г. Москва |
|
01 августа 2014 г. |
Дело N А41-18799/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Калажоков В.Х., по доверенности от 18.12.2013 N 07,
от заинтересованного лица - Буераков А.Б., по доверенности от 19.04.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квекурс-Р" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 мая 2014 года по делу N А41-18799/14, принятое судьей Гейц И.В., по заявлению Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям к обществу с ограниченной ответственностью "Квекурс-Р" (ИНН 7710323538, ОГРН 1027739817820) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - заявитель, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении ООО "Кверкус-Р" (далее - заинтересованное лицо, общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 23 мая 2014 года Арбитражный суд Московской области привлек ООО "Кверкус-Р" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Квекурс-Р" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы заявитель ссылался на отсутствие состава административного правонарушения в действиях общества. Указал, что на день составления протокола об административном правонарушении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения не существовало, в связи с чем организация не могла нарушить указанные правила. Суд необоснованно ссылался в решении на Правила хранения лекарственных средств, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 23.08.2010 N 706-н, которые не регулируют хранение лекарственных средств для ветеринарного применения. Управлением не представлено доказательств, подтверждающих, что препарат "Инсектал спрей для птиц и грызунов" является фальсифицированным, недоброкачественным, контрафактным лекарственным средством.
Представитель административного органа возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 28 февраля 2014 года на основании распоряжения от 04.02.2014 N 196-РВ, в связи с обращением от 09.01.2014 N 2747 по факту реализации обществом незарегистрированных лекарственных препаратов ветеринарного применения, административным органом, в присутствии представителя общества, проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Кверкус-Р" на предмет соблюдения обществом лицензионных требований.
При проведении проверки осуществлен осмотр используемых обществом помещений, расположенных по адресу: Московская область г. Балашиха, Шоссе Энтузиастов, д. 1, в результате которого выявлены нарушения лицензионных требований, в том числе выявлено хранение и реализация незарегистрированного лекарственного препарата "Инсектал спрей для птиц и грызунов", а также хранение лекарственного препарата "Дронтал плюс" для собак с нарушением температурного режима (температура хранения указанного препарата до +20 градусов С, при этом на момент проверки температура в помещении составляла +23 градуса С).
Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28.02.2014 N 196-РВ/2014.
По результатам проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от 28.02.2014 N 196-РВ/2014.
На основании акта проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 28.02.2014 N 196-РВ-1/2014, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1, согласно которому обществом нарушены требования статьи 57 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", подпунктов "ж", "з" пункта 5, пункта 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями арбитражных судов, в связи с чем, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит правомерным привлечение общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в силу следующего.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 АПК РФ).
В соответствии со статьёй 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона, в том числе доказательств, полученных при проведении проверки в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к данной статье кодекса указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Субъективную сторону правонарушения составляет вина, наличие которой определяется действиями субъекта (общества) при осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных имеющимся у него специальным разрешением (лицензией).
Согласно правовой позиции, закрепленной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов, при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
На основании пункта 2 части 4 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при проведении лицензионного контроля основания и предмет для проведения внеплановой проверки устанавливаются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит обязательному лицензированию.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с частью 4 статьи 55 Закона N 61-ФЗ лекарственные препараты для ветеринарного применения подлежат отпуску ветеринарными аптечными организациями, ветеринарными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Правила отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Под лекарственными средствами понимаются вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты (часть 1 статьи 4 Закона N 61-ФЗ).
Согласно пунктам 1 и 14 ГОСТ Р 52682-2006 "Средства лекарственные для животных. Термины и определения", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 N 453-ст, под лекарственным средством для животного понимается вещество или смесь веществ природного, растительного, животного или синтетического происхождения, обладающее(ая) фармакологическим действием, а под ветеринарным препаратом - дозированное лекарственное средство для ветеринарного применения в определенной лекарственной форме, готовое к применению.
Из Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, следует, что ветеринарные препараты включены в группу с кодом 93 0000 4 "Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция медицинского назначения".
Пунктом 70 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, установлено, что продажа лекарственных препаратов (дозированных лекарственных средств, готовых к применению и предназначенных для профилактики, диагностики и лечения заболеваний человека и животных, предотвращения беременности, повышения продуктивности животных) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обращении лекарственных средств" и с учетом особенностей, определенных настоящими Правилами.
Пунктом 11 указанных Правил установлена обязанность продавца своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Согласно пункту 12 указанных Правил продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Пунктом 71 названных Правил предусмотрено, что информация о лекарственных препаратах помимо сведений, указанных в пунктах 11 и 12 Правил, а также предусмотренных статьей 16 Федерального закона "О лекарственных средствах", должна содержать сведения о государственной регистрации лекарственного препарата с указанием номера и даты его государственной регистрации (за исключением лекарственных препаратов, изготовленных продавцом (аптечным учреждением) по рецептам врачей).
Согласно статье 57 Закона N 61-ФЗ продажа фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств запрещается.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Закона N 61-ФЗ хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706-н утверждены Правила хранения лекарственных средств.
В силу пунктов 3, 32, 42 Правил N 706-н в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств. Хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации. Организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 1081 от 22 декабря 2011 года (далее - Положение), лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям, а именно: осуществлять соблюдение требований статьи 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств".
Согласно подпункту "з" пункта 5 Положения лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен осуществлять соблюдение правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Из материалов дела следует, что ООО "Кверкус-Р" осуществляет фармацевтическую деятельность в сфере розничной торговли лекарственными средствами, предназначенными для животных на основании лицензии от 15.10.2009 N 77-09-3-000102.
Наличие лицензии наделяет лицо правом на осуществление деятельности, предусмотренной лицензией.
Соблюдение лицензионных условий, то есть условий, предусмотренных лицензией, является обязательным требованием при осуществлении предпринимательской деятельности в лицензируемой сфере.
При проведении проверки в помещении общества выявлено хранение и реализация незарегистрированного лекарственного препарата "Инсектал спрей для птиц и грызунов". Административным органом из представленных обществом документов установлено, что лекарственный препарат "Инсектал спрей для птиц и грызунов" серии С 311 27 годен до 08.2015 имеет регистрационный номер ПВР-2-7.9/02452, нанесенный на упаковку препарата. Под указанным регистрационным номером зарегистрирован лекарственный препарат "Инсектал спрей для кошек и собак". Лекарственный препарат "Инсектал спрей для птиц и грызунов" поставлен в количестве 6 флаконов по 100 мл по товарной накладной от 20.02.2014 N МБКЮ011995, грузоотправитель ИП Кузнецов Ю.В., по договору поставки от 22.01.2008 N ТП. Данный факт заинтересованным лицом не оспаривается.
Также административным органом установлено, что в помещении общества осуществляется хранение лекарственного препарата "Дронтал плюс" для собак с нарушением температурного режима (температура хранения указанного препарата до +20 градусов С, при этом на момент проверки температура в помещении составляла +23 градуса С).
Доказательств обратного заинтересованным лицом суду не представлено.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 28.02.2014, протоколом осмотра помещений от 28.02.2014, протоколом об административном правонарушении от 28.02.2014.
В соответствии с пунктом 6 Положения грубым нарушением лицензионных требований является невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 5 настоящего Положения.
В соответствии с частями 1, 7 статьи 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункта 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотренная законом обязанность в случае получения лицензии соответствовать лицензионным требованиям возникает у юридического лица с момента получения лицензии и прекращается по истечении срока ее действия.
В связи с непринятием мер по контролю качества и соответствия поставленных лекарственных средств установленным для данного товара требованиям, общество было лишено возможности осуществлять деятельность, указанную в лицензии, надлежащим образом, что повлекло возникновение угрозы причинения вреда охраняемым общественным интересам.
Таким образом, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям представлены безусловные доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях ООО "Кверкус-Р" события административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пункт 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02 июня 2004 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004) разъясняет, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Апелляционным судом установлено, что заинтересованное лицо имело возможность для соблюдения норм и правил действующего законодательства, в целях исполнения надлежащим образом своих публично-правовых обязанностей, однако не приняло необходимых мер.
Общество, имея возможность соблюсти требования к лицензируемым видам деятельности, получив по договору поставки лекарственный препарат "Инсектал спрей для птиц и грызунов", не предприняло необходимые меры для контроля его качества и соответствия сопроводительным документам, а также допустило хранение лекарственного препарата "Дронтал плюс" для собак с нарушением температурного режима.
Доводы заинтересованного лица о том, что лекарственный препарат "Инсектал спрей для птиц и грызунов" обществу поставлялся ИП Кузнецовым Ю.В., который является лицензированным субъектом, в связи с чем, поставленные лекарственные препараты не были проверены заинтересованным лицом, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии со статьями 309, 310, 408 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается и только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
В силу статьи 469 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Согласно части 2 статьи 475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (в т.ч. обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Материалами дела подтверждается факт поставки ИП Кузнецовым Ю.В. лекарственного препарата "Инсектал спрей для птиц и грызунов" в количестве 6 флаконов по 100 мл по товарной накладной от 20.02.2014 N МБКЮ011995, по договору поставки от 22.01.2008 N ТП, получение указанного товара заинтересованным лицом не опровергается, вместе с тем каких либо претензий к качеству поставленных лекарств обществом к поставщику не предъявлялось. Доказательств обратного заинтересованным лицом не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о доказанности вины общества во вменяемом ему правонарушении, в связи с чем доказано наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в действиях ООО "Кверкус-Р".
Довод жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих нарушение обществом статьи 57 Закона N 61-ФЗ, апелляционным судом отклоняется, поскольку заинтересованным лицом не представлены административному органу соответствующие документы, свидетельствующие о регистрации лекарственного препарата "Инсектал спрей для птиц и грызунов". Наличие на упаковке препарата регистрационного номера ПВР-2-7.9/02452, принадлежащего лекарственному препарату "Инсектал спрей для кошек и собак" не является доказательством соблюдения требований действующего законодательства, поскольку препарату "Инсектал спрей для птиц и грызунов" должен быть присвоен свой регистрационный номер, подтверждающий достоверность информации о составе и производителе препарата, о его соответствии нормативной документации, о законности его оборота.
Ссылка общества на необоснованное применение судом первой инстанции в решении Правил хранения лекарственных средств, утвержденные приказом Минздравсоцразвития от 23.08.2010 N 706-н, которые не регулируют хранение лекарственных средств для ветеринарного применения, апелляционным судом не принимается.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61 "Об обращении лекарственных средств", лекарственные - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.
В соответствии с частью 3 приказа Министерства здравоохранения и социального развития от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении правил хранения лекарственных средств" (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 04.10.2010 N 18608), в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Таким образом, правила хранения лекарственных средств и препаратов, являются единым для медицинского и ветеринарного применения, дополнительных правил хранения лекарственных средств и препаратов для ветеринарного применения не требуется.
Апелляционный суд не установил процессуальных нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности, права и гарантии общества соблюдены, срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. Наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей назначено в минимальном пределе санкции части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, удовлетворения жалобы ООО "Кверкус-Р", считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ.
В пункте 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
В резолютивной части соответствующего решения вопрос об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, должен быть разрешен с учетом положений пунктов 1 - 4 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ. Если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте, то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
В соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом:
1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 59 Закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" недоброкачественные лекарственные средства, фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Основанием для уничтожения лекарственных средств является решение владельца лекарственных средств, решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или решение суда. Контрафактные лекарственные средства подлежат изъятию из гражданского оборота и уничтожению по решению суда. Порядок уничтожения контрафактных лекарственных средств устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 674, недоброкачественные лекарственные средства и (или) фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию и уничтожению по решению владельца указанных лекарственных средств, решению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения или решению суда.
На основании изложенного апелляционный суд приходит к выводу об изъятии из оборота лекарственного препарата "Инсектал спрей для птиц и грызунов" согласно протоколу изъятия из оборота от 28.02.2014 N 196-РВ-4/2014 для последующего уничтожения как сфальсифицированного.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о дополнении резолютивной части в виде решения вопроса об изъятом лекарственном препарате.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.05.2014 по делу N А41-18799/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, дополнить резолютивную часть: изъять из оборота "Инсектал спрей для птиц и грызунов" согласно протоколу изъятия из оборота N 196-РВ-4/2014 от 28.02.2014 и подвергнуть уничтожению.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18799/2014
Истец: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, московской и Тульской областям
Ответчик: ООО "Кверкус-Р"
Третье лицо: ООО "Кверкус-Р"