город Воронеж |
|
12 августа 2014 г. |
Дело N А08-469/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХим": Хапилин А.В. представитель по доверенности N 31 АБ 0377454 от 04.04.2013, паспорт РФ;
от Управления финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района: Минакова Е.И. представитель по доверенности от 04.08.2014, паспорт РФ;
от Управления капитального строительства администрации Яковлевского района: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХим" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.06.2014 по делу N А08-469/2014 (судья Назина Ю.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХим" (ИНН 3123282431, ОГРН 1113123008041) к Управлению финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района, при участии третьего лица: Управления капитального строительства администрации Яковлевского района о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЕвроХим" (далее - ООО "ЕвроХим", Общество) обратилось а Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района (далее - Управление) о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в не выделении в трехмесячный срок, указанный в ч. 5 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ, лимитов бюджетных средств для исполнения судебного акта (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 09.06.2014 принятым по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "ЕвроХим" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят обжалуемый судебный акт отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Обосновывая свою правовую позицию, заявитель апелляционной жалобы указывает, что власти и публичные образования должны самостоятельно принимать меры для исполнения принятых в отношении них судебных актов и по возможности исполнять их по собственной инициативе.
Настаивает на том, что обжалуемый судебный акт, принят судом первой инстанции с нарушением норм материального права, в связи с чем, считает его незаконным и необоснованным.
Управление финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района в представленном отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылается на то, что в силу норм действующего законодательства, предусмотрен определенный порядок взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам должника.
Обращает внимание суда на то, что должником по исполнительному листу АС 003304989 является УКС Администрации Яковлевского района, а не Управление финансов и налоговой политики Администрации Яковлевского района.
Считает решение суда законным и обоснованным.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХим" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда области, а жалобу удовлетворить.
Представитель Управления финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района возражал против доводов жалобы, просил оставить решение суда области без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Управление капитального строительства администрации Яковлевского района отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы апелляционной жалобы не оспорило, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие представителей.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что общество с ограниченной ответственностью "ЕвроХим" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с исковым заявлением к Управлению капитального строительства администрации Яковлевского района (далее - УКС администрации Яковлевского района), муниципальному району "Яковлевский район" Белгородской области в лице администрации муниципального района "Яковлевский район" Белгородской области о взыскании 4 828 308 руб. 02 коп.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 28.09.2012 исковые требования ООО "ЕвроХим" удовлетворены частично: с УКС администрации Яковлевского района в пользу ООО "ЕвроХим" взыскано 4 347 062 руб. 40 коп. задолженности. В остальной части в удовлетворении иска к УКС администрации Яковлевского района Белгородской области отказано.
Не согласившись с указанным решением, УКС администрации Яковлевского района обратилось с жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 апелляционная жалоба Управления капитального строительства администрации Яковлевского района удовлетворена частично. Решение Арбитражного суда Белгородской области от 28.09.2012 по делу N А08-2829/2012 изменено. Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХим" удовлетворены частично. С Управления капитального строительства администрации Яковлевского в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЕвроХим" взыскана задолженность в сумме 2 741 103 руб. 79 коп.
Во исполнение указанного судебного акта 19.04.2013 Арбитражным судом Белгородской области Обществу был выдан исполнительный лист серии АС N 003304989.
Указанный исполнительный документ был направлен ООО "ЕвроХим" в Управление Федерального казначейства по Белгородской области.
09.07.2013 УФК по Белгородской области направило УКС уведомление о поступлении исполнительного документа и необходимости представления в течение 10 рабочих дней со дня поступления уведомления информации в письменном виде об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации текущего финансового года; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного лицо частичного исполнения требований исполнительного документа.
18.07.2013 Управлением капитального строительства администрации Яковлевского района в адрес Управления финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района направлен запрос - требование о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования в целях исполнения исполнительного документа.
Однако, в установленный законом срок, требование Общества исполнено не было, в связи с чем, полагая, что бездействие Управления финансов и налоговой политики Яковлевского района, выразившееся в не выделении в трехмесячный срок, указанный в ч. 5 ст. 242.5 БК РФ лимитов бюджетных средств для исполнения судебного акта является незаконным, ООО "ЕвроХим" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Белгородской области пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствуют нарушения прав и законных интересов Общества со стороны ответчика.
Апелляционный суд считает принятое решение не подлежащим отмене исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом основаниями для принятия судом решения о признании незаконным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно их несоответствие закону и нарушение указанным ненормативным актом прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 182, частью 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) предусмотрено, что судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном этим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства, в частности, Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В силу п. 2 ст. 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в порядке, предусмотренном главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его бюджетного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств местного бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - в настоящей статье орган).
Орган не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (пункт 2 статьи 242.5).
Статьей 242.5 Бюджетного кодекса РФ также предусмотрено, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений. лавный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи и (или) средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу пункта 7 указанной статьи при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Из материалов дела усматривается, что в Управлении финансов и налоговой политики Яковлевского района открыт лицевой счет N 03263011011 для учета операций по исполнению расходов местного бюджета должнику по спорному листу - УКС Администрации Яковлевского района.
Между тем, обстоятельства дела свидетельствуют, что исполнительный документ был передан на исполнение в Управление федерального казначейства по Белгородской области.
В Управление финансов и налоговой политики Яковлевского района поступил запрос-требование от УКС администрации Яковлевского района о необходимости выделения дополнительных лимитов. На запрос о предоставлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскание на средства местного бюджета, а также об информации об источнике образования задолженности никакой информации не поступило.
В связи с чем, нельзя сделать вывод о бездействии Управления финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района.
Соответственно, в этом случае добровольное исполнение вступившего в законную силу судебного акта, исходя из требований заявителя по делу, не могло быть осуществлено, так как исполнительный документ был передан на исполнение в другой орган исполнительной власти.
Исходя из изложенного, у Управления не возникла обязанность исполнить требования исполнительного листа в установленный законом трехмесячный срок, соответственно незаконного бездействия ответчик не совершил.
Доказательства направления исполнительного листа Управлению финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района в материалы дела заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах суд области пришел к обоснованному выводу о то, что в рассматриваемом случае отсутствуют нарушения прав и законных интересов Общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Каких-либо аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемое решение индивидуальные предприниматели на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представили.
Суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах, решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. С учетом результатов рассмотрения жалобы расходы по госпошлине относятся не ее заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 09.06.2014 по делу N А08-469/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-469/2014
Истец: ООО "ЕвроХим"
Ответчик: Управление финансов и налоговой политики администрации Яковлевского района
Третье лицо: Управление капитального строительства администрации Яковлевского района