г. Тула |
|
15 августа 2014 г. |
Дело N А54-1356/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Капустиной Л.А. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания" (город Рязань, ОГРН 1086234006660, ИНН 6234056497) (регистрационный номер 20АП-4332/2014) на решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.04.2014 по делу N А54-1356/2014 (судья Сельдемирова В.А.), установил следующее.
Министерство лесного хозяйства Рязанской области (город Рязань, ОГРН 1116234000145, ИНН 6234087093) (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к ООО "Лесопромышленная компания" о расторжении договора аренды лесного участка от 25.02.2009 и взыскании задолженности по арендной плате за период с 12.03.2009 по 31.12.2012 в сумме 74 698 297 рублей 31 копейки, в том числе, в федеральный бюджет - в сумме 41 043 020 рублей 50 копеек, в областной бюджет - в сумме 33 655 276 рублей 81 копейки (том 1, л. д. 4 - 16).
В ходе судебного разбирательства истец заявил отказ от иска в части требования о расторжении договора аренды лесного участка в связи с заключением сторонами соглашения от 29.04.2014 о расторжении договора (том 8, л. д. 94 - 95, 96 - 97).
Отказ от части иска принят судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (том 8, л. д. 104).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2014 исковые требования удовлетворены частично: с ответчика взыскана задолженность в сумме 70 593 995 рублей 26 копеек, в том числе, в федеральный бюджет - 41 043 020 рублей 50 копеек, в областной бюджет - 29 550 974 рубля 76 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Производство по делу в части требования о расторжении договора аренды лесного участка от 25.02.2009 прекращено.
С ООО "Лесопромышленная компания" взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 189 010 рублей 99 копеек (том 9, л. д. 61 - 70).
Не согласившись с указанным судебным актом в части взыскания в областной бюджет денежных средств в размере 29 550 974 рублей 76 копеек, ООО "Лесопромышленная компания" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 16.06.2014 в указанной части изменить, взыскав с ответчика задолженность в сумме 49 414 979 рублей 83 копеек, в том числе в федеральный бюджет - 41 043 020 рублей 50 копеек, в областной бюджет - 8 371 959 рублей 33 копейки (том 9, л. д. 75 - 77).
Заявитель жалобы полагает, что действие постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 N 450 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", распространяется на отношения, возникшие после вступления в законную силу указанных изменений, то есть с 23.06.2011, в связи с чем, по мнению заявителя, должен был применяться при начислении арендной платы средний коэффициент превышения арендной платы в размере 1,36.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что с учетом среднего коэффициента превышения арендной платы в размере 1,36 взысканию с ответчика в областной бюджет подлежит арендная плата в сумме 8 371 959 рублей 33 копеек.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
ООО "Лесопромышленная компания" направило в суд апелляционной инстанции ходатайство о проведении судебного заседания без участия представителя (том 9, л. д. 90), которое удовлетворено судом апелляционной инстанции, на основании статей 41, 123, 156, 159, 266 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие участвующих в деле лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Поскольку возражений лиц, участвующих в деле, не было заявлено, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Рязанской области от 16.06.2014 только в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
На основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.12.2008 N 470 (том 1, л. д. 23) инвестиционный проект ООО "Лесопромышленная компания" "Развитие лесоперерабатывающего комплекса в Рязанской области" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
На основании приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.12.2008 N 470, распоряжения Правительства Рязанской области от 11.08.2008 N 442-р между Главным управлением лесного хозяйства Рязанской области (арендодатель) (правопреемник - Министерство лесного хозяйства Рязанской области) и ООО "Лесопромышленная компания" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 25.02.2009 (том 1, л. д. 24 - 34), по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 258 230 га, предоставляемый в аренду для реализации инвестиционного проекта, имеющий местоположение: Рязанская область, ГУ "Солотчинское лесничество", ГУ "Рязанское лесничество", ГУ "Шацкое лесничество", ГУ "Сасовское лесничество", ГУ "Спасское лесничество", ГУ "Можарское лесничество".
Согласно разделу 7 срок действия договора составляет 49 лет с момента его государственной регистрации.
Срок окупаемости инвестиционного проекта арендатора составляет 3 года (пункт 6 раздела 8 договора).
Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Рязанской области 12.03.2009.
По акту приема-передачи лесного участка от 25.02.2009 (том 1, л. д. 126 - 127) арендодатель передал, а арендатор принял лесной участок площадью 258 230 га для реализации инвестиционного проекта.
25.07.2011 и 24.01.2014 сторонами были подписаны дополнительные соглашения к договору аренды в части уточнения площади и местоположения лесного участка (том 1, л. д. 128 - 132, 160 - 164).
Пунктом 1 раздела 2 договора установлено, что арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
С учетом срока окупаемости инвестиционного проекта, установленного пунктом 6 раздела 8 договора, 3 года, и даты государственной регистрации договора аренды - 12.03.2009, окончание срока окупаемости инвестиционного проекта - 11.03.2012.
Расчет арендной платы за период с 12.03.2009 по 11.03.2012 производился с применением коэффициента 0,5 к ставкам платы и составил 41 043 020 рублей 50 копеек. Расчет арендной платы за период с 12.03.2012 по 31.12.2012 производился без применения коэффициента 0,5 к ставкам платы и составил 14 676 696 рублей (том 1, л. д. 10).
В соответствии с приказом Министерства лесного хозяйства Рязанской области от 28.01.2013 N 3 (том 3, л. д. 19) проведена проверка ООО "Лесопромышленная компания" на предмет выполнения обязательств, предусмотренных инвестиционным проектом "Развитие лесопромышленного комплекса в Рязанской области", результаты которой отражены в акте от 15.02.2013 (том 3, л. д. 21 - 24). Проверкой установлены факты нарушения ответчиком сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год; отказа ООО "Лесопромышленная компания" от создания и модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры; невыполнения социальных обязательств; низкой рентабельности производства и неэффективного использования лесных ресурсов.
Предписание министерства от 14.03.2013 (том 3, л. д. 27 - 28) о необходимости устранения нарушений при реализации инвестиционного проекта ответчиком исполнено не было.
В связи с невыполнением ответчиком лесовосстановительных и противопожарных мероприятий, установленных договором аренды лесного участка от 25.02.2009 и проектом освоения лесов, министерство направило ответчику претензию от 08.08.2013 (том 3, л. д. 34 - 35) с предложением расторгнуть договор аренды от 25.02.2009 по соглашению сторон, с приложением соглашения о расторжении договора (том 3, л. д. 36 - 38).
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.10.2013 N 1668 (том 3, л. д. 40) инвестиционный проект ООО "Лесопромышленная компания" "Развитие лесоперерабатывающего комплекса в Рязанской области" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Письмом от 29.11.2013 (том 3, л. д. 42 - 43) истец предложил ответчику в соответствии с пунктом 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 оплатить задолженность по арендной плате без применения понижающего коэффициента 0,5 со дня государственной регистрации договора аренды, а также вновь предложил расторгнуть договор аренды от 25.02.2009 по соглашению сторон.
Указанные претензии оставлены ответчиком без ответа и удовлетворения.
Ссылаясь на то, что задолженность по арендной плате ответчиком в добровольном порядке не погашена, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом отказа от части заявленных требований) (том 1, л. д. 4 - 16; том 8, л. д. 94 - 95).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в обжалуемой части, исходя из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (части 2, 4 статьи 73 ЛК РФ).
Пунктом 1 раздела 2 договора установлено, что арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, ставками платы за единицу объема лесных ресурсов и ставками платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным данным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5.
Судом установлено, что в период с 12.03.2009 по 11.03.2012, то есть в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, расчет арендной платы производился с применением коэффициента 0,5 к ставкам платы.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.10.2013 N 1668 (том 3, л. д. 40) инвестиционный проект ООО "Лесопромышленная компания" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Согласно пункту 19 Положения о подготовке и утверждении перечня инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419, в случае появления оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 настоящего Положения, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. В случае, если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган принимает решение о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявление об исключении инвестиционного проекта из перечня, а также о расторжении договора аренды лесного участка. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 14 рабочих дней со дня получения указанного заявления принимает решение об исключении соответствующего инвестиционного проекта из перечня. Инвестор вправе оспорить решение заинтересованного органа о направлении в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 20 Положения срок окупаемости инвестиционного проекта устанавливается, в том числе, в договоре аренды лесного участка. В случае если инвестиционный проект был исключен из перечня, инвестор обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования соответствующим лесным участком.
