г. Чита |
|
15 августа 2014 г. |
Дело N А19-7188/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2014.
Полный текст постановления изготовлен 15.08.2014.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,
судей Макарцева А.В., Гречаниченко А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июня 2014 года по делу N А19-7188/2012 по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терминал" (ОГРН 1063831000089, ИНН 3831004176; адрес: 666703, Иркутская обл, Киренский р-н, Киренск г, Ленина ул, 16, 2) к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН 1083808000154, ИНН 3808171299; адрес: 664027, Иркутск Город, Ленина Улица, 1, а) о взыскании убытков в сумме 969 093 руб. 11 коп., третьи лица: служба по тарифам Иркутской области (ОГРН 1033801025092, ИНН 3808023928; адрес: Иркутск Город, Ленина Улица, 1, А), муниципальное образование "Киренское городское поселение" в лице Администрации Киренского городского поселения (ОГРН 1053831009352, ИНН 3831004024; адрес: 666700, Иркутская Область, Киренск Город, Красноармейская Улица, 5), муниципальное образование Киренский район в лице Администрации Киренского муниципального района (ОГРН 1023802600470, ИНН 3831000630; адрес: 666703, Иркутская обл, Киренский р-н, Киренск г, Красноармейская ул, 5), министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (ОГРН 1083808000671, ИНН 3808171820; адрес: 664011, Иркутск Город, Горького Улица, 31),
(суд первой инстанции: Андриянова Н.П.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терминал" обратилось в арбитражный суд с иском к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области о взыскании убытков за период с 27.05.2009 по 08.09.2009 в размере 969 093 руб. 11 коп., составляющих межтарифную разницу за поставленную в спорный период населению Киренского городского поселения тепловую энергию.
Определением от 05 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Служба по тарифам Иркутской области.
Определением от 05 мая 2012 года к участию в дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное образование "Киренское городское поселение" в лице администрации Киренского городского поселения, муниципальное образование Киренский район в лице администрации МО "Киренский район", Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области.
Решением от 05 июня 2013 года по делу арбитражный суд Иркутской области в удовлетворении исковых требований отказал. С Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терминал" в доход федерального бюджета взыскано 22 381 руб. 86 коп. - государственной пошлины.
Постановлением от 28 августа 2013 года Четвертый арбитражный апелляционный суд решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 июня 2013 года по делу N А19-7188/2012 оставил без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 02 декабря 2013 года по делу N А19-7188/2012 решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 июня 2013 года по делу N А19-7188/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2013 года по тому же делу отменены.
Решением арбитражного суда Иркутской области от 02 июня 2014 года исковые требования удовлетворены. С Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терминал" взыскано 969 093 руб. 11 коп. основного долга.
Не согласившись с принятым решением, как незаконным и необоснованным, министерство финансов Иркутской области в поданной апелляционной жалобе просит отменить обжалуемый судебный акт. Заявитель жалобы указывает, что истцом не доказано противоправное поведение Иркутской области, причинная связь между противоправным поведением и причиненным вредом. Отсутствие состава гражданского правонарушения в действиях (бездействии) Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области, а также отсутствие доказательств размера убытков исключают возложение ответственности на Иркутскую область. При этом в деле отсутствуют доказательства объема фактически поставленной истцом тепловой энергии на испрашиваемую сумму, кроме вышеуказанных расчетов истца. Таким образом, размер исковых требований, заявленных в настоящем деле, не обоснован и не доказан.
Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о судебном заседании, представителей не направили для участия в судебном заседании апелляционной инстанции.
При таком положении, в соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителя третьего лица не препятствует судебному разбирательству.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 27 мая 2009 года по 08 сентября 2009 года ООО "Управляющая компания "Терминал" оказывало населению города Киренска услуги по теплоснабжению.
За период с 27.05.2009 по 08.09.2009 ООО "УК "ТЕРМИНАЛ" осуществило подачу тепловой энергии жилому фонду (населению) г. Киренска в количестве 408,75 Гкал.
Законом Иркутской области от 11.12.2008 N 104-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию" муниципальное образование "Киренский район" на основании статьи 2 закона было наделено государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования (приложение N 1 к Закону).
В соответствии с указанным законом и постановлением администрацией Киренского муниципального района от 21.11.2008 N 412 для ООО УК "ТЕРМИНАЛ" с 01.01.2009 были установлены тарифы на вырабатываемую и поставляемую для населения тепловую энергию в размере 1 105 руб. 95 коп. за 1 Гкал., а пунктом 3 данного постановления - экономически обоснованный тариф на производство тепловой энергии в размере 3 476 руб. 82 коп. за 1 Гкал.
При этом порядок компенсации выпадающих доходов для теплоснабжающей организации установлен не был.
Истец считает, что указанным постановлением утвержден льготный тариф для потребителей - населения поселения города Киренск.
Разница между экономически обоснованными затратами на оказание коммунальных услуг и стоимостью коммунальных услуг для населения, по расчетам истца составила 969 093 руб. 11 коп.
Расчет произведен на основании объемов тепловой энергии, определенных как произведение норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленным постановлением Администрации Киренского городского поселения N 32 от 19.02.2009, и общей площади жилых помещений жилых домов, экономически обоснованного тарифа и тарифа на тепловую энергию для населения, установленных Постановлением Администрации Киренского муниципального района N 412 от 21.11.2008
Общество посчитало, что ему причинены убытки в виде разницы между фактической стоимостью тепловой энергии отпущенной населению в период с 09.09.2009 по 31.12.2009, рассчитанной по экономически обоснованным тарифам, и стоимостью тепловой энергии оплаченной населением по тарифам, установленным постановлениями администрации Киренского муниципального района, и на основании статьи 16 Гражданского кодекса РФ и пункта 16 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии с представленным расчетом сумма выпадающих доходов, подлежащих к возмещению за оказанные ООО "УК "Терминал" услуги по теплоснабжению за период с 27.05.2009 по 08.09.2009 составила 969 093 руб. 11 коп.
Ссылаясь на то, что данные убытки возникли в результате реализации государственных полномочий по регулированию тарифов на тепловую энергию и ответственность за убытки лежит на субъекте Российской Федерации, соответственно взыскание должно быть произведено за счет казны Иркутской области, истец обратился в арбитражный в суд за взысканием с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области 969 093 руб. 11 коп. - убытков, составляющих разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения.
Суд первой инстанции, принимая оспариваемый судебный акт, исходил из обоснованности исковых требований. При этом указал на наличие оснований, необходимых для возложения на Иркутскую область ответственности в соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть доказанность истцом размера понесенных убытков, наличие причинно-следственной связи между бездействием области и понесенными обществом в связи с этим убытками.
За спорный период ООО "УК "ТЕРМИНАЛ" осуществило подачу тепловой энергии жилому фонду (населению) г. Киренска в количестве 408,75 Гкал, что было отражено в подписанных администрацией соответствующих расчетах согласованных с завотделом по анализу и прогнозированию социально-экономического развития, торговли и бытовому обслуживанию администрации Киренского муниципального района и подписанных первым заместителем главы администрации Веключ Ю.Н.
Судебный акт принят со ссылками на положения статей 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса, пункт 4 части 1 статьи 16, статьей 18, 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", положения Закона Иркутской области от 11.12.2008 N 104-оз "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов на тепловую энергию", постановление Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 N 2-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой муниципального образования - городского округа "Город Чита", статей 13 - 15, 65, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 18, 19 разъяснений постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации", пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей".
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
В результате исследования фактических обстоятельств дела, а также на основании оценки представленных в дело доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд находит правильными выводы суда первой инстанции, что компенсация ООО "УК "Терминал" выпадающих доходов, вызванных разницей между экономически обоснованным тарифом и фактически установленным тарифом должна быть произведена за счет средств Иркутской области.
Представленные истцом расчеты количества поставленной населению тепловой энергии и его стоимости сторонами не оспорены, судом первой инстанции проверены и признаны верными, а при расчете размера понесенных убытков обществом использовались достоверные тарифы.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск о взыскании убытков в размере 969 093 руб. 11 коп. за счет казны публично-правового образования - Иркутской области, учитывая представление истцом расчета требований, исходя из разницы между размером стоимости тепловой энергии рассчитанной исходя из утвержденного экономически обоснованного тарифа и стоимости тепловой энергии рассчитанной по тарифу, установленному в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного им количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Доказательства полной или частичной компенсации межтарифной разницы ответчиком не представлены.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана надлежащая правовая оценка, арбитражным судом правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 июня 2014 года по делу N А19-7188/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Скажутина |
Судьи |
А.В.Гречаниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7188/2012
Истец: ООО "Управляющая компания "Терминал"
Ответчик: Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области
Третье лицо: Администрация Киренского городского поселения, Администрация Киренского муниципального района, Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, Министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области, Муниципальное образование "Киренское городское поселение" в лице Администрации Киренского городского поселения, Муниципальное образование Киренский район в лице Администрации Муниципального образования "Киренский район", Служба по тарифам Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3442/13
02.06.2014 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7188/12
02.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5769/13
28.08.2013 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3442/13
05.06.2013 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-7188/12