г. Санкт-Петербург |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А56-46118/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Дмитриевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Медведевой В.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Галкина Е.В. - по доверенности от 11.08.2014 N 4;
от заинтересованного лица: Арасланов Р.Т. - по доверенности от 20.11.2013 N 146-11-18;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14523/2014) Закрытого акционерного общества "Строительный трест N 28" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2014 по делу N А56-46118/2013 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Строительный трест N 28", место нахождения: 195027, г. Санкт-Петербург, ул. Якорная, д. 9а, ОГРН 1027804200600,
к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу
о признании недействительным предписания
установил:
Закрытое акционерное общество "Строительный трест N 28", 195027, г. Санкт-Петербург, ул. Якорная, д. 9а, ОГРН 1027804200600, (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (далее - МЧС России, заинтересованное лицо, Управление) от 25.04.2013 N 2-4-28/4/1-3 об устранении нарушений требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Решением суда от 23.04.2014 пункт 1 Управления от 25.04.2013 N 2-4-28/4/1-3 признан недействительным, в удовлетворении остальной части требований Общества (пункты 2, 3 предписания) отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 23.04.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях Общества отсутствуют нарушения законодательства, указанные в пунктах 2, 3 оспариваемого предписания. Кроме того, податель жалобы утверждает об отсутствии у начальника управления надзорной деятельности МЧС России по Санкт-Петербургу Блохина Ю.А. полномочий на подписание распоряжения о проведении в отношении Общества внеплановой проверки от 04.04.2013, а также об отсутствии у заинтересованного лица оснований для ее проведения ввиду обжалования ранее выданного предписания в арбитражном суде в рамках дела N А56-23173/2013, то есть о наличии со стороны Управления при проведении проверки грубых нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица позицию заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому Управление считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы Общества несостоятельными.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника УНД ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу Блохина Ю.А. от 04.04.2013 N 2-4-28 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка по адресу: Санкт-Петербург, ул. Якорная, д. 9а, с целью контроля устранения нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, указанных в предписании от 26.12.2011 N 2-4-129/4/1-8, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- в нарушение подпункта "г" пункта 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 (далее - Положение N547), руководитель организации не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- отсутствует резерв материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт "ж" статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", пункты 2, 3 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340);
- отсутствует резерв финансовых средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт "ж" статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Результаты проверки зафиксированы в акте от 25.04.2013 N 2-4-28.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 25.04.2013 N 2-4-28/4/1-3 об устранении выявленных нарушений требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в срок до 01.12.2013.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Придя к выводу о несоответствии пункта 1 оспариваемого предписания Управления действующему законодательству, суд первой инстанции признал его недействительным, в удовлетворении остальной части требований Общества отказал.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ), требования в области гражданской обороны - специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Положение N 547 определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), а также основные задачи и формы обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях (пункт 1 ПоложенияN 547).
В силу подпункта "г" пункта 2 Положения N 547 подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, в том числе, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
При этом, из пункта 5 Положения N 547 следует, что для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной.
Таким образом, поскольку полномочия управляющей организации Общества - ООО "ЛСР. Управляющая компания" прекращены 23.04.2013, а полномочия единоличного исполнительного органа Общества с 24.04.2013 переданы управляющей организации - ООО "Строительный трест N 28", что подтверждается выпиской из протокола N 2/2013 от 23.04.2013 общего собрания акционеров Общества, то в силу пункта 5 Положения N 547 срок, в течение которого руководитель организации должен пройти подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций не истек, а потому пункт 1 оспариваемого предписания правомерно и обосновано признан судом первой инстанции недействительным.
Согласно статье 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N68-ФЗ) мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Порядок).
Пунктом 2 означенного Порядка установлено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.
Согласно пункту 3 названного Порядка для ликвидации чрезвычайных ситуаций решением администраций предприятий, учреждений и организаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов.
Пунктом 5 Порядка установлено, что резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций размещаются на объектах, предназначенных для их хранения и откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций.
При этом, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом (пункт 4 Порядка).
Доказательства соблюдения Обществом указанного Порядка, равно как и пункта "ж" статьи 14 Закона N 68-ФЗ, в материалы дела не представлено, в связи с чем вывод суда первой инстанции об отсутствии основания для удовлетворения требований заявителя в данной части также следует признать обоснованным.
Доводы Общества об отсутствии у начальника управления надзорной деятельности МЧС России по Санкт-Петербургу Блохина Ю.А. полномочий на подписание распоряжения о проведении в отношении Общества внеплановой проверки от 04.04.2013, а также об отсутствии у заинтересованного лица оснований для ее проведения ввиду обжалования ранее выданного предписания в арбитражном суде в рамках дела N А56-23173/2013, то есть о наличии со стороны Управления при проведении проверки грубых нарушений Закона N 294-ФЗ, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку в принятом по делу решении и правомерно отклонены последним.
Как видно из материалов дела, в том числе распоряжения начальника УНД ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу Блохина Ю.А. от 04.04.2013 N 2-4-28, основанием для проведения в отношении Общества проверки являлся контроля устранения нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, указанных в предписании от 26.12.2011 N 2-4-129/4/1-8.
При этом, как верно указано судом первой инстанции, обжалование Обществом в судебном порядке предписания от 26.12.2011 N 2-4-129/4/1-8 не приостанавливало и не продлевало срока его исполнения, в связи с чем соответствующие доводы заявителя об отсутствии у заинтересованного лица оснований для проведения в отношении него проверки не могли быть приняты судом во внимание.
Довод заявителя о том, что проверка проведена с нарушениями Закона N 294-ФЗ, так как начальник Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербургу Блохин Ю.А., подписавший распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки Общества от 04.04.2013 N 2-4-28, не является руководителем органа государственного контроля, также справедливо отклонен судом первой инстанции, поскольку наличие у Блохина Ю.А. полномочий на подписание соответствующего распоряжения установлено Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рамках дела NА56-23169/2012 по заявлению Общества о признании незаконным и отмене предписания Управления от 26.12.2011 N 2-4-123/3/1-31, а также в рамках дела N А56-23173/2013 по заявлению Общества о признании незаконным и отмене предписания Управления от 26.12.2011 N2-4-129/4/1-8.
В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы заявителя не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 23.04.2014, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность. Судом установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, а также правильно применены нормы материального и процессуального права, обстоятельства, определенные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционной коллегией не установлены, а потому решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.04.2014 следует оставить без изменения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы и в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 апреля 2014 года по делу N А56-46118/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Строительный трест N28" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Л. В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-46118/2013
Истец: ЗАО "Строительный трест N28"
Ответчик: Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу