г. Вологда |
|
13 августа 2014 г. |
Дело N А44-6654/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 13 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой А.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" Сауляка О.П. по доверенности от 10.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области и открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 08 апреля 2014 года по делу N А44-6654/2012 (судья Самарин А.Д.),
установил:
открытое акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1067847492888, далее - ОАО "СЗППК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с иском к субъекту Российской Федерации Новгородская область в лице Департамента финансов Новгородской области (ОГРН 1025300788094, далее - Департамент финансов), Департамента транспорта и связи Новгородской области (ОГРН 1095321000180, далее - Департамент транспорта), Правительства Новгородской области (ОГРН 1065321096070, далее - Правительство) о взыскании 314 929 000 руб. убытков, причиненных вследствие государственного регулирования в 2010 году тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области (далее - Комитет).
Решением от 08 апреля 2014 года суд взыскал с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области за счет казны Новгородской области в пользу Общества 117 066 216 руб. 33 коп., в том числе 116 629 501 руб. 24 коп. ущерба, 436 715 руб. 09 коп. в возмещение судебных расходов на оплату экспертизы, а также в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 000 руб. 00 коп. В удовлетворении остальной части иска и к остальным ответчикам отказал (с учетом определения об исправлении опечатки).
Департамент финансов с решением суда не согласился, обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к следующему. В 2010 году ОАО "СЗППК" отказалось от заключения договора с уполномоченным исполнительным органом власти области в соответствии с Порядком предоставления субсидий организациям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам на территории области, утвержденным постановлением администрации Новгородской области от 25.03.2008 N 85, в связи с тем, что не была достигнута договоренность по его существенным условиям (в том числе в части определения цены договора), соответственно, отказалось и от предоставления соответствующей субсидии. В свою очередь и у Новгородской области отсутствовало и отсутствует правовое основание (заключенный договор) для предоставления соответствующей субсидии в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации и областными нормативными правовыми актами о возмещении убытков перевозчикам. Установленный для Общества тариф был согласован организацией, после отказа от заключения договора, обжалован не был, соответственно устроил ее как экономически обоснованный, перевозки прекращены не были, истцом по своему усмотрению осуществлялась коммерческая деятельность с целью извлечения прибыли. Согласно областному закону от 25.12.2009 N 662-03 "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" предусмотрены средства на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам на территории области в размере 13 500 000 руб. 00 коп., которые были перечислены открытому акционерному обществу "РЖД" в полном объеме. Новгородская область, действуя в рамках своих полномочий и принятых нормативных актов, исполнила обязанность по предоставлению субсидий организациям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам на территории области. Факт установления соответствующего тарифа органами власти области не является основанием для компенсации перевозчику, отказавшемуся от получения субсидии в установленном законом порядке, убытков, образовавшихся в результате его деятельности. Требование о возмещении убытков в ином порядке, нежели установленном законодательством, удовлетворению подлежать не может. Тариф обжалован не был, деятельность перевозчика не прекращена, причинной связи между установлением тарифа и наличием убытков не усматривается; незаконных действий со стороны органов власти области допущено не было, обязанность по возмещению убытков исполнена, в то же время в результате действий ОАО "СЗППК" обязанности возмещать какие-либо убытки этого общества у Новгородской области не возникло. Апеллянт считает, что отсутствует противоправность поведения ответчиков (наличие вины), а также причинно-следственная связь между действиями ответчиков или иных органов государственной власти области и образовавшимися убытками.
Правительство, Департамент транспорта, Комитет в отзывах на данную апелляционную жалобу и представители в судебном заседании (до перерыва) доводы Департамента поддерживали, просят решение отменить, принять новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований ОАО "СЗППК" отказать.
ОАО "СЗППК" в отзыве и представитель в судебном заседании просят апелляционную жалобу Департамента финансов оставить без удовлетворения.
ОАО "СЗППК" с решением суда также не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в части отказа во взыскании остальной части иска. ОАО "СЗППК" просит иск удовлетворить полностью, взыскав с Новгородской области за счет казны убытки в размере 314 929 000 руб. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Выводы суда в части отказа в иске не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Согласно Постановлению администрации Новгородской области от 10.02.2010 N 55 "Об установлении на территории Новгородской области тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении" (далее - Постановление от 10.02.2010 N 55) сумма денежных средств, которые должны были быть выделены из бюджета Новгородской области в счет компенсации выпадающих доходов перевозчика, как минимум должна была составить 235 196 000 руб. Суд неверно истолковал положения пункта 2 указанного Постановления и при расчете уменьшил размер компенсации за один пассажиро-километр до 2,26 руб. Факт установления тарифа с опозданием (либо не установление его вообще) не лишает перевозчика государственных гарантий, направленных на обеспечение безубыточности его деятельности, и права требовать компенсации в полном объеме своих экономически обоснованных затрат. ОАО "СЗППК" не оспаривает Постановление от 10.02.2010 N 55, которым был утвержден тариф, и считает, что оно вынесено в пределах полномочий Правительства области. Общество считает незаконным пассивное поведение (бездействие) государственных органов Новгородской области, которые не исполнили свои публично-правовые обязанности в сфере организации транспортного обслуживания населения в пригородном сообщении, что выразилось в отказе полностью компенсировать экономически обоснованные затраты ОАО "СЗПКК" по оказанию услуг по цене, регулируемой государственными органами Новгородской области. Податель жалобы считает, что воспользовавшись правом на регулирование тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, Новгородская область, тем самым, возложила на себя обязанность по возмещению перевозчику убытков, возникших вследствие данного регулирования. Отказ Новгородской области компенсировать экономически обоснованные затраты ОАО "СЗППК" в полном объеме означает, что вопреки прямым требованиям законодательства организация транспортного обслуживания населения пригородным железнодорожным транспортом на территории Новгородской области в 2010 году фактически была осуществлена за счет средств Общества. При этом доходы, полученные от перевозки пассажиров по государственным регулируемым тарифам, лишь частично компенсировали экономически обоснованные затраты ОАО "СЗППК" на организацию перевозочного процесса. Отказ Новгородской области компенсировать выпадающие доходы перевозчика привел к тому, что ОАО "СЗППК" были причинены убытки в размере 314 929 000 руб. Обоснованность исковых требований ОАО "СЗППК" подтверждается данными финансовой и бухгалтерской отчетности, отчетом об экспертном исследовании аудиторской компании обществом с ограниченной ответственностью "ИН-АУДИТ", заключением судебной экспертизы, выполненной на основании определения Арбитражного суда Новгородской области (суд проигнорировал результаты экспертизы).
Правительство, Департамент финансов, Комитет в отзывах на апелляционную жалобу ОАО "СЗППК" считают, что она является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Ответчики и третьи лица после перерыва в судебном заседании, объявленном 04.08.2014, явку представителей в суд не обеспечили.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, администрацией Новгородской области в адрес ОАО "СЗППК" направлен заказ от 10.09.2009 N 2383/6И-19 на оказание транспортных услуг в 2010 году по организации обслуживания населения Новгородской области железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (т.1, л.24-25).
Вместе с тем, сам договор на организацию транспортного обслуживания на 2010 год между ОАО "СЗППК" и Комитетом транспорта и связи Новгородской области заключен не был по причине несогласованности его существенных условий (в том числе в части определения цены договора).
Постановлением от 10.02.2010 N 55 на территории Новгородской области установлены тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые ОАО "СЗППК".
Согласно положениям указанного Постановления на территории Новгородской области установлен тариф на проезд пассажиров в поездах пригородного сообщения на территории Новгородской области за первые 20 км вне зависимости от дальности поездки - 38 руб. за поездку; тариф на проезд пассажиров в поездах пригородного сообщения на территории Новгородской области за каждый последующий километр после 20-го - в размере 01 руб. 90 коп. за 1 км.
В силу положений пункта 2 данного Постановления компенсация выпадающих доходов ОАО "СЗППК", осуществляющему на территории Новгородской области перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, определена из расчета 04 руб. 16 коп. за один пассажиро-километр (т.1, л.23).
Вышеуказанное постановление администрации Новгородской области разработано в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", от 10.12.2008 N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий", от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок", на основании представленных ОАО "СЗППК" в Комитет материалов и заявления от 08.12.2009 N 2565. При расчете тарифа применен метод экономически обоснованных затрат.
За основу формирования тарифа приняты ожидаемые показатели деятельности Общества за 2009 год и планируемые на 2010 год: планируемый на 2010 год пассажирооборот в размере 79 512 902 пассажиро-километр, учтены расходы в сумме 330 386,77 тыс. руб., исходя из ожидаемых расходов ОАО "СЗППК" по перевозке пассажиров в пригородном сообщении за 2009 год с учетом прогнозного индекса роста цен, установленного Минэкономразвития России на 2010 год в размере 110,7 к уровню 2009 года.
Исходя из необходимой валовой выручки в сумме 330 386,77 тыс. руб. и пассажирооборота в объеме 79 512 902 пассажиро-километров, экономически обоснованный тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2010 год составил 04 руб. 16 коп. за один пассажиро-километр.
Указанные расчеты отражены в пояснительной записке к проекту Постановления от 10.02.2010 N 55 об установлении на территории Новгородской области тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении ОАО "СЗППК" (т.3, л.73-76).
Несмотря на отсутствие заключенного договора на организацию транспортного обслуживания ОАО "СЗППК" осуществляло перевозку пассажиров весь 2010 год (с 01.01.2010) по установленным маршрутам с применением государственных регулируемых тарифов.
Согласно данным истца и заключению экспертов в спорный период объем перевозок (пассажирооборот) составил 56 537 451 пассажиро-километр.
Разногласий по объему перевозок (пассажирообороту) у ответчиков не имеется.
Обществом в адрес Департамента транспорта неоднократно направлялись претензии о возмещении убытков, однако ввиду отсутствия договорных отношений денежные средства в счет возмещения убытков истцу в 2010 году перечислены не были, что и послужило основанием для обращения ОАО "СЗППК" в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Кроме того, правовым основанием для обращения ОАО "СЗППК" с настоящим иском в суд послужило и то, что перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения по государственным регулируемым тарифам, установленным уполномоченным органом власти Новгородской области, не обеспечивали возмещение экономически обоснованных затрат перевозчика, в связи с чем за 2010 год ОАО "СЗППК" понесло убытки на сумму 314 929 000 руб.
В подтверждение размера убытков ОАО "СЗППК" сослалось на данные бухгалтерской отчетности за 2010 год, экспертное исследование аудиторской компании общества с ограниченной ответственностью "ИН-АУДИТ", а в процессе рассмотрения дела и на заключение судебной экспертизы.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, признал их законными и обоснованными частично.
Апелляционная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
На основании подпункта 55 пункта 2 названной статьи Закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации уполномочены на установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 "Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий" государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении осуществляется посредством установления цен (тарифов) или их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предусмотрено, что тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
В целях реализации положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами), при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет бюджетов данных субъектов Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Данная правовая норма корреспондирует с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", в соответствии с которым потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2009 N 17) разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением от 10.02.2010 N 55 установлены тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые ОАО "СЗППК" (38 руб. - тариф на проезд пассажиров в поездах пригородного сообщения на территории Новгородской области за первые 20 км вне зависимости от дальности; 01 руб. 90 коп. - тариф на проезд пассажиров в поездах пригородного сообщения на территории Новгородской области за каждый последующий километр после 20-го). Компенсация выпадающих доходов ОАО "СЗППК" была определена из расчета 04 руб. 16 коп. за один пассажиро-километр.
Указанный тариф являлся предельным и включает в себя тариф в сумме 01 руб. 90 коп., который применялся истцом при расчетах с населением.
ОАО "СЗППК" осуществляло перевозку пассажиров в 2010 году по установленным маршрутам с применением вышеназванных тарифов.
