г. Москва |
|
06 августа 2014 г. |
Дело N А41-56400/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Виткаловой Е.Н., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Малоуховой В.Н.,
при участии в заседании:
от Администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области - Ермоленко С.В. представитель по доверенности от 27.02.2014 N 15-д,
от ООО "СП СЭС" - Антипенков А.А. представитель по доверенности от 14.05.2013 N 30, Макеева К.П. по доверенности от 28.02.2014 N 16,
от Министерства экологии и природопользования Московской области -Щербинина С.А. представитель по доверенности от 13.12.2013 N 46,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10.04.2014 по делу N А41-56400/13, принятое судьей А.О.Уваровым, по иску ООО "СП Сервисной экологической службы" к администрации Сергиево-Посадского района Московской области о признании незаконным бездействия в неорганизации общественных слушаний материалов оценки воздействия на окружающую среду "проекта рекультивации с дозагрузкой полигона ТБО Парфеново", обязании организовать общественные слушания,,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "СП Сервисной экологической службы" (далее - ООО "СП Сервисной экологической службы") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Сергиево-Посадского района Московской области о признании незаконными действия (бездействие) Администрации Сергиево-Посадского района Московской области (далее - администрация), выразившегося в неорганизации общественных слушаний материалов оценки воздействия на окружающую среду "проекта рекультивации с дозагрузкой полигона ТБО Парфеново" и обязании администрации организовать общественные слушания "Проекта рекультивации с дозагрузкой ТБО Парфеново".
Определением Арбитражного суда Московской области от 19.12.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - министерство) (л.д. 69).
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.04.2014 по делу N А41-56400/13 признаны незаконными действия (бездействие) администрации, выразившееся в неорганизации общественных слушаний материалов оценки воздействия на окружающую среду "проекта рекультивации с дозагрузкой полигона ТБО Парфеново". Обязать Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области организовать общественные слушания "Проекта рекультивации с дозагрузкой ТБО Парфеново". С Администрации Сергиево-Посадского района Московской области в пользу ООО "СП Сервисной экологической Службы" взыскано 2 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины (л.д. 144-146).
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило судебный акт отменить.
В судебном заседании представитель администрация поддержала доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, в удовлетворении требовать отказать.
Представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить.
Представители ООО "СП Сервисной экологической службы" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 17.02.2009 между администрацией и ООО "СП Сервисной экологической службы" заключен договор аренды земельного участка ДЗ-69 по которому администрация (арендодатель) передала ООО "СП Сервисной экологической службы" (арендатор) в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:05:0020425:12 сроком на 49 лет для размещения полигона твердых бытовых отходов (л.д. 130-133).
В связи с возникшей необходимостью представления на государственную экологическую экспертизу материалов обсуждений с гражданами и общественными организациями результатов общественных (публичных) слушаний, 24.05.2013 ООО "СП Сервисной экологической службы" обратилось в администрацию области с заявлением об организации заинтересованным лицом общественных слушаний по Проекту рекультивации с дозагрузкой ТБО Парфеново (л.д. 27-28). Указанное письмо получено администрацией 29.05.2013.
Письмом от 04.06.2013 N 2323 администрация сообщила, что оплата публикации публикаций заказчика не предусмотрена бюджетом района, а также то, что все этапы формирования материалов по оценке воздействия деятельности должны быть приведены заказчиком (л.д. 29).
26.06.2013 заявитель направил в администрацию письмо N 32, в котором сообщил о готовности осуществить публикацию за собственный счет, просил согласовать сроки проведения общественных слушаний по вопросу рекультивации и дозагрузки полигона ТБО "Парфеново", сообщить сроки проведения общественных слушаний (л.д. 30).
Письмом от 05.07.2013 N 2770-12 администрация сообщила, что проект рекультивации полигона ТБО Парфеново предлагается в целом пересмотреть, предложило заявителю самостоятельно информировать общественность на всех этапах проведения оценки воздействия на окружающую среду (л.д. 31-32).
В качестве основания для отказа администрацией указано непредставление заявителем обосновывающей документации, содержащей общее описание намечаемой деятельности, цели ее реализации, возможные альтернативы, описание условий ее реализации. Указанное письмо было получено заявителем 30.07.2013, что подтверждается почтовым штампом на конверте, представленным заявителем в материалы дела.
Не согласившись с действиями (бездействиями) администрации, ООО "СП Сервисной экологической службы" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из представления обществом полного пакета документов, необходимых для принятия администрацией решения об организации общественных слушаний.
Судебная коллегия апелляционного суда соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 28, 39 Градостроительного кодекса РФ, статьей 9 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанность по организации и проведению общественных (публичных) слушаний возложена на органы местного самоуправления.
Единые правила организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации регулируются приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16.05.2000 N 372 "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" (далее - Положение).
Пунктом 4.9 Положения также предусмотрено, что порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.
В силу пункта 7.1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственной экологической экспертизе, для поведения которой общество претендует на проведение публичных слушаний, подлежит проектная документация объектов, строительство которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" для проведения государственной экологической экспертизы проекта необходимо представить материалы обсуждений вышеуказанного объекта, с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованные органами местного самоуправления.
Согласно статье 4 Закона в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
В соответствии части 1 статьи 9 Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы; организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
В силу статьи 14 Закона государственная экологическая экспертиза объектов проводится при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 4.2 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372 (далее - Положение) участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
В силу пункта 4.9 Положения порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности.
При этом согласно пункту 4.3 Положения информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о: названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду; иной информации.
Кроме того, в силу пункта 4.5 и пункта 4.6 Положения заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации и обеспечивает доступ к техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду заинтересованной общественности и других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду с момента его утверждения и до окончания процесса оценки воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктами 4.9 и 4.11 заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола и в конечном итоге обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Из материалов дела усматривается, что в направленном заявителем заявлении от 24.05.2013 N 105 обществом сообщены сведения, необходимые для публикации в соответствии с вышеуказанным пунктом Приказа Госкомэкологии от 16.05.2000 N 372. Название намечаемой деятельности - рекультивация с дозагрузкой полигона ТБО "Парфеново".
Цели намечаемой деятельности - осуществление работ по рекультивации с дозагрузкой полигона ТБО "Парфеново"; наименование и адрес заказчика и его представителя - Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, д. Парфеново, полигон "ТБО Парфеново"; наименование и адрес заказчика или его представителя - 107076, г. Москва, ул. Матросская Тишина, л.23., строение 2. (юридический адрес); ответственный за организацию общественного слушания - ООО "СП Сервисной экологической службы", администрация; предполагаемая форма общественного слушания - общественные слушания; примерные сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду - в течение шести месяцев с момента проведения общественных слушаний; иная информация - указан номер телефона для связи (л.д. 27-28).
Оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем представлены необходимые и достаточные сведения и документы для принятия администрацией решения об организации общественных слушаний "Проекта рекультивации с дозагрузкой ТБО Парфеново".
Доводы администрации о том, что в проведении общественных слушаний должно быть отказано в связи с тем, что заявителем в настоящий момент, при эксплуатации полигона ТБО нарушаются требования экологического законодательства, осуществляя размещение отходов производства за пределами полигона, планировании закрыть полигон, обращения с соответствующим иском в суд, отклоняются судебной коллегией, поскольку не имеют правового значения.
Кроме того, из материалов дела следует, что ранее ООО "СП СЭС" уже обращалось к Главе городского поселения Пересвет с письмом от 21.09.2011 N 41, где просило рассмотреть и назначить дату, время и место проведения общественных слушаний проект; "Реконструкции и рекультивации полигона ТБ "Парфеново" официальном издании федерального органа исполнительной власти субъект Российской Федерации и органа местного самоуправления.
09.11.2011 администрацией принято постановление N 543-п "О проведении собрания граждан по вопросу обсуждения проекта рекультивации и дозагрузки полигона ТБО Парфеново", согласно которому 14.12.2011 в 16.00 в малом зале МУК "ДК Космос" по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, город Пересвет, ул. Пионерская, д. 1 подлежит проведению собрание граждан по вопросу обсуждения проекта рекультивации и дозагрузки полигона ТБО "Парфеново".
14.12.2011 составлен протокол обсуждения проекта рекультивации и дозагрузки полигона ТБО "Парфеново".
Затем ООО "СП СЭС" обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования для проведения государственной экологической экспертизы Проекта рекультивации и дозагрузки полигона ТБО "Парфеново".
Письмом от 01.08.2012 N 18-25/10595 Департамент Росприроднадзора по ЦФО сообщил, что представленные материалы общественных слушаний по обсуждению проекта не могут быть приняты в качестве материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления, поскольку Администрация города Пересвет Сергиево-Посадского района Московской области не является органом местного самоуправления городских округов и муниципальных районов к полномочиям которых согласно статье 9 ФЗ "Об экологической экспертизе" относится организация общественных обсуждений объектов государственной экологической экспертизы (копия прилагается).
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения ООО "СП СЭС" в администрацию, которая фактически уклонилась от организации общественных слушаний и назначения даты слушаний, требуя от ООО "СП СЭС" представления различной информации.
Также судебная коллегия учитывает, что согласно пункту 1.1 Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации общественные обсуждения - это комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.
В силу пункта 4.7 названного Положения на этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.
Таким образом, проведение общественных слушаний является лишь одним из этапов государственной экологической экспертизы и необходим для информирования заказчиком граждан, общественных организаций о намерении произвести какое-либо строительство на предоставленном либо испрашиваемом участке с целью учета их мнения, доведения его до компетентных органов.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы администрации, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2014 года по делу N А41-56400/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56400/2013
Истец: ООО "Совместное предприятие Сервисной экологической службы"
Ответчик: Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области, ООО "СП СЭС", Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области