г. Ессентуки |
|
12 августа 2014 г. |
Дело N А25-2242/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Афанасьевой Л.В., Параскевовой С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Павленко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.05.2014 по делу N А25-2242/2013 (судья Шишканов Д. Г.)
по заявлению Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1020900512820, ИНН 0901003399)
к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН
1020900514051, ИНН 0901006079) и Управлению труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1060916001706, ИНН 0916001644) о возложении обязанности по перечислению расходов,
не принятых в счет средств на выплату пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность) в установленном порядке, в сумме 32 447 руб. 63 коп.
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения -регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Карачаево-Черкесской Республике Байрамукова М.Р. по доверенности от 28.05.2014 N 02-06/02/3614, Манкевич А.В. по доверенности от 09.01.2014 N 04-36/04/8,
Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, Управление труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики надлежащим образом уведомлены о дате и времени судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики (далее - Министерство) и к Управлению труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее - Управление) о взыскании расходов, не принятых в счет средств на выплату пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность) в установленном порядке, в сумме 32 447 руб. 63 коп. (уточненные требования в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 28.02.2014 в порядке части 2 статьи 47 АПК РФ Управление труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.
Решением суда от 16.05.2014 с Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики в пользу Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике взысканы расходы, не принятые в счет средств на выплату отдельных видов пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность) в установленном порядке, в сумме 32 447 рублей 63 копейки. В удовлетворении требований Государственного учреждения Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике к Управлению труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики отказано.
Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 16.05.2014 и принять по делу новый судебный акт о взыскании с Управления труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики задолженности в сумме 32 447 рублей 63 копейки.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд просит решение суда от 16.05.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Фонда поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили решение суда от 16.05.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность вынесенного определения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1162 "О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке" между Фондом и Министерством был заключен договор от 24.12.2012 N387 о финансировании расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность) в установленном порядке.
В соответствии с указанным договором Министерством в 2013 году ежемесячно представлялись в Фонд заявки на финансовое обеспечение расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в установленном порядке.
На основании заявок Министерства Фонд по договору от 24.12.2012 N 387 в 2013 году перечислил Министерству в 2013 году денежные средства на цели единовременного пособия при рождении ребенка на общую сумму 7 470 038 руб. 71 коп., на цели ежемесячного пособия по уходу за ребенком - 55 084 497 руб. 45 коп.
Фондом в соответствии с планом документальных выездных проверок на основании решений от 08.04.2013 N 2, от 09.07.2013 N 3 были проведены плановые проверки расходования Министерством перечисленных по договору от 24.12.2012 N 387 средств на выплату пособий за период соответственно с 01.01.2013 по 30.03.2013, а также с 01.04.2013 по 30.06.2013.
В ходе проведенных плановых проверок Фондом были выявлены нарушения в расходовании средств на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По результатам проверки Министерству предложено отразить в бухгалтерском учете и отчетности сумму средств, не принятых в счет выплаты отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность) за период с 01.01.2013 по 30.03.2013 в сумме 66 968 руб. 38 коп., за период с 01.04.2013 по 30.06.2013 в сумме 128 707 руб. 19 коп. и перечислить указанные средства на банковский счет Фонда в срок до 01.10.2013.
Данные обстоятельства отражены Фондом в справках о проведенных проверках от 30.04.2013 N 26, от 31.07.2013 N 39.
По результатам проверок приняты решения от 29.05.2013 N 2, от 22.08.2013 N 3, в соответствии с которыми Фондом не приняты расходы, произведенные Министерством в сумме 66 968 руб. 38 коп. и 128 707 руб. 19 коп. соответственно в счет средств, полученных от Фонда на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке.
До обращения Фонда в арбитражный суд и в ходе настоящего судебного разбирательства часть излишне израсходованных средств на выплату пособий в 2013 году в сумме 163 227 руб. 94 коп. была Министерством возмещена.
На момент рассмотрения настоящего спора судом остаток не возмещенных Министерством средств составил 32 447 руб. 63 коп.