Довод Департамента об отсутствии заключенного с ОАО "СЗППК" договора, и в связи с этим отсутствие обязательств по возмещению возникших у истца убытков судом апелляционной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Осуществление транспортного обслуживания населения является обязательной и социально-значимой функцией публичной власти, выполняемой ею на постоянной основе и обусловленной жизненно важными потребностями и интересами людей, связанными с их неотъемлемыми правами и свободами, гарантированными государством (на жизнь, свободу передвижения, труд, отдых, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь, образование и т.д.).
Поэтому при отсутствии форс-мажорных обстоятельств деятельность по перевозке населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в любом случае прекращению не подлежит.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ перевозка транспортом общего пользования является публичным договором, по условиям которого перевозчик обязан оказать соответствующую характеру его деятельности услугу в отношении каждого, кто к нему обратится.
Данные перевозки носят социальный характер, и осуществляются по регулируемым тарифам.
Договор на организацию транспортного обслуживания в 2010 году между ОАО "СЗППК" и Новгородской областью в лице Комитета транспорта и связи Новгородской области в надлежащем порядке в виде единого документа действительно не заключался.
Но услуги по перевозке оказывались Обществом по инициативе, с ведома и одобрения Комитета транспорта и связи Новгородской области, от их продолжения Новгородская область в лице соответствующих органов не отказывалась, о чем свидетельствуют представленная в дело переписка и иные документы.
Вопросы организации транспортного обслуживания населения Новгородской области в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям публичного образования, поэтому необходимые для их решения денежные средства подлежали включению в расходы бюджета, исходя из положений статей 6, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Несоблюдение требований бюджетного законодательства при формировании расходной части собственного бюджета основанием для неоплаты полученных от ОАО "СЗППК" услуг не является.
По существу, за счет предоставления истцом услуг по перевозке Новгородская область выполнила возложенные на нее публичные функции.
Поэтому отсутствие договора не может служить основанием к отказу в компенсации ОАО "СЗППК" не возмещенных ему затрат (расходов) на осуществление перевозок, которые являются социально-значимыми и необходимыми для населения услугами, подлежащими оказанию по утвержденным регулярным маршрутам и установленным тарифам в отношении всех, кто пожелает воспользоваться правом на проезд.
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июня 2013 N 1838/13.
На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Исходя из общих принципов деликтной ответственности, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие в совокупности следующих условий: противоправность нарушения его субъективных гражданских прав, наличие убытков и их размер, причинную связь между нарушением субъективных гражданских прав и убытками, вину причинителя вреда.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.
Постановлением администрации Новгородской области от 25.03.2008 N 85 утвержден Порядок предоставления субсидий организациям на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом по регулируемым тарифам на территории Новгородской области (далее - Порядок) согласно которому расчет выпадающих доходов осуществляется по следующей формуле:
G = (Sso - Ss) х N, где
G - выпадающие доходы;
S sо - средняя стоимость поездки по экономически обоснованному тарифу;
S s - средняя стоимость поездки;
N - количество перевезенных пассажиров.
Указанным Порядком установлены пределы и механизмы возмещения убытков, возникающих вследствие государственного регулирования тарифов, в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете.
Тариф 04 руб. 16 коп за один пассажиро-километр, указанный в пункте 2 Постановления от 10.02.2010 N 55, представляет собой расчетный экономически обоснованный тариф, подлежащий применению для расчета суммы компенсации выпадающих доходов ОАО "СЗПКК", осуществляющему на территории Новгородской области перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, в совокупности с тарифом на перевозки пассажиров, установленном для указанной компании в размере 01 руб. 90 коп. за 1 км. в соответствии с Порядком (как разница между тарифом 04 руб. 16 коп и 01 руб. 90 коп., умноженная на фактический пассажирооборот на территории Новгородской области).
Поскольку за 2010 год объем перевозок (пассажирооборот) ОАО "СЗПКК" составил 56 537 451 пассажиро-километр, по данному вопросу разногласий у сторон не имелось, выпадающие доходы ОАО "СЗПКК" за 2010 год составили 127 774 639 руб. 26 коп. ((4,16-1,90) х 56 537 451).
Указанную сумму убытков апелляционный суд признает обоснованной.
Расчет суда, исключивший при расчете суммы убытков период с 01.01.2010 по 22.02.2010, суд апелляционной инстанции считает неверным.
Действительно, Постановление от 10.02.2010 N 55, установившее на территории Новгородской области тарифы на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые ОАО "СЗППК", вступило в силу 23.02.2010.
Вместе с тем, услуги по перевозке истец, по указанным тарифам, оказывал с 01.01.2010. Данный факт не одной из сторон не оспаривается.
Довод о том, что расходы, понесенные ОАО "СЗППК" до вступления в силу Постановления от 10.02.2010 N 55 об утверждении тарифов, возмещению не подлежат, признается апелляционной инстанцией несостоятельным, поскольку, за этот же период, другому перевозчику - открытому акционерному обществу "РЖД" (осуществляющему перевозки по иным, нежели истец маршрутам), возмещение выпадающих доходов от перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2010 году произведено за весь 2010 год (с января по декабрь) по тарифам, установленным только в июле 2010 года.
Так, договор N 931-ОЖД на организацию транспортного обслуживания на 2010 год заключен Комитетом транспорта и связи Новгородской области и открытым акционерным обществом "РЖД" только 16.12.2010, при этом сторонами было согласовано, что данный договор вступает в силу с момента подписания, но распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2010.
При этом, транспортное обслуживание было организовано открытым акционерным обществом "РЖД" по тарифам на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области, установленным Постановлением Комитета по ценовой и тарифной политике области от 07.07.2010 N 37/1 (пункт 1.2 договора от 16.12.2010 N 931- ОЖД), которое вступило в силу через 10 дней после его официального опубликования.
Возникновение у ОАО "СЗППК" убытков вследствие государственного регулирования в 2010 году тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области в сумме, превышающей 127 774 639 руб. 26 коп., суд апелляционной инстанции считает недоказанным.
Выводы аудиторского заключения, как и выводы судебной экспертизы, в качестве достоверных доказательства возникновения у истца соответствующих убытков на сумму 314 929 000 руб., суд апелляционной инстанции не принимает по следующим основаниям.
Согласно аудиторскому заключению, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью Аудиторская фирма "Северная пчела" сумма убытков ОАО "СЗППК", в том числе, вызванных установлением на территории Новгородской области тарифа в соответствии с Постановлением от 10.02.2010 N 55, составляет 314 929,0 тыс. руб. (т.3, л.104).
Таким образом, установление на территории Новгородской области тарифа в соответствии с Постановлением от 10.02.2010 N 55 является не единственной причиной, повлекшей возникновение у истца убытков в заявленном размере
В отношении проведенной на основании определения суда от 25.02.2013 экспертизы апелляционный суд отмечает следующее.
На экспертизу был поставлен вопрос: каков финансовый результат, полученный ОАО "СЗППК" от осуществления в 2010 году основной деятельности по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области согласно данным бухгалтерского учета и отчетности общества.
Из текста экспертного заключения (т.94, л.21-54) следует, что в процессе производства экспертизы экспертами заявлялось ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения:
- справки по показателям оказанных услуг перевозчика ОАО "СЗППК" за период с 01 января по 31 декабря 2010 года по следующим пунктам продажи проездных документов: Оредеж, Трубниково, Паровозный Музей (ежемесячные данные);
- перечня терминалов кассовых многофункциональных (МКТК) и терминалов кассовых переносных (ПКТК) с указанием заводских номеров и структурных подразделений (станций использования) для всех станций и остановочных пунктов, оформлявших проездные документы по Новгородской области в 2010 году.
Ходатайство судом удовлетворено 08.09.2013, экспертам предоставлены справка о количестве отправленных пассажиров с января по декабрь 2010 года по станциям Оредеж, Трубниково, Паровозный Музей; перечень ККТ, зарегистрированной по Новгородской области в 2010 году.
Однако перечисленные документы не содержали запрошенных экспертами сведений.
