г. Санкт-Петербург |
|
15 августа 2014 г. |
Дело N А56-1613/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Бебишевой А.В.
при участии:
от заявителя: Мельникова А.В. по доверенности от 18.12.2013 N 03/2013-75
от ответчика: Лебедевой М.В. по доверенности от 23.09.2013 N 11-28/05-49221
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13591/2014) Государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2014 по делу N А56-1613/2014 (судья Константинова Е.В.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "РУСАЛ Бокситогорский глинозем"
к Государственному учреждению - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения N 341 от 19.09.2013
установил:
Открытое акционерное общество "РУСАЛ Бокситогорск глинозем" (ОГРН 1024700507160, место нахождения: 187650, Ленинградская область, г. Бокситогорск, ул. Заводская, д. 1; далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным) о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 19.09.2013 N 341 в части доначисления:
- страховых взносов на оплату дополнительных выходных дней предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в размере 8 242,21 руб.;
- страховых взносов на суммы среднего заработка, выплаченные работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха в размере 3 775,10 руб.;
- в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 2 403,47 руб.
Решением суда от 16.04.2014 решение Фонда от 19.09.2013 N 341 признано недействительным полностью.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам в 2011-2012 для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ производится в рамках трудовых отношений и не поименована в статье 9 Закона N 212-ФЗ, то она подлежит обложению страховыми взносами по обязательному социальному страхованию. Кроме того, податель жалобы считает, что представленными в материалы дела доказательствами подтвержден тот факт, что Обществом неправомерно в первом полугодии 2011 года не исчислены страховые взносы со среднего заработка, выплачиваемого работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха. Кроме того, Фонд указывает, что Общество оспаривало решение от 19.09.2013 N 341 в части, в то время как суд первой инстанции признал его недействительным в полном объеме.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. При этом представитель Общества подтвердил, что им при рассмотрении дела в суде первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ были уточнены заявленные требования.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена выездная проверка Общества по вопросам правильности начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен Акт N 27 от 15.08.2013.
В ходе рассмотрения материалов проверки с учетом возражений Общества Фондом установлено, что занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2010-2012 годах составило 915 358,15 руб., в том числе:
- 284 213,99 руб. суммы среднего заработка, выплаченные работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами;
- 130 175,80 руб. суммы среднего заработка, выплаченные работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
По результатам проверки Фондом вынесено решение N 341 от 19.09.2013, которым установлено, что в результате допущенных нарушений сумма неуплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2010-2012 годах составила 26 545,39 руб. Указанным решением Общество привлечено к ответственности в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 5 309,08 руб.
Считая решение Фонда в оспариваемой части недействительным, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции со ссылкой на подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ удовлетворил заявленные требования, указав, что спорные выплаты (за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами) не входят в систему оплаты труда работников Общества, а носят характер государственной поддержки.
Кроме того, суд указал, что Фондом не представлено доказательств, подтверждающих факт занижения Обществом страховых взносов в связи с невключением в базу для исчисления взносов среднего заработка, выплачиваемого работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Из положений статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Рассмотрев аналогичный спор, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 08.06.2010 N 1798/10 сделал вывод о том, что спорные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом, как указала высшая судебная инстанция, данная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Кроме того, согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Ввиду изложенного оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона N 212-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, поскольку не является объектом начисления страховых взносов.
Следовательно, у Фонда отсутствовали основания для доначисления страховых взносов на выплаты, связанные с оплатой организацией дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами сумм страховых взносов в размере 8 242,21 руб., начисления штрафа, в связи с чем, решение Фонда в данной части правомерно признано судом недействительным.
Как следует из оспариваемого решения, Общество за период с 01.01.2011 по 30.06.2011 неправомерно не начислило и не уплатило страховые взносы на выплаты сумм среднего заработка, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с суммы 130 175,80 руб.
Материалами дела установлено, что Общество в период с 01.05.2011 по 31.05.2011 на выплату сумм среднего заработка работникам - донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха страховые взносы действительно не начислялись, так как данные выплаты ранее не признавались объектом налогообложения.
Вместе с тем, в июне 2011 года был произведен перерасчет за период январь - май 2011 года с доначислением страховых взносов на данный средний заработок за указанный период (104 285,74 руб.).
На сумму начислений среднего заработка работникам - донорам за дни сдачи крови за июнь 2011 года (25 890,06 руб.) страховые взносы Обществом были начислены.
Таким образом, в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам за полугодие 2011 года Обществом суммы выплат, произведенных донорам - 130 175,80 руб. (104 285,74 руб. + 25 890,06 руб.) включены в состав базы для исчисления страховых взносов.
Указанные обстоятельства подтверждены Расчетом по форме 4 - ФСС за полугодие 2011 года, расчетом налогооблагаемой базы.
Оспаривая решение суда первой инстанции в указанной части, Фонд ссылается на то обстоятельство, что выплаты произведенные донорам в размере 130 175,80 руб., включены Обществом как в состав базы для исчисления страховых взносов, так и в сумму, не подлежащую обложению страховыми взносами, что, по мнению подателя жалобы, подтверждается данными Сводной ведомости по начислению заработной платы за июнь 2011 года (форма N 5), Сводной ведомости по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и ФСС за июнь 2011 года.
Однако в ходе рассмотрения дела, как в суде первой инстанции, так и в апелляционном суде, Фондом в нарушение положений статей 65, 200 АПК РФ не предоставлено доказательств соответствия сводных ведомостей первичным документам бухгалтерского учета, а именно банковских документов по проведенным выплатам, лицевых счетов и приказов.
При проведении документальной проверки Фондом на основании первичных документов не устанавливался состав базы для исчисления взносов, указанной в Расчете по форме 4 - ФСС за полугодие 2011 года, а также не определялся состав выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанный в расчете.
Поскольку данные Сводной ведомости по начислению заработной платы за июнь 2011 года (форма N 5), Сводной ведомости по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и ФСС за июнь 2011 года не подтверждены первичными документами, то судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Фондом не доказан факт занижения базы для исчисления страховых взносов, выразившихся в невключении суммы выплат в размере 130 175,80 руб., в связи с чем, решение Фонда в данной части обоснованно признано судом недействительным.
Признавая недействительным решение Фонда в части привлечения Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 5 309,08 руб., суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в описательной части решения Фонда сумма недоимки, выявленная в ходе проверки составила 0 руб., то отсутствуют основания для взыскания штрафа.
Апелляционная инстанция не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Решением Фонда N 341 от 19.09.2013 установлено, что в результате допущенных Обществом нарушений сумма неуплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2010-2012 годах составила 26 545,39 руб., в связи с чем, привлечение Общества к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ является правомерным.
Но поскольку решение Фонда признано судами недействительным в части доначисления страховых вносов в размере 12 017,31 руб., то соответственно привлечение к ответственности в виде штрафа в размере 2 403,46 руб. является неправомерным, в связи с чем, решение Фонда в данной части подлежит признанию недействительным.
Кроме того, как следует из материалов дела, Обществом в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции были представлены возражения на отзыв Фонда, в соответствии с которыми Общество просило признать недействительным решение Фонда от 19.09.2013 N 341 в части доначисления: страховых взносов на оплату дополнительных выходных дней предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в размере 8 242,21 руб.; страховых взносов на суммы среднего заработка, выплаченные работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха в размере 3 775,10 руб.; в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 2 403,47 руб. (л.д. 77-80), то есть фактически Общество в порядке статьи 49 АПК РФ уточнило свои требования.
В то же время суд первой инстанции признал решение Фонда от 19.09.2013 N 341 недействительным в полном объеме, то есть вышел за пределы заявленных требований, в связи с чем, решение суда подлежит изменению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.04.2014 по делу N А56-1613/2014 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации N 341 от 19.09.2013 в части доначисления:
- страховых взносов на оплату дополнительных выходных дней предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в размере 8242,21 руб.;
- страховых взносов на суммы среднего заработка, выплаченные работникам-донарам за дни сдачи крови и предоставляемые в связи с этим дни отдыха в размере 3775,10 руб.;
- привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 2403,47 руб.
Взыскать с Государственного учреждения - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 196191, Санкт-Петербург, Ленинский пр-кт, д. 168, ОГРН 1027804861116) в пользу открытого акционерного общества "РУСАЛ Бокситогорский глинозем" (место нахождения: 187650, г. Бокситогорск, ул. Заводская, д. 1, ОГРН 1024700507160) расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 2 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1613/2014
Истец: ОАО "РУСАЛ Бокситогорский глинозем"
Ответчик: ГУ - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования РФ