По условиям подпункта "ш" пункта 4 раздела 3 договора аренды от 25.02.2009 в случае исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных проектов в области освоения лесов арендатор обязан уплатить арендную плату за пользование предоставленным лесным участком в полном объеме за весь период пользования лесным участком.
Арбитражный суд первой инстанции правомерно отклонил довод ответчика, приведенный им и в апелляционной жалобе, о неправомерном применении среднего коэффициента превышения арендной платы с 12.03.2009 по 22.06.2011 при доначислении арендной платы в областной бюджет и о том, что изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 N 450, касающиеся применения данного коэффициента, вступили в законную силу только с 23.06.2011, по следующим основаниям.
В силу пункта 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
Таким образом, данной правовой нормой установлена конкретная дата, с которой подлежит применению средний коэффициент превышения арендной платы в части доначислений в областной бюджет при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, и такой датой является дата государственной регистрации договора аренды лесного участка.
Из материалов дела следует, что договор аренды лесного участка от 25.02.2009 зарегистрирован 12.03.2009.
Установив изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что истец обоснованно доначислил в областной бюджет арендную плату с применением среднего коэффициента превышения арендной платы с 12.03.2009, то есть с даты государственной регистрации договора аренды лесного участка от 25.02.2009, а доводы ответчика о правомерности применения коэффициента превышения арендной платы только с 23.06.2011 противоречат указанным нормам права.
Также Арбитражный суд Рязанской области обоснованно признал несостоятельным довод ответчика о необходимости исключения из доначислений в областной бюджет за 2010 год суммы 1 409 101 рубля 27 копеек за период введения режима чрезвычайной ситуации с 29.07.2010 по 24.09.2010, поскольку нормы пункта 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 не содержат каких-либо указаний на возможность исключения отдельных периодов пользования предоставленным в аренду лесным участком в силу определенных обстоятельств, в том числе, лесных пожаров, соответственно, при расчете арендной платы сложившийся в субъекте Российской Федерации средний коэффициент превышения размера арендной платы подлежит применению за весь период пользования лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о неправомерном применении истцом при расчете коэффициента превышения размера арендной платы - 1,47 в связи со следующим.
Представленный расчет истца основан на данных, указанных в отчетности по форме 16-ОИП (том 3, л. д. 49). При этом для расчета среднего коэффициента превышения арендной платы истцом были применены данные о суммарном размере арендной платы по договорам аренды лесных участков с видом использования - заготовка древесины. Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 определено, что расчет коэффициента должен производиться на основании суммарного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков, без указания вида использования лесного участка.
Согласно представленной истцом отчетности по форме 16-ОИП (сведения о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям за январь - сентябрь 2103 года) (том 3, л. д. 50 - 53) общий доход от использования лесов по договорам аренды составляет 113 152,1 тыс. рублей (строка 099, графа 8), в том числе, по минимальным размерам арендной платы - 74 459 тыс. рублей (строка 099, графа 12).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 размер среднего коэффициента превышения арендной платы, подлежащего применению при расчете доначислений в областной бюджет, составляет: (113 152,1 - 55 076,9) : (74 459 - 31 716) = 1,36. Таким образом, размер арендной платы с учетом среднего коэффициента превышения арендной платы 1,36 в областной бюджет составляет 29 550 974 рубля 76 копеек.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия доказательств оплаты задолженности ответчиком, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что исковые требования в части доначисления арендной платы в областной бюджет подлежат удовлетворению в сумме 29 550 974 рублей 76 копеек, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
С учетом изложенного, проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству. Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 2 000 рублей относится на заявителя - ООО "Лесопромышленная компания".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 16.04.2014 по делу N А54-1356/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лесопромышленная компания" (город Рязань, ОГРН 1086234006660, ИНН 6234056497) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-1356/2014
Истец: Министерство Лесного хозяйства Рязанской области
Ответчик: ООО "Лесопромышленная компания"