Согласно приложению 2 к бухгалтерскому балансу ОАО "СЗППК" "Отчет о прибылях и убытках за период с 01 января по 31 декабря 2010 года" результат финансово-хозяйственной деятельности представляет собой убыток в размере 1 759 263 тыс. руб., при этом убыток от основного вида деятельности (перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории обслуживаемых субъектов Российской Федерации) составляет 2 178 116 тыс. руб. (т.4, л.29).
Далее, к экспертному исследованию были предоставлены журналы кассира-операциониста (унифицированная форма N КМ-4) по станциям и остановочным пунктам, обслуживаемым ОАО "СЗППК": Саблино, Любань, Детское Село, Витебский вокзал, Славянка, Фарфоровская, Бабино, Сортировочная, Вырица, Антропшино, Финляндский вокзал, Малая Вишера, Чудово, Тосно, Московский вокзал, Окуловка, Обухово, Павловск, Поповка, Кабожа, Хвойная, Пестово, Купчино, Шушары, Неболчи, О.П. 21 км, Колпино (т. 14-30, 37, 40, 54-71).
В соответствии с постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 "Унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин" журнал кассира-операциониста ведется по каждой контрольно-кассовой машине с отражением сумм выручки от продажи билетов за рабочую смену, а также ежемесячных итоговых сумм выручки.
Вместе с тем, на некоторых титульных листах журналов не было указано структурное подразделение (станция, остановочный пункт), а значился только заводской номер кассового многофункционального терминала (МКТК).
В ответ на ходатайство экспертов перечень МКТК и терминалов кассовых переносных (ПКТК) с указанием заводских номеров и станций использования предоставлен не был.
Также экспертами установлено, что перевозка пассажиров в пригородном сообщении железнодорожным транспортом осуществлялась ОАО "СЗППК" по утвержденным внутренним и межрегиональным маршрутам, в том числе через железнодорожные станции, находящимся на территории Новгородской области: Новгород, Окуловка, Малая Вишера, Чудово, Кабожа, Хвойная, Неболчи, Пестово.
Выручка от перевозки пассажиров по Новгородской области включает выручку от продажи билетов на вышеперечисленных станциях отправления по внутрисубъектным маршрутам и части выручки от продажи билетов на станциях других субъектов на межрегиональные маршруты, которые проходят по территориям нескольких субъектов Российской Федерации, в том числе и по территории Новгородской области.
В последнем случае, в соответствии с "Методикой распределения показателей пригородных пассажирских перевозок по субъектам Российской Федерации", утвержденной генеральным директором ОАО "СЗППК" Воронцовым К.В. от 27.07.2010, распределение доходов между субъектами производилось пропорционально доле пассажирооборота соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пассажирооборот характеризует перевозку пассажиров с учетом расстояния, на которое перевезены пассажиры, и определяется суммированием произведений количества перевезенных пассажиров по отдельным маршрутам на фактическое расстояние каждой поездки в километрах. Распределение пассажирооборота по субъектам Российской Федерации осуществляется по пограничным станциям смежных субъектов.
С учетом вышесказанного, экспертом сделан вывод о том, что сведений из журналов кассира-операциониста о размере выручки ОАО "СЗППК" по станциям (остановочным пунктам) недостаточно для определения доли выручки от перевозки пассажиров и багажа по территории Новгородской области за 2010 год.
Далее, оформление и продажа проездных и перевозочных документов на станциях и в поездах пригородного сообщения осуществлялась с помощью системы АСОКУПЭ - автоматизированной системы оплаты, контроля и учета проезда в пригородных электропоездах (АСОКУПЭ-Л - с учетом льготных категорий граждан). Данная система обеспечивает оперативное управление кассовым оборудованием и оборудованием линейного контроля; сбор данных и формирование регламентированных отчетных материалов.
Данные по оформленным проездным и перевозочным документам консолидируются в отчеты по пассажирским перевозкам в системе АСУ "Экспресс", в которой ведется финансово-статистический учет по пассажирским перевозкам всех видов сообщений.
