город Ростов-на-Дону |
|
18 августа 2014 г. |
дело N А32-41064/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: главный государственный инспектор Григорьев С.В., доверенность от 09.04.2014 N 05-06/2, удостоверение;
от заинтересованного лица: представитель Николенко О.В., доверенность от 29.07.2014;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2014 по делу N А32-41064/2013, принятое судьей Нигоевым Р.А. по заявлению Департамента финансово - бюджетного надзора Краснодарского края к заинтересованному лицу Государственному автономному Профессиональному образовательному учреждению Краснодарского края "Брюховецкий многопрофильный техникум", при участии третьего лица Министерства образования и науки Краснодарского края, о взыскании в доход краевого бюджета ущерба, процентов за пользование бюджетными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Государственному автономному образовательному учреждению начального профессионального образования профессиональное училище N 80 Краснодарского края с требованием о взыскании в доход краевого бюджета ущерба в размере 964 118 рублей, а также процентов за пользование бюджетными средствами в размере 25 982,98 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что компенсационные выплаты работникам образовательного учреждения за работу в сельской местности установлены в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом Краснодарского края от 11.11.2008 N 1572-КЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.11.2008 N 1218 об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений и государственных учреждений образования Краснодарского края. Кроме того, факт законности установления работникам образовательного учреждения соответствующих компенсационных выплат установлен вступившим в законную силу решением Брюховецкого районного суда от 18.02.2014 по иску ГАОУ НПО ПУ 80 к работникам по взысканию излишне выплаченной заработной платы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, удовлетворив заявленные требования, сославшись на то, что согласно пункту 1.4 Положения об отраслевой системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений и государственных учреждений образования Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.11.2008 N 1218 (далее - Положение N 1218) оплата труда работников образовательного учреждения устанавливается с учетом единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС). В ЕКС предусмотрена классификация должностей работников: руководители, специалисты, служащие. Согласно буквальному содержанию подпункта 5 пункта 4.1 раздела 4 Положения N 1218 спорная компенсационная выплата установлена специалистам за работу в сельской местности. При этом руководитель образовательного учреждения, его заместители, главный бухгалтер и его заместитель, заведующий библиотекой, старший мастер относятся к категории "руководители", следовательно, им не установлена компенсационная выплата. Ссылка на решение Брюховецкого районного суда является неправомерной, поскольку в рамках рассматриваемого районным судом дела разрешался трудовой спор, не имеющий отношения к настоящему делу.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик не согласился с доводами департамента, указав на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель образовательного учреждения с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края, созданный в соответствии с Законом Краснодарского края от 07.06.2001 N 365-КЗ "О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края и системе исполнительных органов государственной власти Краснодарского края", уполномочен осуществлять в установленном порядке контроль за целевым и эффективным использованием средств краевого бюджета.
В рамках предоставленных полномочий по осуществлению государственного финансового контроля специалистами департамента в августе 2013 года проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Государственного автономного образовательного учреждения начального профессионального образования профессиональное училище N 80 Краснодарского края за 2011 г. - истекший период 2013 г.
Источником финансирования деятельности образовательного учреждения, в том числе расходов на оплату труда, являются субсидии краевого бюджета, выделяемые главным распорядителем средств краевого бюджета - министерством образования и науки Краснодарского края, на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий.
Проверкой выявлено, что в нарушение норм действующего законодательства в проверяемом периоде отдельным категориям работников, должности которых не относятся к категории "специалисты", в том числе руководителю учреждения, его заместителям, главному бухгалтеру, его заместителю, заведующему библиотекой, старшему мастеру, необоснованно произведены выплаты компенсационного характера за работу в сельской местности в общей сумме 964 118 руб., о чем составлен акт от 30.08.2013 г.
По мнению департамента, учреждение нарушило Положение 1218, в результате, чего незаконные расходы, произведенные за счет средств краевого бюджета на оплату труда, составили 964 118 рублей, в том числе на заработную плату - 740 049 тыс. рублей, на уплату страховых взносов - 223 628 рублей, из них: в 2011 году - 356,73 тыс. рублей, в том числе на заработную плату - 1273,986 тыс. рублей, на уплату страховых взносов - 82,744 тыс. рублей, в 2012 году - 397,11 тыс. рублей, в том числе на заработную плату - 305,0 I тыс. рублей, на уплату страховых взносов - 92,11 тыс. рублей, в 1 полугодии 2013 года - 210,278 тыс. рублей, в том числе на заработную I I плату - 161,504 тыс. рублей, на уплату страховых взносов - 48,774 тыс. рублей.
В соответствии с требования статьи 269.2 Бюджетного кодекса РФ учреждению направлено предписание от 26.09.2013 N 56-1092/13-12 об устранении нарушений бюджетного законодательства и о возмещении причиненного ущерба Краснодарскому краю, в том числе на сумму 964 118 руб. Учреждением предписание департамента не исполнено, предполагаемый ущерб, нанесенный бюджету Краснодарского края вследствие их незаконного использования, в сумме 964 118 руб., не возмещен.
Согласно части 4 статьи 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, субъекту Российской Федерации ущерба является основанием: для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, государственного органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного субъекту Российской Федерации, нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Учитывая данные обстоятельства, а также положения вышеназванных правовых норм, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что компенсационные выплаты установлены действующим законодательством, в связи с чем оснований для их возмещения в качестве ущерба, нанесенного краевому бюджету Краснодарского края, не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает указанные выводы суда правомерными и обоснованными по следующим основаниям.
Статей 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными, нормативными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом согласно статье 145 ТК РФ оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, производится в порядке и размерах, которые определяются органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Краснодарского края от 11.11.2008 N 1572-КЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Краснодарского края" предусмотрено введение отраслевой системы оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края, которая включает размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.11.2008 N 1218 утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников государственных образовательных учреждений и государственных учреждений образования Краснодарского края.
Порядок и условия установления выплат компенсационного характера специалистам за работу в сельской местности определены разделом 4 названного Положения, где, в частности, указано, что специалистам за работу в сельской местности могут быть осуществлены выплаты компенсационного характера (пункт 4.1); специалистам государственных образовательных учреждений и государственных учреждений образования, расположенных в сельской местности, а также государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья, расположенных в поселках городского типа, к окладу (должностному "ладу), ставке заработной штаты устанавливается выплата в размере 25% (п. 4.6).
По мнению департамента, буквальное толкование пункта 4.1 Положения N 1218 исключает назначение выплаты компенсационного характера за работу в сельской местности работникам, чьи должности согласно ЕКС относятся к категории "руководители".
Однако департамент ошибочно не учитывает специальные положения раздела 7 Положения N 1218 "Оплата труда руководителя учреждения, заместителей руководителя и главного бухгалтера".
Согласно пункту 7.5 указанного Положения с учетом условий труда руководителю учреждения, его заместителям и главному бухгалтеру устанавливаются выплаты компенсационного характера, предусмотренные разделом 4 настоящего Положения.
В этой связи суд апелляционной инстанции считает, что из буквального толкования норм Положения N 1218, в том числе с учетом ЕКС, следует вывод о правомерности начисления компенсационных выплат работникам образовательного учреждения, должности которых относятся к категории "руководители".
Таким образом, департамент неправомерно и необоснованно ограничивает круг работников соответствующего учреждения, которым в соответствии с вышеуказанными правовыми нормами может устанавливаться компенсационная выплата за работу в сельской местности, ошибочно и не в полном объеме применяя нормы Положения N 1218.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2014 по делу N А32-41064/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-41064/2013
Истец: Департамент финансо-бюджетного надзора Краснодарского края, Департамент финансово- бюджетного надзора Краснодарского края
Ответчик: гапоу кк бмт, Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Брюховецкий многофункциональный техникум", Учр Начального и Профессионального Образования профучилище N80
Третье лицо: Министерство образования и науки Краснодарского края, Министерство образования и науки КК