г. Вологда |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А05-1783/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 мая 2014 года по делу N А05-1783/2014 (судья Тюпин А.Н.),
установил:
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, далее - Управление Росреестра), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1027700485757, далее - Кадастровая палата) об обязании ответчиков произвести действия по снятию с кадастрового учета ранее учтенного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз имени Ленина" (далее - Кооператив).
Решением суда от 14.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что в настоящее время Кооператив проводит работы по уточнению участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 29:12:000000:40, не исключая земли лесного фонда. Данный участок поставлен на государственный кадастровый учет по описанию и материалам перераспределения земель, сведения о границах объекта отсутствуют, местоположение указано ориентировочно, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации права отсутствует. В соответствии с Положением об Управлении Росреестра, утвержденным приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/162, Управление является территориальным органом (юридическим лицом) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа.
Кадастровая палата в отзыве на апелляционную жалобу против ее удовлетворения возражала.
Управление Росреестра в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Кооператив в отзыве против удовлетворения жалобы возражал, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Стороны и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон и третьего лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Кооперативу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40, площадью 171 579 984 кв.м, местоположение: Архангельская область, Няндомский район, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Министерство и Кооператив 18.12.2007 заключили договор аренды лесного участка N 155, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании заявления лесопользователя от 21.11.2007 о приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора безвозмездного пользования участком лесного фонда от 22.12.1999 с Няндомским сельским лесхозом (постановление администрации Архангельской области от 01.12.1999 N 336).
Предметом договора аренды является лесной участок, имеющий следующие основные характеристики: местоположение: Архангельская область, МО "Няндомский муниципальный район", Няндомский сельский лесхоз, леса бывшего колхоза "им. Ленина", кв. N 1-64, общая площадь лесного участка 15 724,4 га.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.10.2010 по делу N А05-9746/2010 договор аренды лесного участка от 18.12.2007 N 155 расторгнут.
Истец полагая, что Кооператив в настоящее время проводит работы по уточнению участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 29:12:000000:40, не исключая земли лесного фонда, обратился в Кадастровую палату с заявление от 08.08.2013 о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40.
По результатам рассмотрения указанного заявления, Кадастровой палатой принято решение об отказе в снятии с учета объекта недвижимости от 30.08.2013 N 29/13-47378, по основаниям, изложенным в решении.
Министерство с решением Кадастровой палаты не согласилось и обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Суд первой инстанции отказывая в иске исходил из следующих обстоятельств.
Земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 относится к ранее учтенным объектам недвижимости, поскольку был поставлен на кадастровый учет 31.01.1997, то есть до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре N 221-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о кадастре N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом о кадастре N 221-ФЗ, также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о кадастре N 221-ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер.
Частью 5 статьи 24 Закона о кадастре N 221-ФЗ предусмотрено, что в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В силу части 2 статьи 25 Закона о кадастре N 221-ФЗ орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В части 3 статьи 24 указанного закона определено, что учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости.
Таким образом, согласно положениям Закона о кадастре земельный участок может быть снят с учета в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости либо когда сведения о нем носят временный характер.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 29:12:000000:40 не является временным либо преобразуемым в порядке статей 11.4 - 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (не является участком, в отношении которого осуществляется раздел, выдел, объединение или перераспределение), снятие с учета указанного объекта недвижимости в силу Закона о кадастре N 221-ФЗ не допускается.
Исследовав представленные доказательства суд первой инстанции обоснованно указал, что поскольку Министерством не представлено достаточных доказательств в обоснование заявленных требований, требование истца об обязании ответчиков произвести действия по снятию с кадастрового учета ранее учтенного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 удовлетворению не подлежит.
Довод подателя жалобы о правомерности предъявления требования к Управлению, арбитражный апелляционный суд также считает необоснованным.
Полномочия Управления закреплены в Положении об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, утвержденном приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/162.
На основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" с 01.12.2010 полномочия органа кадастрового учета переданы в Кадастровую палату.
В связи с этим, ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества (в том числе снятие земельных участков с государственного кадастрового учета в определенных законодательством случаях) и предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, осуществляет Кадастровая палата.
Оспариваемые действия не входят в компетенцию Управления, кадастровое дело земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40 находится на хранении в Кадастровой палате.
Управление не принимало решение от 30.08.2013 N 29/13-47378 об отказе в снятии с учета объекта недвижимости. В рамках предоставленных контрольных полномочий Управление не вправе осуществлять действия по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка.
Апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Министерство в иске не приводит норму, на основании которой предусмотрен избранный способ защиты права, а также не указывает какие законные права и интересы нарушаются существованием земельного участка с кадастровым номером 29:12:000000:40.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права не нарушены. Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 мая 2014 года по делу N А05-1783/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1783/2014
Истец: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Колхоз имени Ленина", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу