г. Вологда |
|
14 августа 2014 г. |
Дело N А13-4274/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Шекснинский комбинат хлебопродуктов" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2014 года по делу N А13-4274/2014 (судья Шадринова Ю.А.),
установил:
закрытое акционерное общество "Шекснинский комбинат хлебопродуктов" (ОГРН 1023502291471; далее - ЗАО "ШКХ", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Вологодской области (ОГРН 1043500072230; далее - управление; административный орган) от 25.03.2014 N 05-67/2014-01 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения в связи с невозможностью своевременного и в полном объеме внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные сроки. Также податель жалобы ссылается на малозначительность совершенного правонарушения.
От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, управлением выявлен факт невнесения обществом в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года.
По данному факту государственным инспектором по Вологодской области Шулаевой Н.Б. составлен протокол об административном правонарушении от 20.03.2014 N 05-67/2014.
В протоколе об административном правонарушении от 20.03.2014 N 05-67/2014 зафиксировано, что ЗАО "ШКХ" при реализации своей деятельности осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами (разрешение на выброс от 16.12.2009 N 26-8/582ф): эмульсол, пыль мучная, углерод, керосин, марганец и его соединения, сера диоксид, пыль древесная, серная кислота, взвешенные вещества, бензин, диВанадий пентоксид, алканы С12-С19, пыль зерновая, дигидросульфид,азота диоксид, углерод оксид, пыль абразивная, диЖелезо триоксид, бенз/а/пирен, пыль комбикормовая, азот (II)оксид; выбросы загрязняющих веществ в атмосферый воздух передвижными объектами: бензин неэтилированный, дизельное топливо.
Управлением установлено, что в срок до 20.10.2013 общество не внесло плату за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года, чем нарушены требования части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьи 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), пункта 1 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - приказ N 557).
Согласно расчету размер платы за 3 квартал 2013 года составил 1426 руб.13 коп.
В протоколе об административном правонарушении также зафиксировано, что ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 8.41 КоАП РФ.
Государственный инспектор по Вологодской области, рассмотрев материалы дела о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, принял постановление от 25.03.2014 N 05-67/2014-01 о назначении обществу административного наказания в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с наличием в действиях общества состава административного правонарушения.
Апелляционный суд считает данный судебный акт законным и обоснованным.
Согласно статье 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения образует бездействие, выраженное в невнесении платежей в установленные сроки. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В силу статьи 28 Закона N 96-ФЗ за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Свою обязанность по внесению платежей за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в соответствии с расчетом общество в апелляционной жалобе не отрицает.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признан календарный квартал.
Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года должна была быть внесена обществом не позднее 20.10.2013.
Из материалов дела видно, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года в установленные сроки обществом не внесена.
Факт вмененного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении от 20.03.2014 N 05-67/2014, объяснительной от 17.02.2014.
В отношении ЗАО "ШКХ" определением Арбитражного суда Вологодской области от 09.04.2013 по делу N А13-15427/2012 введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Вологодской области процедура наблюдения прекращена, общество признано несостоятельным (банкротом).
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью второй статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество в обоснование отсутствие вины в совершенном правонарушении, указало, что у ЗАО "ШКХ" не имелось реальной возможности внести плату на негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года, поскольку указанная задолженность относится к текущим платежам и удовлетворяется в порядке, установленном статьей 134 Федерального закона от 26.10.2012 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
Согласно статье 134 главы VII Конкурсное производство вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов по текущим платежам преимущественно перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Из материалов дела следует, что заявление о признании ООО "ШКХ" несостоятельным (банкротом) принято к производству 28.01.2013, следовательно, задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3 квартал 2013 года относится к текущим платежам.
Определением суда от 09.04.2013 в отношении ООО "ШКХ" введена процедура наблюдения.
Статьей 63 Закона N 127-ФЗ установлены последствия введения процедуры наблюдения, указанный перечень последствий является исчерпывающим и не запрещает обществу в период процедуры наблюдения погашать задолженность по текущим платежам.
Доказательств того, что общество в период с 01.10.2013 по 20.10.2013 не имело возможности погасить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в материалах дела не имеется.
Ссылка общества в жалобе на реестры текущей задолженности на 20.10.2013 и на 24.02.2014 как доказательство объективной невозможности уплаты текущего платежа безосновательна, так как они такими доказательствами не являются.
Довод жалобы о применении положений статьи 134 Закона N 127-ФЗ неправомерен.
Статьей 134 Закона N 127-ФЗ установлена очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам в период процедуры конкурсного производства, а не процедуры наблюдения.
В данном случае обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих мер по соблюдению законодательства в области природопользования.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод обжалуемого решения о том, что сложное финансовое положение, возбуждение дела о несостоятельности (банкротстве) не освобождают общество, продолжающее свою деятельность, от внесения платы за негативное воздействии на окружающую среду в установленные законом сроки.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины общества в совершенном правонарушении.
Нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности судом по материалам дела не усматривается.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 КоАП РФ.
Довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения в силу значительной разницы между суммой штрафа и размером квартального платежа подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10) малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Как разъяснено в пункте 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
В то же время квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд апелляционной инстанции не находит каких-либо исключительных обстоятельств, являющихся основанием для установления малозначительности совершенного обществом правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Оспариваемым постановлением обществу назначено наказание в виде штрафа в сумме 50 000 руб., то есть в минимальном размере штрафа санкции, предусмотренного санкцией статьи 8.41 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2014 года по делу N А13-4274/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Шекснинский комбинат хлебопродуктов" - без удовлетворения.
Судья |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-4274/2014
Истец: ЗАО "Шекснинский комбинат хлебопродуктов"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области