Из справки проверки от 31.07.2013 N 39 следует, что указанная сумма основана на выявлении Фондом неправомерности выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком Узденовым М.Ш. 10.11.2012 года рождения за период с 10.11.2012 по 31.05.2013 в адрес его матери Джанкезовой Р.Х. Проверкой выявлено, что пособие по уходу за ребенком ранее было назначено и выплачивается его отцу Узденову Ш.А. на основании заявления о выплате, с которым последний обращался в органы социальной защиты населения г. Астрахани. При выплате пособия в адрес Джанкезовой Р.Х. Управлением не были истребованы как от заявительницы, так и у органа социальной защиты по месту жительства отца ребенка сведения о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Указанные обстоятельства послужили причиной обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, согласно Федеральному закону от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (подпункт 3 пункта 1 статьи 1), Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.94 N 101 (пункт 18), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ предусмотрено, что в перечень лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком, включены лица, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию (один из родителей, опекун).
В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 31.12.2009 N1162 "О порядке финансирования расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке" (действовало на момент заключения между сторонами договора от 24.12.2012 N387 и осуществления спорных выплат).
Постановлением от 31.12.2009 N 1162 были утверждены Правила финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке (далее по тексту - Правила).
Согласно пунктам 2, 3 Правил источником финансового обеспечения расходов на выплату предусмотренных данными Правилами пособий являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета в установленном порядке в бюджет Фонда в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период на указанные цели.
На основании подпункта "г" пункта 2 Правил за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в установленном порядке в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляется, в том числе, финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Согласно пунктам 6, 7, 9 Правил уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заявку на перечисление средств, ежемесячную отчетность о расходовании средств, осуществляет перечисление средств получателям пособий.
Контроль за целевым использованием средств, направляемых на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Правилами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что перечисление территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации средств на финансирование расходов, указанных в пункте 2 Правил, производится на основании договора, заключенного ими в соответствии с типовой формой (приложение к Правилам).
На основании пункта 5 Правил между Фондом и Министерством был заключен договор от 24.12.2012 N 387 по установленной форме.
Пунктом 6 договора от 24.12.2012 N 387 предусмотрено, что он вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.12.2013, а в части расчетов - до дня исполнения сторонами своих обязательств.
Подпунктами "е", "ж" пункта 4 договора от 24.12.2012 N 387 на Министерство возложены обязанности по осуществлению контроля за назначением и выплатой пособий, обеспечению целевого использования средств, выделенных на выплату пособий.
На территории Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики назначение и выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляется Управлением.
Материалами дела подтверждается, что Джанкезова Р.Х. обратилась 18.03.2013 в Управление за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком Узденовым М.Ш. 10.11.2012 рождения до достижения им полутора лет и представила документы, из которых следовало, что отец ребенка Узденов Ш.А. с ними не проживает, брак не зарегистрирован, установлено отцовство (свидетельство I-КВ N 328150 от 29.11.2012).
В ходе проверки Фондом установлено, что до обращения Джанкезовой Р.Х. в Управление отец ребенка Узденов Ш.А., проживающий в г. Астрахань, ул. Лычманова, 65, в январе 2013 года уже обратился в органы социальной защиты по месту жительства с заявлением о назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком Узденовым М.Ш. В Управление ранее поступал запрос о неполучении пособия матерью ребенка Джанкезовой Р.Х., в связи с чем Управлением 24.01.2013 была выдана справка о неполучении пособия Джанкезовой Р.Х., которая была приобщена к делу Узденова Ш.А., последнему в г. Астрахань было назначено и выплачивается пособие по уходу за ребенком.
В нарушение подпункта "д" пункта 54 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н), Управлением не были истребованы как от заявителя Джанкезовой Р.Х., так и от органа социальной защиты населения по месту жительства отца ребенка сведения о неполучении Узденовым Ш.А. ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом Управление располагало сведениями о ранее выданной им 24.01.2013 справке в отношении Джанкезовой Р.Х. для целей получения пособия отцом ребенка.
В результате указанных нарушений сумма фактически произведенных неправомерных выплат пособия по уходу за ребенком в адрес Джакезовой Р.Х. составила 32 447 руб. 63 коп.
В деле представлено заявление Джанкезовой Р.Х. в Управление от 20.03.2014, которым данное лицо признало факт двойного получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком и общую сумму неправомерно полученного пособия (32 447 руб. 63 коп.), которую обязалось выплатить в течение 12 месяцев.
Таким образом, судом при рассмотрении спора установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается Министерством и Управлением то обстоятельство, что выплата в адрес Джанкезовой Р.Х. средств в размере 32 447 руб. 63 коп., выделенных на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с Правилами, в данном случае была осуществлена с нарушением законодательства Российской Федерации.
Несмотря на то обстоятельство, что финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с Правилами осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в установленном порядке в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на очередной финансовый год, суд считает, что отношения между Фондом и Министерством по финансовому обеспечению указанных расходов, хотя и регулируются нормами бюджетного законодательства, но в данном случае носят гражданско-правовой характер.
Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Характер данного спора свидетельствует о его экономическом происхождении, отношения между Фондом и Министерством носят договорной характер (договор от 24.12.2012 N 387). Само по себе регулирование нормами бюджетного законодательства отношений по образованию источника выделения денежных средств на финансирование расходов, связанных с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с Правилами, не исключает возможности возникновения между сторонами гражданско-правового спора.
Поскольку в данном случае право требования возмещения неправомерно произведенных расходов на выплату пособия, не принятых Фондом по результатам проверки, не связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования, спорные правоотношения между Фондом и Министерством являются гражданско-правовыми.
Суд в данном случае не усматривает нецелевого использования Министерством либо Управлением выделенных Фондом средств на выплату пособия Джанкезовой Р.Х. и в этой части не согласен с выводами Фонда, изложенными в справке о проведенной проверке.
В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств следует понимать направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Поскольку фактически полученные от Фонда денежные средства были в данном случае израсходованы на выплату государственного пособия по уходу за ребенком, неправомерная выплата спорной суммы произошла по вине получателя пособия, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в данном случае нецелевого использования средств Фонда не было допущено.
Вместе с тем, спорная сумма пособия по уходу за ребенком действительно была выплачена Джанкезовой Р.Х. с нарушением требований законодательства о социальном страховании.
Факт необоснованной выплаты пособия в сумме 32 447 руб. 63 коп. судом установлен и подтвержден материалами дела. Доказательств возвращения Фонду денежных средств в спорной сумме Министерство не представило.
Сложившиеся на основании норм законодательства (Федеральных законов от 29.12.2006 N 255-ФЗ, от 19.05.1995 N 81-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N1162 и утвержденных им Правил), а также договора от 24.12.2012 N387 правоотношения между Фондом и Министерством следует рассматривать как отношения по обязательному социальному страхованию, поскольку Фонд реализует свои функции страховщика, а Министерство в данном случае взяло на себя исполнение определенных функций страхователя по выплате предусмотренных законодательством пособий неработающим гражданам при наступлении страхового случая.
Пунктом 6 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрено, что в случае, если в установленный срок страхователь не произвел возмещение расходов, не принятых к зачету, решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется страховщиком в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Поскольку Министерство не является плательщиком страховых взносов в смысле статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в отношении выплаты пособия неработающим лицам, а иной порядок взыскания органами Фонда социального страхования Российской Федерации не принятых к зачету расходов законодательством не установлен, суд правомерно пришел к выводу, что у Фонда имелись правовые основания для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Доводы Министерства об отсутствии его вины в неправомерном расходовании и использовании бюджетных средств по договору от 24.12.2012 N 387 и необходимости предъявления Фондом исковых требований непосредственно к Управлению правомерно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с Правилами и договором от 24.12.2012 N 387 денежные средства для выплаты пособий неработающим гражданам перечислялись Фондом Министерству на лицевой счет, открытый в Управлении Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, по сводному реестру, на основании ежемесячных заявок Министерства. В свою очередь, Министерством ежемесячно Фонду предоставлялись отчеты о расходовании средств, перечисленных на выплату отдельных видов государственных пособий в соответствии с Правилами.
Как было указано, в данных правоотношениях Министерство фактически является стороной (исполнителем) заключенного в соответствии с требованиями пункта 5 Правил гражданско-правового договора от 24.12.2012 N 387, подпунктом "е" пункта 4 которого на Министерство возложена обязанность по осуществлению контроля за назначением и выплатой пособий.
В обоснование своей позиции Министерство ссылается на заключение им соглашения от 08.04.2013 N 17 с управлениями труда и социального развития городов и муниципальных районов республики, в том числе и с Управлением.
В соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 4 соглашения от 08.04.2013 N 17 на Управление возложены функции по осуществлению назначения и выплаты пособий, а также обеспечению целевого использования средств, выделенных на выплату пособий.
Обязанности Управления по осуществлению контроля за назначением и выплатой пособий соглашение от 08.04.2013 N 17 не содержит.
Министерство в жалобе указало, что им контроль за назначением и выплатой пособий не осуществляется, а лишь формируются и предоставляются Фонду заявки на финансирование соответствующих расходов, производится распределение перечисленных Фондом средств по городам и районам республики.
Суд считает, что данное утверждение противоречит содержанию договора от 24.12.2012 N 387 и свидетельствует о неисполнении Министерством обязанности, возложенной на него подпунктом "е" пункта 4 данного договора.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Выявленный Фондом по результатам проверки факт выплаты пособия по уходу за ребенком в адрес Джанкезовой Р.Х. после назначения и выплаты ранее пособия в адрес Узденова Ш.А. (отца ребенка) является нарушением статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ и пункта 42 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Правильным суд считает вывод Фонда о возникновении в данном случае у Министерства обязанности в силу требований приведенных норм закона и договора от 24.12.2012 N 387 по осуществлению возврата Фонду денежных средств, не принятых в счет средств на выплату отдельных видов пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В отличие от Министерства, Управление в договорные отношения с Фондом по поводу финансирования выплат отдельных видов государственных пособий в соответствии с Правилами не вступало.
Предъявление Фондом уточненных требований о солидарном взыскании спорной сумы расходов с Министерства и Управления суд первой инстанции правомерно счел необоснованным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
При этом в силу пункта 1 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) возникает, если солидарность обязанности предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Нормы законодательства о социальном страховании не предусматривают солидарного взыскания органами Фонда социального страхования Российской Федерации не принятых к зачету расходов на выплату отдельных видов пособий.
Солидарная обязанность Министерства и Управления в данном случае также не может быть основана на договоре от 24.12.2012 N 387, который соответствующих положений не содержит и стороной которого Управление не является.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).
Поскольку Джанкезова Р.Х., обратившись за назначением и выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не сообщила Управлению о наличии обстоятельств, препятствующих выплате пособия, и фактически получила необоснованно назначенное пособие в сумме 32 447 руб. 63 коп., у Управления имеется возможность взыскания пособия на основании статьи 19 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ с его фактического получателя (Джанкезовой Р.Х.) в суде общей юрисдикции. На момент рассмотрения настоящего дела Управление указанной возможностью не воспользовалось и не предприняло предусмотренных законом мер по взысканию с виновного лица необоснованно полученного пособия по уходу за ребенком.
Судом первой инстанции правомерно отклонено ходатайство Управления о привлечении к участию в качестве ответчика гражданки Джанкезовой Р.Х. и об осуществлении взыскания в рамках данного дела с указанного физического лица.
Суд исходит из того, что наличие у Управления права взыскания неправомерно выплаченных сумм пособия с его получателя - физического лица не освобождает Министерство от возврата Фонду спорных расходов в сумме 32 447 руб. 63 коп.
В соответствии с пунктом 8 Правил средства федерального бюджета, перечисленные Фондом Министерству как уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на финансирование расходов, предусмотренных данными Правилами, используются уполномоченным органом в рамках одного финансового года.
Поскольку денежные средства на выплату пособия были выделены на основании Правил и договора от 24.12.2012 N 387 Министерству, то именно Министерство обязано вернуть Фонду денежные средства по неправомерно выплаченному пособию.
В случае последующего взыскания Управлением с Джанкезовой Р.Х. сумм неправомерно выплаченного пособия по уходу за ребенком возвращенные названным физическим лицом суммы могут быть как перечислены Министерству, с которым Управление состоит в договорных отношениях (соглашение от 08.04.2013 N 17), так и учтены Министерством при последующем формировании заявок и финансировании расходов на выплату отдельных видов государственных пособий в последующих периодах.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии у Министерства обязанности в рамках сложившихся правоотношений по договору от 24.12.2012 N 387 возместить Фонду не принятые к зачету расходы по государственному социальному страхованию в сумме 32 447 руб. 63 коп.
В удовлетворении требований Фонда о солидарном взыскании спорной суммы расходов с Управления судом первой инстанции правомерно отказано.
Доводы Министерства, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.05.2014 по делу N А25-2242/2013.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.05.2014 по делу N А25-2242/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2242/2013
Истец: ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике
Ответчик: Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, Управление труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района КЧР