К экспертному исследованию предоставлены ежемесячные "Справки по показателям оказанных услуг перевозчика ОАО "СЗППК" за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 по пунктам продажи проездных документов субъектов Российской Федерации: Санкт-Петербурга (т.7, л.82-154; т.8, л.1-108), Ленинградской области (т.8, л.109-151; т.9, л.1-141), Новгородской области (т.10, л.1-150; т.11, л.1-128), на маршруты железнодорожных перевозок по территории Новгородской области".
В справках отражены следующие ежемесячные итоговые сведения по станциям продажи билетов:
- наименования станций продажи билетов, станций отправления и назначения;
- протяженность маршрутов, в том числе по территории Новгородской области;
- суммы начисленных доходов, выручки, выпадающих доходов, в том числе Новгородской области;
- общее количество отправленных пассажиров, в том числе по территории Новгородской области;
- общий пассажирооборот, в том числе по территории Новгородской области.
При этом, ежемесячные справки по показателям оказанных услуг перевозчика ОАО "СЗППК" за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 по трем станциям (пунктам продажи проездных документов) Оредеж, Трубниково, Паровозный Музей к экспертному исследованию не предоставлены.
Также эксперты отметили, что по имеющейся в материалах дела оборотно-сальдовой ведомости по счету 32 за период январь-декабрь 2010 года, в которой отражены расходы Общества по обычным видам деятельности, сгруппированным по элементам затрат: затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; материальные затраты, в том числе материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты; амортизация и прочие затраты, определить долю затрат ОАО "СЗППК" по осуществлению пассажирских перевозок на территории Новгородской области в 2010 году не представляется возможным (т.94, л.40).
Из анализа экспертного заключения следует, что экспертиза проводилась в соответствии с методикой и на основании представленных ОАО "СЗППК" отчетных сведений, а не по фактическому пассажирообороту, тогда как реальный (фактический, а не расчетный) размер убытков, полученный Обществом на территории Новгородской области может быть произведен только исходя из данных о пассажирообороте, сформированном на основании первичной (кассовой) документации.
Вывод эксперта гласит, что по данным документов бухгалтерского учета и отчетности, а также документов финансово-аналитического учета ОАО "СЗППК" финансовым результатом основной деятельности ОАО "СЗППК", связанной с осуществлением перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Новгородской области в 2010 году, является убыток в размере 314 929 000 руб.
Вместе с тем, в данном случае суд апелляционной инстанции согласен с доводами ответчиков заключающимися в том, что убытки в сумме 314 929 000 руб. являются убытками от финансово-хозяйственной деятельности ОАО "СЗППК" в целом, вычисленными арифметическим способом как разница между доходами истца от перевозок пассажиров пригородным сообщением по территории Новгородской области и понесенными им затратами, что неравнозначно понятию убытков в гражданско-правовом смысле.
Принимая во внимание положения вышеуказанных норм материального и процессуального права, учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционный суд считает, что решение суда подлежит изменению.
С Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области за счет казны Новгородской области в пользу открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" подлежит взысканию 127 774 639 руб. 26 коп. убытков, причиненных вследствие государственного регулирования в 2010 году тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Новгородской области.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционных жалоб, проведение судебной экспертизы подлежат распределению в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина Департаментом финансов в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 08 апреля 2014 года по делу N А44-6654/2012 изменить, изложив абзацы первый, второй и третий резолютивной части решения в следующей редакции:
"взыскать с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области за счет казны Новгородской области в пользу открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" 127 774 639 руб. 26 коп. убытков, 478 582 руб. 19 коп. в возмещение судебных расходов на оплату экспертизы, 81 145 руб. 05 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказать.
Взыскать с Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области за счет казны Новгородской области в пользу открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" 811 руб. 60 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы".
Апелляционную жалобу Новгородской области в лице Департамента финансов Новгородской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-6654/2012
Истец: ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Департамент транспорта и связи Новгородской области, Департамент финансов Новгородской области, Правительство Новгородской области
Третье лицо: Комитет по ценовой и тарифной политике Новгородской области, ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания", ГУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации