведомственным им, на иных правах, кроме права постоянного (бессрочного) пользования.
Как правильно указал суд первой инстанции, учитывая специальные положения земельного законодательства и то, что БУ "АЖС" является бюджетным учреждением Омской области, земельный участок для строительства объекта капитального строительства газовая котельная для жилых комплексов "Московка-2" мог быть представлен исключительно на указанном ограниченном вещном праве, поскольку учреждение не может являться арендатором этого участка.
Правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами), который декларируется пп.5 п.1 ст.1 Земельного кодекса устанавливает право владельца недвижимого имущества, пользоваться земельным участком, не принадлежащем ему на праве собственности или ином праве, на котором расположено недвижимое имущество в пределах необходимых для осуществления своего правомочия наравне с правомочиями собственника земельного участка, а также запрет на отчуждение такого земельного участка в отдельности от недвижимого имущества, расположенного на нем, в той части, в которой это необходимо для использования недвижимого имущества.
Согласно статье 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Гражданское законодательство не устанавливает запрет, а более того, допускает возможность принадлежности земельного участка и находящейся на нем недвижимости разным собственникам, иным титульным владельцам.
Таким образом, при регистрации права собственности Омской области на вновь созданный спорный объект недвижимого имущества, расположенный на земельном участке, принадлежащем иному субъекту права (муниципальному образованию), отсутствуют какие-либо нарушения гражданского, земельного и градостроительного законодательства.
При этом сведений о наличии спора о праве в отношении земельного участка, на котором возведен спорный объект недвижимости, и созданного объекта недвижимости в материалах дела не имеется.
Таким образом, отказ регистрирующего органа не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах заявленные Министерством требования, являются законными и обоснованными и правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-5185/2014 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставлена без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области в соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, подлежащая уплате указанным лицом, но от уплаты которой оно в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено, не подлежит распределению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 23.06.2014 по делу N А46-5185/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-5185/2014
Истец: Министерство имущественных отношений Омской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Третье лицо: Бюджетное учреждение Омской области "Агенство жилищного стриотельства Омской области", Бюджетное учреждение Омской области "Агентство жилищного стриотельства Омской области"