Тула |
|
18 августа 2014 г. |
Дело N А68-15/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В.., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РОСКОНТРАКТПОСТАВКА" (г. Тула, ОГРН 1027100599107, ИНН 7104038026) - Орловой И.А. (доверенность от 01.11.2012), в отсутствие заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (г. Москва, ОГРН 1097746596672, ИНН 7710757158), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу на решение Арбитражного суда Тульской области от 02.06.2014 по делу N А68-15/2014 (судья Чубарова Н.И.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "РОСКОНТРАКТПОСТАВКА" (далее - ООО "РКП", общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением об отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - административный орган, управление) от 09.12.2013 N 05-13/2911-3 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 02.06.2014 заявленные требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не доказаны обстоятельства, образующие событие вменяемого обществу административного правонарушения.
Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции административный орган указывает на подробное описание, как в протоколе, так и в постановлении об административном правонарушении события вменяемого обществу правонарушения, которое выразилось в искажении данных по возврату алкогольной продукции в общей сумме 1939, 922 дал.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что административным органом не исследованы первичные документы ООО "РКП" является ошибочным.
Кроме того, управление считает, что судом первой инстанции неправомерно сделан вывод об отсутствие в действиях общества заведомости, поскольку данное понятие в статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относится не к форме вины правонарушителя, а характеризует расхождения между сведениями, включаемыми в декларацию, и фактическими данными.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "РКП" не согласно с доводами административного органа, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, управлением проведена проверка деклараций по формам N 5, N 6, N 7 "Об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", представленных ООО "РКП" в электронном виде за 3 квартал 2013 года.
При анализе указанных деклараций установлено, что в декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Приложение N 5) в графе 20 "Возврат поставщикам" отражен объем алкогольной продукции 1772, 082 дал, тогда как в декларации об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Приложении N 6) в разделе "Возвраты" отражен объем возвращенной поставщикам алкогольной продукции 802, 121 дал. Искажение составляет 969, 961 дал.
В Приложении N 5 в графе 11 "возврат продукции" отражен объем алкогольной продукции 802, 121 дал, тогда как в декларации об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Приложение N 7) в разделе "Возвраты" отражен объем возвращенной покупателями в адрес ООО "РКП" алкогольной продукции 1772, 082 дал. Искажение составляет 969, 961 дал.
Всего в Приложении N 6 и N 7 ООО "РКП" допущено искажение данных по возврату алкогольной продукции в общем объеме 1939, 922 дал.
По факту включения заведомо искаженных данных в декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2013 года административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 25.11.2013 N 05-13/2911-2.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "РКП", должностным лицом управления 09.12.2013 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 05-13/2911-3, которым ООО "РКП" привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Полагая, что данное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ООО "РКП" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Законом N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 утверждены Правила предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (далее - Правила N 815), согласно которым предусмотрены несколько форм деклараций об объемах производства и (или) оборота алкогольной продукции.
Настоящие Правила устанавливают порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей.
Согласно пункту 7 названных правил, организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 5 (пункт 7 Правил).
Пунктом 8 указанных правил установлено, что организации, осуществляющие производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата), производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, представляют декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 6.
В пункте 9 Правил указано, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
Пунктом 20 Правил установлено, что при обнаружении организацией (индивидуальным предпринимателем) в текущем отчетном периоде фактов неотражения или неполноты отражения в декларации необходимых сведений, а также ошибок (искажений), допущенных в истекшем отчетном периоде, организация (индивидуальный предприниматель) представляет корректирующие декларации, содержащие сведения (дополнения), уточняющие сведения, содержащиеся в декларациях, представленных ранее.
Корректирующие декларации представляются до окончания отчетного года с обоснованием причин, вызвавших неполноту или недостоверность представленных сведений (за исключением представления корректирующих деклараций по предписанию лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии).
Во время проведения проверки деятельности организации (индивидуального предпринимателя) уполномоченными органами организация (индивидуальный предприниматель) не вправе представлять корректирующие декларации за проверяемый период.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Правонарушение, предусмотренное статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности с уклонением от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременной подачи одной из таких деклараций, либо с включением в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо в несвоевременной подаче одной из таких деклараций, либо во включении в них заведомо искаженных данных.
Таким образом, статья 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит три самостоятельных состава правонарушения, предполагающих различные обстоятельства их совершения и средства доказывания.
Как следует из материалов дела, обществу вменяется административное правонарушение по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в искажении данных объема алкогольной продукции, в декларации об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в частности, по возврату алкогольной продукции в общем объеме 1939, 922 дал.
При этом под искаженными данными следует понимать такие сведения, которые на момент внесения в соответствующий документ (декларацию) не обладали свойством достоверности, то есть на указанный момент было известно, что данные сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в других документах, например в первичных учетных документах, и имелась возможность их исправить.
Заведомое включение предполагает возможность привлечения к ответственности за совершение данного правонарушения лишь в случае доказанности факта заведомого (то есть сознательного) включения обществом в декларацию искаженных данных, что предполагает вину в форме умысла.
Следовательно, для квалификации правонарушения по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административному органу необходимо установить событие правонарушения - факт включения в декларацию заведомо искаженных данных и вину субъекта административной ответственности.
В силу статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Таким образом, разрешая вопрос о правомерности привлечения общества к административной ответственности, суд должен исходить из имеющихся в деле доказательств, представленных административным органом.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения.
Между тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, ни протокол об административном правонарушении от 25.11.2013 N 05-13/2911-2, ни постановление по делу об административном правонарушении от 09.12.2013 N 05-13/2911-3 не содержат надлежащего описания события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из содержания протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, вывод административного органа о включении обществом заведомо искаженных данных в декларацию, основан на разнице между объемом оборота алкогольной продукции, отраженного в Приложении N 5, и объемами поставки и закупки, отраженными в Приложении N 6 и в Приложении N 7.
Вместе с тем, как установлено судом, ошибка в указанных выше декларациях произошла в результате технического сбоя во время замены версии - программное обеспечение по подготовке файлов формата XML использовало тестовую версию, в которой, как было выявлено позднее, содержалась ошибка. В версии с ошибками колонки "Объем возврата продукции" Приложения N 6 и N 7 были изменены местами программным обеспечением. Обнаружить ошибку вовремя не представлялось возможным независящим от общества причинам.
В то же время, несмотря на ошибку, сумма остатков алкогольной продукции искажена не была. Данные, указанные в Приложении N 5, являются достоверными, и подтверждены первичными документами, представленными в адрес административного органа в ходе проведения проверки.
При этом оспариваемое постановление не содержит данных о том, проводилась ли при анализе деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представленных ООО "РКП", проверка иных документов, представленных обществом и другими организациями. О проверке и исследовании первичных документов административным органом не указано.
Из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления невозможно установить, значения в какой форме декларации признаются верными либо недостоверными, на каких товарно-транспортных накладных (ТТН) либо иных доказательствах основываются выводы административного органа; значения какой графы и/или строки признается административным органом не соответствующим данным ТТН.
Административным органом не доказано, что предоставленные в декларациях данные являются заведомо искаженными. При этом ошибка, право на исправление которой, предусмотрено законом, не может расцениваться, как заведомое искаженные данные.
Не установлено, о каких сведениях ООО "РКП" было заведомо известно, но оно намеренно указало искаженные данные.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что административным органом не были установлены обстоятельства, входящие в предмет доказывания и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, что при установленных обстоятельствах свидетельствует о недоказанности события административного правонарушения.
Административным органом виновность лица, привлеченного к административной ответственности, в совершении административного правонарушения не выяснена и не установлена.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного управление не представило суду безусловных доказательств, свидетельствующих о совершении обществом административного правонарушения по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях ООО "РКП" состава правонарушения.
Не принимаются судом апелляционной инстанции доводы заявителя жалобы о том, что понятие заведомости, введенное в диспозицию статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится не к форме вины правонарушителя, а характеризует расхождения между сведениями, включаемыми в декларацию, и фактическими, следовательно, совершенное обществом правонарушение может быть совершено не только в форме прямого умысла, как основанные на неверном применении закона.
Иные доводы управления, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку также основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и опровергаются приведенными выше правовыми нормами.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как того требует часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены верно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 02.06.2014 по делу N А68-15/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-15/2014
Истец: ООО "Росконтрактпоставка"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу