г. Москва |
|
18 августа 2014 г. |
Дело N А40-14198/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 августа 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей Марковой Т.Т., Румянцева П.В.,
при ведении протокола |
помощником судьи Гумеровой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента торговли и услуг города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2014 по делу N А40-14198/2014, принятое судьей Немовой О.Ю. (72-107)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Совместное предприятие "Евразия-Центр"
к Департаменту торговли и услуг города Москвы о взыскании ущерба,
при участии:
от заявителя: Янев В.А. по дов. от 20.11.2012;
от ответчика: Егизарян К.А. по дов. N м/01-575/4 от 03.07.2014;
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2014 признано незаконным решение Департамента торговли и услуг города Москвы (далее - Департамент, ответчик) от 21.01.2014 N 23-01-16-2751/Р об отказе в выдаче лицензии ООО "Совместное предприятие "Евразия-Центр" (далее - Общество, заявитель) по заявлению от 23.12.2013 N 46015 с обязанием Департамента торговли и услуг г. Москвы в месячный срок с даты вступления в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с действующим законодательством.
Департамент не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель общества возражал по доводам представленным в письменных пояснениях на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 23.12.2013 ООО "Совместное предприятие "Евразия Центр" обратилось в Департамент торговли и услуг г. Москвы с заявлением N 46015 о предоставлении государственной услуги "лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.
21.01.2014 Департаментом торговли и услуг г. Москвы принято решение N 23-01-16-2751/Р об отказе в выдаче лицензии по заявлению от 23.12.2013 N 46015, по мотиву несоответствия общества иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями ст. ст. 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (подп. 6 п. 9 ст. 19 Федерального закона от 12.11.1995 N 171-ФЗ; п. 12 приложения 2 к постановлению Правительства г. Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП "О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции"; п. 2.21.2 приложения к постановлению Правительства г. Москвы от 21.02.2012 N 59-ПП "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции").
Общество, не согласившись с выводами Департамента, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует требованиям Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Порядок оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации регулируется положениями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции: в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, остановочных пунктах его движения (в том числе и на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях; на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях; в нестационарных торговых объектах; несовершеннолетним; без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, без информации, установленной п. 3 ст. 11 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствие со ст. 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Запрет на розничную продажу алкогольной продукции в местах, указанных в абзаце 5 (на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, на прилегающих к таким местам территориях) и абзаце 7 (в нестационарных торговых объектах) п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16, 5 % объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.
Для целей Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0, 5 % объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствие с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
На территории г. Москвы дополнительные ограничения установлены постановлением Правительства г. Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП в редакции постановления Правительства г. Москвы от 13.06.2013 N 380-ПП.
Согласно п. 12 Приложения 2 к постановлению N 1069-ПП в г. Москве запрещается розничная продажа алкогольной продукции (включая пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, а также сидр, пуаре, медовуху) в нестационарных торговых объектах, в том числе при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением сезонных кафе при стационарных предприятиях общественного питания.
Законность пункта 12 Приложения 2 к постановлению N 1069-ПП подтверждается вступившими в законную силу судебными актами (Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2014 N 5-АПГ13-60 об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 25.10.2013, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично не действующим пункта 12 приложения N 2 к постановлению правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП "О мерах по выполнению нормативных правовых актов Российской Федерации в области государственного регулирования оборота алкогольной продукции").
Согласно п. 37 ГОСТ Р 50647-2010 "Общественное питание. Термины и определения" под вагоном-рестораном понимается ресторан в специально оборудованном вагоне поезда дальнего следования, предназначенный для изготовления и реализации продукции общественного питания и обслуживания пассажиров в пути.
Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст утвержден "ГОСТ Р 50762-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", который устанавливает классификацию предприятий общественного питания, общие требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов, распространяется на предприятия общественного питания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В пункте 4.3 ГОСТ Р 50762-2007 определено, рестораны, в частности, различают по местонахождению: на транспорте - вагон-ресторан; по составу и назначению помещений: передвижные - рестораны в поездах.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" передвижное сооружение отнесено к нестационарным торговым объектам.
Согласно п. 37 ГОСТ Р 50647-2010 "Общественное питание. Термины и определения" под вагоном-рестораном понимается ресторан в специально оборудованном вагоне поезда дальнего следования, предназначенный для изготовления и реализации продукции общественного питания и обслуживания пассажиров в пути.
Как указано в п. 4.3 ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", рестораны, в частности, различают по местонахождению: на транспорте - вагон-ресторан; по составу и назначению помещений: передвижные - рестораны в поездах.
Вагон-ресторан, входит в состав поезда дальнего следования, является передвижным сооружением, относящимся к нестационарным торговым объектам.
В силу абзаца 7 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах.
В соответствии с п. 11 ст. 5 Федерального закона N 218-ФЗ, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выданные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, действуют до окончания срока их действия, а требования абз. 1, 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона N 218-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим после 21.07.2011. При этом организации, получившие лицензии до 22.07.2011, обязаны обеспечить соблюдение требований абз. 1, 2 п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ с 01.07.2012 и переоформить лицензию.
Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ запрещена.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в Департамент с заявлением о выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на объект лицензирования - вагоны-рестораны, соискателем лицензии в заявлении указано в качестве предполагаемого вида деятельности: розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16, 5 % для потребления на месте покупки.
Правоустанавливающих документов на стационарное помещение, обществом не представлено.
Согласно п. 6 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет 1 год и более, стационарные торговые объекты, и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. м., а также контрольно-кассовую технику.
В соответствии с п. 3 ч. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", п. 2 ч. 16 ст. 5 Законом г. Москвы от 20.12.2006 N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции", в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть отказано в случае несоответствия организации иным установленным настоящим Федеральным законом лицензионным требованиям.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что лицензирующим органом правомерно отказано заявителю в выдаче лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, по основанию несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Согласно ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда г. Москвы подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.05.2014 по делу N А40-14198/2014 отменить.
В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие "Евразия-Центр" - отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-14198/2014
Истец: ООО "Совместное предприятие "Евразия-Центр", ООО СП "Евразия-Центр"
Ответчик: Департамент торговли и услуг города Москвы