г. Санкт-Петербург |
|
18 августа 2014 г. |
Дело N А56-60744/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Бебишевой А.В.
при участии:
от заявителя: Кривенцовой А.А. по доверенности от 12.08.2014 N 12/08/2014
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13004/2014) УГИБДД ГУ МВД по СПб и ЛО на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2014 по делу N А56-60744/2013 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Лентранслизинг"
к УГИБДД ГУ МВД по СПб и ЛО
об оспаривании бездействия, обязании внести изменения в регистрационные данные транспортного средства и выдать регистрационные документы
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лентранслизинг" (ОГРН 1069847495475, место нахождения: 192102, Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 4, лит. А, пом. 11Н; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела N 7 УГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу (далее - МРЭО N 7), фактически уклоняющегося от внесения изменений в регистрационные данные а/м TOYOTA Land Cruiser 200, 2010 года выпуска (VIN JTMHV05J805017251, измененный на VIN JTMHV05J804047131) и об обязании МРЭО N 7 внести изменения в регистрационные данные а/м TOYOTA Land Cruiser 200, 2010 года выпуска (VIN JTMHV05J805017251, измененный на VIN JTMHV05J804047131) с учетом изменения номерных агрегатов, выдать заявителю регистрационные документы на а/м TOYOTA Land Cruiser 200, 2010 года выпуска (VIN JTMHV05J805017251, измененный на VIN JTMHV05J804047131) в подтверждение факта внесения изменений в регистрационные данные этого т/с ввиду изменения номерных агрегатов.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Определением суда от 28.01.2014 произведена замена МРЭО N 7 на Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление).
Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области исключено из числа заинтересованных лиц по делу.
Решением суда от 11.04.2014 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку на автомобиле установлен номерной агрегат - рама с идентификационным номером ИНА JTMHV05J804047131, который числится за автомашиной, не снятой с регистрационного учета (принадлежит гр. Нагаеву Е.Э.), номерные агрегаты не соответствуют сведениям, указанным в представленных Обществом документах, то у Управления отсутствуют правовые основания для внесения изменений в регистрационные документы автомобиля.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу в его отсутствии.
Представитель Общества доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора поставки от 16.12.2010 N 34-2010 ООО "Лентранслизинг" приобрело в собственность транспортное средство марки TOYOTA Land Cruiser 200, 2010 года выпуска, идентификационный номер (VIN) JTMHV05J805017251, номер двигателя N1VD 0101169 дизельный, мощность двигателя (кВт/л.с.) 235/173, рабочий объем двигателя (куб. см) 4461, шасси (рама) NJTMHV05J805017251, кузов NJTMHV05J805017251, цвет кузова серый, разреш. max масса, кг 3300.
28.12.2010 автомобиль поставлен на регистрационный учет в ОП МРЭО-14, о чем в паспорте т/с серии 78 УН N 240256 сделана соответствующая запись, выданы свидетельство о регистрации т/с серии 78 ТС N 332980 и государственные регистрационные знаки О 872 OA 78.
В период с 21 час. 00 мин. 21.09.2011 по 08 час. 00 мин. 22.09.2011 автомобиль был тайно похищен неустановленным лицом. По факту кражи СУ УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга возбуждено уголовное дело N 406096 по признакам преступления, предусмотренного пунктом "б" части 4 статьи 158 Уголовного кодекса Российской Федерации.
17.02.2012 автомобиль обнаружен сотрудниками полиции ОМВД России по Курортному району Санкт-Петербурга.
В рамках уголовного дела проведена судебная криминалистическая экспертиза N 8/Э/3533, 3534-11 от 15.11.2011. Согласно заключению эксперта идентификационный номер "JTMHV05J804047131", нанесенный на раме автомобиля Тойота Лэнд Крузер 200, серого цвета, без гос. peг. знаков представленного на исследование, изменению не подвергался.
В ходе осмотра крепления кузова к раме автомобиля установлено, что имеются визуальные признаки его демонтажа (отсоединения).
На металлической табличке, закрепленной под лобовым стеклом, читаются обозначения ИНА: "JTMHV05J805017251". Признаков изменения маркировки, а также признаков отсоединения таблички не имеется.
По информации из Отдела Национального центрального бюро Интерпола автомобилю "Тойота Лэнд Крузер 200" с обозначением подушек безопасности "*7A0D00210ABW*", "*RA2752410P6E", на предприятии изготовителе был присвоен идентификационный номер следующего содержания: "JTMHV05J805017251". Автомобиль укомплектован деталями 2010 года.
Обозначения номера двигателя подвергались изменению путем снятия слоя металла с поверхности площадки с последующим нанесением имеющихся обозначений выполненных не в соответствии с технологией нанесения предприятием-изготовителем. Установить первоначальное содержание номера двигателя не представляется возможным в виду снятия значительного слоя металла.
В ходе предварительного следствия следователем СУ УМВД России по Московскому району Санкт-Петербурга сделан вывод о том, что обнаруженное т/с "Тойота Лэнд Крузер 200" без г/н, серого цвета, 2010 года выпуска, является автомашиной, похищенной у заявителя.
Документы в отношении названного транспортного средства (копия постановления следователя от 26.12.2012, заключения эксперта N 8/Э/3533, 3534-11 от 15.11.2011, фото-таблицы к заключению эксперта) направлены следователем СУ У МВД России по Московскому району г. Санкт-Петербурга в МРЭО N 7 для постановки на учет автомобиля, внесения изменений в паспорт транспортного средства и регистрационные документы, с учетом изменений номерных агрегатов. МРЭО N 7 разрешено проведение всех необходимых регистрационных действий с а/м "Тойота Ленд Крузер 200", без г/н, серого цвета, 2010 года выпуска с N VIN JTMHV05.I805017251, измененным на VIN: JTMHV05.I804047131, с учетом изменений номерных агрегатов.
05.06.2013 ООО "Лентранслизинг" обратилось в МРЭО N 7 с письмом (вх.N9344 от 09.07.2014), в котором просило сообщить в письменном виде решение о возможности внесения изменений в регистрационные документы автомобиля либо отказ в совершении регистрационных действий.
Письмом от 09.08.2013 Управления со ссылкой на пункт 3 приказа МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" и пункт 33 Административного регламента МВД РФ исполнение государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (в редакции приказов МВД РФ от 27.08.2010 N 626 от 20.01.2011 N 28) сообщило о невозможности внесения изменения в регистрационные документы, поскольку на автомобиле установлен номерной агрегат, который числится за автомашиной не снятой с регистрационного учета; номерные агрегаты не соответствуют сведениям, указанным в регистрационных документах.
Считая бездействие Управления, фактически уклоняющегося от внесения изменений в регистрационные данные а/м TOYOTA Land Cruiser 200, 2010 года выпуска (VIN JTMHV05J805017251, измененный на VIN JTMHV05J804047131), незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции с учетом наличия в материалах дела постановления следователя от 26.12.2012 по уголовному делу N 406096 и его содержания, а также, установив, что в действиях Общества отсутствовал умысел на изменение номерных агрегатов, искажение, скрытие, изменение, уничтожение маркировки, нанесенной на данное транспортное средство, находящееся в надлежащем техническом состоянии, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителя Общества, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, считает, что жалоба Управления подлежит удовлетворению.
Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены "Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Правила), и "Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним" (далее - Административный регламент).
Пунктом 3 Правил регистрации определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции сослался на положения пункта 15 Правил, в соответствии с которым Внесение изменений в регистрационные данные похищенных и обнаруженных транспортных средств, возвращенных их собственникам или владельцам, с измененной маркировкой, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, производится на основании постановления органов внутренних дел (предварительного следствия и дознания), осуществляющих расследование уголовного дела, с предоставлением заверенной копии справки об исследовании (заключения экспертизы) с результатами исследования номеров агрегатов, выданной органом (организацией), уполномоченным на проведение данных исследований.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее
Как следует из материалов дела, обнаруженное после угона транспортное средство фактически является новым объектом, состоящим из трех составных элементов:
- кузова "JTMHV05J805017251", номерные обозначения которого не подвергались изменению (взят с похищенного транспортного средства, ранее принадлежащего заявителю) TOYOTA Land Cruiser 200, 2010 года выпуска;
- рамы, на которой нанесен идентификационный номер "JTMHV05J804047131", принадлежащей иному полнокомплектному транспортному средству автомобилю TOYOTA Land Cruiser 200, 2010 года выпуска, гос. Номер В 416 ТР 27, принадлежащему гр. Нагаеву Е.Э., проживающему в г. Хабаровске;
- двигателя, первоначальное содержание номера которого установить не представилось возможным ввиду снятия значительного слоя металла, принадлежность указанного двигателя не установлена.
Апелляционная инстанция считает, что поскольку рама, установленная на автомобиле TOYOTA Land Cruiser 200, 2010 года, бесспорно, не принадлежит Обществу, числится за автомобилем, принадлежащем другому лицу, и право собственности на данный номерной агрегат Обществом соответственно не подтверждено, номерные агрегаты не соответствуют сведениям, указанным в представленных Обществом документах, то действия Управления по отказу внесения изменений в регистрационные данные а/м TOYOTA Land Cruiser 200, 2010 года выпуска (VIN JTMHV05J805017251, измененный на VIN JTMHV05J804047131) являются правомерными.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее, в соответствии с пунктом 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент), настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Согласно пункту 5 Технического регламента свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 81 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240).
Из пункта 3 Приложения N 2 к Приказу N 1240 следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пункте 5 Технического регламента определено, что "базовое транспортное средство" - транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Таким образом, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно, сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
В соответствии с пунктом 37 Административного регламента допускалась замена кузова легкового автомобиля и автобуса, кабины грузового автомобиля, в том числе на другую модель (модификацию). При этом такая замена расценивалась как внесение изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства, регистрационные действия производятся на основании свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, выданного Госавтоинспекцией.
В рассматриваемом случае замена рамы транспортного средства не может рассматриваться как изменение только конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются такие конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Замена рамы транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать автомобиль TOYOTA Land Cruiser 200, 2010 года выпуска, поскольку идентификационный номер, указанный на раме принадлежит другому транспортному средству.
В данном случае заменой основных агрегатов автомобиля TOYOTA Land Cruiser 200 рамы (шасси), установки кузова, двигателя фактически создано новое транспортное средство автомобиль, выпуск которого в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведенных положений норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления Общества, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2014 по делу N А56-60744/2013 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-60744/2013
Истец: ООО "Лентранслизинг"
Ответчик: УГИБДД ГУ МВД по СПб и ЛО
Третье лицо: Главное Управление МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Межрайонный Регистрационно-Экзаменационный Отдел N7 ГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу