г. Москва |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А41-2294/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Игнахиной М.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от истца - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьих лиц:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от ООО КБ "Судостроительный банк" - Максакова И.В., по доверенности от 06.08.2013 N 01-01-02/08-13/462,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2014 года по делу N А41-2294/14, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО КБ "Судостроительный банк" (ИНН 7723008300, ОГРН 1027739177091), о признании права отсутствующим,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (далее - истец, администрация) обратилось в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ответчик) с требованием признать право собственности Российской Федерации отсутствующим на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072405:0003, площадью 38133 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, город Воскресенск, ул. Гаражная, 3, для промышленно-производственной застройки.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ООО КБ "Судостроительный банк".
Решением от 15 мая 2014 года Арбитражный суд Московской области заявленные требования администрации удовлетворил.
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ТУ Росимущества по Московской области указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства об осуществлении разграничения собственности на спорный земельный участок на момент вступления в силу Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ, Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ". Судом не исследован вопрос о характеристиках объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке и принадлежащих ООО КБ "Судостроительный банк".
В судебном заседании апелляционного суда представитель ООО КБ "Судостроительный банк" возражал против доводов жалобы, ссылался на представленный отзыв. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области", ТУ Росимущества по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя третьего лица, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Воскресенский район" (арендодатель) и ЗАО "Воскресенский завод "Центромаш" (арендатор) 28.03.2003 заключен договор аренды земельного участка N 83.
В соответствии с условиями названного договора арендодатель предоставляет за плату во временное владение и пользование арендатору земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072405:0003, общей площадью 38133,0 кв.м. в границах, указанных на плане, а также на местности, с учетом действующих строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм с учетом заключений соответствующих служб, расположенный по адресу: Московская область, город Воскресенск, ул. Гаражная, 3. Земельный участок передан арендатору сроком на 49 лет с 23.07.2002 по 22.07.2051.
Указанный договор был зарегистрирован в Московской областной регистрационной палате 02.12.2003.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, полученной администрацией 30.09.2013, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072405:0003, общей площадью 38133,0 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, город Воскресенск, ул. Гаражная, 3, зарегистрировано за Российской Федерацией.
Принимая во внимание изложенное, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования земель.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.01 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок) распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В период с 20.12.2001 по 01.07.2006 основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", с 01.07.2006 по настоящее время - статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу статьи 2 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки возникало у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с момента его государственной регистрации, основанием которой являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении соответствующих перечней земельных участков и судебные решения по спорам о разграничении государственной собственности на землю.
Статьи 3 - 5 названного Федерального закона устанавливали основания внесения земельных участков в перечни разграничиваемых в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Находящиеся в государственной собственности земельные участки под приватизированными объектами недвижимости из земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, а также природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, водного фонда подлежали разграничению исходя из того, в чьей публичной собственности находилось соответствующее недвижимое имущество до его приватизации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 названного Федерального закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Согласно пункту 2 статьи 3.1 названного Закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Ранее действовавший порядок разграничения путем утверждения перечней упразднен, участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, на что обращено внимание в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11. При этом земельные участки, разграниченные посредством утверждения перечней по актам Правительства Российской Федерации, изданным до 01.07.2006, подлежат государственной регистрации в соответствии с этими актами.
В этой связи такие земельные участки, как не подпадающие под критерии разграничения, предусмотренные непосредственно Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если они не были разграничены изданными до вступления в силу названного Федерального закона актами Правительства Российской Федерации, остались в неразграниченной государственной собственности, право распоряжения которой за установленными законом изъятиями предоставлено органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (статьи 3 и 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.09.2013 N 29/030/2013-45 право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072405:0003, общей площадью 38133,0 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, город Воскресенск, ул. Гаражная, 3, зарегистрировано за Российской Федерацией.
В представленных правоустанавливающих документах на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072405:0003 отсутствуют документы, подтверждающие основания государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств нахождения на спорном земельном участке каких-либо объектов недвижимого имущества, принадлежащих Российской Федерации.
В материалы дела представлен акт обследования земельного участка с кадастровым номером 50:29:0072405:0003 от 27.09.2013 с приложением фотоматериалов.
Из данного акта следует, что земельный участок с кадастровым номером 5050:29:0072405:0003, общей площадью 38133,0 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, город Воскресенск, ул. Гаражная, 3, находится в аренде ООО КБ "Судостроительный банк". Также на спорном земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие ООО КБ "Судостроительный банк" (свидетельства о государственной регистрации права от 04.05.2012 и 18.01.2013). Кроме того, на земельном участке отсутствуют здания, строения, сооружения и предприятия, находящиеся в государственной или федеральной собственности.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют об отсутствии на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации или субъекту Российской Федерации.
Доказательств обратного, равно как и доказательств предоставления спорного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в материалы дела и апелляционному суду не представлено.
Напротив, в деле имеются свидетельства о праве собственности от 18.01.2013, 04.05.2012 (т. 1 л.д. 45-46), выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.09.2013, согласно которым часть нежилого здания и часть производственного здания принадлежат на праве собственности ООО КБ "Судостроительный банк".
Земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072405:0003 не относится также к земельным участкам по критериям, определенным статьей 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001, право собственности на которые отнесены к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072405:0003 относится к категории земель, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании изложенного апелляционный суд установил отсутствие критериев, перечисленных в пунктах 1 и 2 статьи 3.1 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, КБ "Судостроительный банк" (ООО) приобрел права на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке, в связи с тем, что не состоялись торги в отношении имущества должника ЗАО "Воскресенский завод "Центромаш" в рамках конкурсного производства (акт от 16.11.2012, л.д. 123-124, т. 1) Право аренды спорного земельного участка возникло у банка на том же основании. При этом документов, свидетельствующих о принадлежности вышеназванных объектов Российской Федерации ни суду первой, ни апелляционной инстанции, ответчиком не представлено.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что правом распоряжения спорным земельным участком наделен истец.
Таким образом, запись в ЕГРП нарушает право заявителя, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.
На основании вышеизложенного, поскольку материалами дела установлено отсутствие факта разграничения государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0072405:0003, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2014 по делу N А41-2294/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
М.В. Игнахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2294/2014
Истец: Администрация Воскресенского муниципального района Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Московской области
Третье лицо: КБ "Судостроительный банк" (ООО), ООО КБ "Судостроительный банк", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области