г. Чита |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А58-963/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) с участием судьи Евсеевой Е.А. и секретаря судебного заседания Валявки В.С. апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "СВЯЗЬ-СПОРТ" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 июня 2014 года по делу N А58-963/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "СВЯЗЬ-СПОРТ" (ОГРН 1021401058030, ИНН 1435091069) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402194646, ИНН 1435155080) о признании незаконным решения об отказе от 26.12.2013 N 01/061/2013-233 в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Курашова, 43 "В", об обязании в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью "ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "СВЯЗЬ-СПОРТ" на объект незавершенного строительства здания торговой галереи "ЗАРЯ-3",
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Окружная администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124 ИНН 1435133907), Правительство Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401063287, ИНН 1435111685) и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401067995, ИНН 1435027592),
(суд первой инстанции: судья Эверстова Р.И.),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "СВЯЗЬ-СПОРТ" - Давыдова И.Ю. - представителя по доверенности от 24.01.2014,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) - не явился, извещен,
от Окружной администрации города Якутска - Янковой Д.Н. - представителя по доверенности от 01.04.2014,
от Правительства Республики Саха (Якутия) - не явился, извещен,
от Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) - Вершининой З.А. - представителя по доверенности от 30.12.2013,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "СВЯЗЬ-СПОРТ" (далее - заявитель, общество или ООО "ФК "СВЯЗЬ-СПОРТ") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Росреестра по РС(Я) или Управление) с заявлением о признании незаконным решения об отказе от 26.12.2013 N 01/061/2013-233 в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Курашова, 43 "В", об обязании в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности ООО "ФК "СВЯЗЬ-СПОРТ" на объект незавершенного строительства здания торговой галереи "ЗАРЯ-3".
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2014 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: на стороне заявителя - Окружная администрацию города Якутска (далее - Администрация), на стороне ответчика - Правительства Республики Саха (Якутия) (далее - Правительство) и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 июня 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности обществом несоответствия оспариваемого отказа абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) и нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного, принятого при неправильном применении норм материального права.
Общество считает, что Управление, приняв решение об отказе в регистрации права собственности на объект незавершенного строительства на основании тех норм закона, на которых был основан отказ в государственной регистрации, не доказало те обстоятельства, которые, по мнению регистратора, явились основанием для отказа регистрации, а именно не предоставление документов в соответствии с перечнем документов на основании которых проводиться государственная регистрация, а так же отсутствие документа и (или) информации необходимой для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен самим заявителем по собственной инициативе.
По мнению общества, суд первой инстанции не выяснил, действительно ли спорный объект выстроен за приделами земельного участка и строительные объемы, разрешенные разрешением на строительство превышены.
В судебном заседании представитель общества изложил позицию заявителя согласно доводам апелляционной жалобы.
Администрация отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Представитель Администрации в судебном заседании выразила свое согласие с решением суда первой инстанции.
Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала доводы отзыва.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Управление и Правительства явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав доводы представителей общества, Администрации и Министерства, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Департамент имущественных отношений Мэрии города Якутска и заявитель заключили договор аренды земельного участка от 20.12.2007 N 3851. На основании указанного договора заявителю был передан земельный участок с кадастровым номером 14:36:105024:0092, находящийся по адресу город Якутск, улица Курашова, 43, квартал 72, в экономической зоне 2, площадью 186 м2, с целевым назначением под проектирование и строительство торговой галереи сроком с 20.12.2007 по 01.02.2012.
Указанный договор зарегистрирован в Управлении 29.12.2007.
Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) за обществом зарегистрировано право аренды земельного участка, на котором расположен заявленный объект незавершенного строительства на основании договора аренды от 20.12.2007 N 3851.
На основании пункта 6.2 договора предусмотрено условие о пролонгации, согласно которому по истечении указанного срока договор считается заключенным на тех же условиях на неопределенный срок.
02.12.2009 в ЕГРП было зарегистрировано ограничение права собственности сроком до 01.09.2016 на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105024:0092, на котором расположен заявленный объект незавершенного строительства на основании распоряжения Правительства Республики Саза (Якутия) от 01.09.2016 N 825-р "О резервировании земельных участков в кварталах 72, 73 и 142 города Якутска".
В деле имеется уведомление Управлением общества от 02.12.2009 N 01/052/2009-888 о государственной регистрации ограничений на основании распоряжения Правительства РС (Я) от 01.09.2009 N 825-р на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105024:0092.
Окружной администрацией заявителю выдано разрешение на строительство от 16.09.2010 N RU 14301000-124-10 сроком до 01.08.2011, которое было продлено до 31.12.2012. Срок действия разрешения на строительство истек 31.12.2012.
Между заявителем и ООО "Генерал" заключен договор подряда от 11.10.2010 на строительство торговой галереи "Заря-3" по улице Курашова 43 в квартале 72 в городе Якутске.
25.01.2012 Окружной администрацией обществу выдана адресная справка N 11 на основании разрешения на строительство N RU 14301000-124-10 от 16.09.2010.
20.02.2010 ГУП "Республиканский центр технического учета и технический инвентаризации" оформил технический паспорт на торговую галерею.
02.03.2012 ГУП "Республиканский центр технического учета и технический инвентаризации" выдал обществу кадастровый паспорт здания.
Согласно акту внеплановой проверки обоснованности и законности разрешений, выданных на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, заключения договоров аренды земельных участков, составленному Контрольно-счетной палатой города Якутска от 19.12.2012, разрешенная площадь земельного участка под строительство составляет 243,60 м2, что является нарушением пункта 6 раздела 3.2.2 Инструкции о порядке согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, частей 1, 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что строящийся объект не соответствует градостроительному плану, а именно, площадь застройки, указанная в проектно-сметной документации (243,60 м2), не соответствует площади земельного участка по договору аренды (186 м2), орган местного самоуправления обязан был отказать в выдаче разрешения на строительство торговой галереи. Строительство торговой галереи ведется с нарушением градостроительных и противопожарных норм и создает опасность причинения вреда.
Согласно произведенным наружным фактическим обмерам капитального сооружения общая площадь составляет 260 м2, т.е. арендатором произведен самозахват земельного участка общей площадью 74 м2, следовательно, строительство осуществлено с существенным нарушением градостроительных норм и правил, отсюда следует, что торговая галерея является самовольной постройкой (том 2 л.д. 82 - 84).
16.08.2013 на земельный участок с кадастровым N 14:36:105024:92 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РС (Я) выдан кадастровый паспорт без указания сведений о правах (том 1 л.д. 32 - 32).
26.12.2013 Управление направило заявителю сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на торговую галерею на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20, абзаца 13 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации (том 1 л.д. 9, 45 - 46).
Не согласившись с отказом в государственной регистрации права собственности на торговую галерею, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности обжалуемого отказа ошибочными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим отказом.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 Закона о регистрации недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о государственной регистрации в редакции на момент подачи обществом заявления о государственной регистрации права государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в ЕГРП при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Статьей 13 Закона о государственной регистрации предусмотрена обязанность регистрирующего органа при проведении государственной регистрации осуществить правовую экспертизу документов и проверить законность сделки.
На основании пункта 1 статьи 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
В статье 16 Закона о государственной регистрации приведен перечень документов, которые представляются для государственной регистрации вместе с заявлением.
В соответствии с пунктом 32 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 01.07.2002 N 184 (далее - Методические рекомендации), при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав (статьи 9, 13, 17 Закона).
Согласно части 1 статьи 19 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
Правила регистрации прав собственности на объект незавершенного строительства установлены специальными нормами Закона о государственной регистрации, закрепленными в статье 25.
Согласно пункту 2 статьи 25 Закона о государственной регистрации право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье.
Пунктом 4 указанной статьи Закона о государственной регистрации установлено, что в случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.
Таким образом, необходимым условием для осуществления государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства является наличие у заинтересованного лица прав на соответствующий земельный участок, разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
Как следует из материалов дела, для осуществления государственной регистрации прав на объект незавершенного строительства с заявлением о государственной регистрации от 07.08.2013 обществом представлены, в том числе кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 02.03.2012, разрешение на строительство от 19.07.2012 N RU 14301000-142-10 и технический паспорт от 20.02.2012.
При проведении правовой экспертизы представленных документов, проверке законности сделки, установлении отсутствия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на заявленный на государственную регистрацию прав объект недвижимого имущества в связи с предоставлением обществом разрешения на строительство от 19.07.2012 N RU 14301000-142-10, действие которого продлено до 31.12.2012, у дарственного регистратора возникла необходимость направления запроса Департамента градостроительной политики г. Якутска.
Кроме того, в связи с предоставлением обществом разрешения от 19.07.2012 N RU 14301000-142-10 на строительство торговой галереи, находящейся по адресу: г. Якутск, ул. Курашова 43, и кадастрового паспорта здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 02.03.2012 на торговую галерею, находящуюся по адресу: г. Якутск, ул. Курашова 43 "В", государственным регистратором обществу предложено представить документ, подтверждающий изменение (присвоение) нового адреса.
26 августа 2013 года государственным регистратором приостановлена государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 26 сентября 2013, о чем в адрес общества направлено уведомление N 01/061/2013-233. В данном уведомлении одновременно обращено внимание общества, что в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона о государственной регистрации правообладатель, сторона (стороны) сделки или уполномоченное им (ими) на то третье лицо вправе подать заявление о приостановлении государственной регистрации на срок не более трех месяцев (том 1 л.д. 35, 106 - 107).
С заявлением от 09.09.2013 N 1276-ДГП входящий номер 01/064/2013-979 обществом представлена адресная справка от 25.01.2012, свидетельствующая об изменении адреса торговой галереи: г. Якутск, ул. Курашова 43 на адрес: г. Якутск, ул. Курашова 43 "В".
Письмом от 29 марта 2012 года Департамент градостроительной политики г. Якутска сообщил Управлению, что разрешение на строительство объекта недвижимого имущества Торговая галерея по адресу: г. Якутск, ул. Курашова 43 "В" с продлением срока после 31 декабря 2012 года обществу с ограниченной ответственностью "ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "СВЯЗЬ-СПОРТ" не выдавалось.
25 сентября 2013 года общество обратилось в Управление с заявление о приостановлении регистрации на 90 календарных дней в связи с недостаточностью документов на объект недвижимого имущества.
25 сентября 2013 года государственным регистратором приостановлена государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 24 декабря 2013, о чем в адрес общества направлено уведомление N 01/061/2013-233 (том 1 л.д. 113 - 114).
В соответствии с абзацами 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя, а также, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Из материалов дела и содержания оспариваемого отказа (том 1 л.д. 9, 115 - 116) следует, что основанием для отказа обществу в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства явилось то, что в качестве основания для проведения государственной регистрации права собственности заявителем представлено разрешение Окружной администрации г. Якутска от на строительство от 19.07.2012 N RU 14301000-124-10 действие которого продлено до 31.12.2012.
10.09.2013 был получен ответ на запрос Департамента градостроительной политики г. Якутска от 09.09.2013 N 1276-ДГП, в котором указано, что разрешение на строительство объекта недвижимого имущества: Торговая галерея по адресу: г. Якутск, ул. Курашова 43 "В" с продлением срока после 31 декабря 2012 года не выдавалось.
Исходя из изложенного, Управление пришло к выводу, что обществом не представлен документ - основание для государственной регистрации прав собственности.
Из указанного следует, что единственным основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации права послужило не предоставление разрешения на строительство объекта недвижимого имущества Торговая галерея по адресу: г. Якутск, ул. Курашова 43 "В" с продлением срока после 31 декабря 2012 года. Какие-либо иные основания для отказа в государственной регистрации права на объект недвижимого имущества Торговая галерея, находящийся по адресу: г. Якутск, ул. Курашова 43 "В", Управлением не установлены.
Данные выводы Управления и соответствующие выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в государственной регистрации спорного объекта незавершенного строительства в связи с непредставлением разрешения на строительство с продлением срока после 31 декабря 2012 года являются ошибочными.
Как следует из материалов дела, общество по своей инициативе представило регистрирующему органу для регистрации права собственности на указанный выше объект незавершенного строительства все необходимые документы: кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 02.03.2012, разрешение на строительство от 19.07.2012 N RU 14301000-142-10, технический паспорт от 20.02.2012 и адресную справку от 25.01.2012. Следовательно, указанные в сообщении об отказе в государственной регистрации от 26.12.2013 N 01/061/2013-233 основания по причине непредставления разрешения на строительство, предусмотренные абзацами 10 и 13 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации, отсутствуют.
При этом подлежит отклонению довод регистрирующего органа об истечении срока действия разрешения на строительство от 19.07.2012 N RU 14301000-142-10 на момент обращения в Управление Росреестра по РС(Я), поскольку данное обстоятельство не является основанием, предусмотренным Законом о государственной регистрации прав, для отказа в государственной регистрации права собственности на строящийся объект.
В силу указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности общества на объект незавершённого строительства - торговая галерея, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Курашова, 43 "В", по основаниям, указанным в оспариваемом решении.
Суд первой инстанции установил, что из акта от 19.12.2012 следует, что площадь застройки, указанная в проектно-сметной документации, (в т.ч. в разрешении на строительство), составляет 243,60 м2, площадь земельного участка по договору аренды составляет 186 м2, по произведенным наружным фактическим обмерам капитального сооружения общая площадь составляет 260 м2. Согласно градостроительному плану от 18.05.2010 площадь земельного участка также составляет 186 м2. В эскизном проекте площадь застройки указана 220,3 м2, общая площадь 169,14 м2. Согласно техническому паспорту и кадастровому паспорту на объект незавершенного строительства площадь застройки составляет 193,1 м2.
В силу чего суд первой инстанции пришел к выводу, что в нарушение статьи 65 АПК РФ общество не представило доказательств того, что строительство осуществлялось на основании разрешения на строительство с соблюдением градостроительных норм и правил.
Однако судом апелляционной инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что общество по своей инициативе представило регистрирующему органу для регистрации права собственности на спорный объект незавершенного строительства все необходимые документы.
Наличие же сомнений в соответствии возведенного объекта незавершенного строительства разрешительным документам, а также возможное несоответствие представленных на государственную регистрацию прав документов по форме или содержанию требованиям действующего законодательства не явилось основанием для приостановления и оспариваемого отказа в государственной регистрации права собственности общества на данный объект. А, следовательно, у заявителя в процедуре регистрации права собственности на спорный объект отсутствовала возможность доказать его соответствие разрешению на строительство и соблюдение градостроительных норм и правил.
В силу приведенных норм права с учетом установленных по делу обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) от 26.12.2013 N 01/061/2013-233 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Курашова, 43 "В", не соответствующее Закону о государственной регистрации прав и нарушает права общества рассмотрение его заявления в соответствии с требованиями Закону о государственной регистрации прав.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
Кроме того, из буквального толкования пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что арбитражные суды не только констатируют незаконность оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, но и обязывают соответствующие органы и должностные лица к совершению активных действий по восстановлению нарушенных прав заявителя. Иными словами, признав недействительным ненормативный правовой акт, незаконным решение государственного органа (должностного лица), арбитражный суд автоматически обязывает такой орган (должностное лицо) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Следовательно, указание на способ защиты права в случае признания ненормативного правового акта, решения соответствующего органа (должностного лица) недействительным или незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.
Суд апелляционной инстанции полагает, что именно поэтому в числе требований к заявлению, подаваемому по делам, указанным в главе 24 АПК РФ, не названа необходимость для заявителя формулировать требование о способе защиты его права, нарушенного оспариваемыми действиями (бездействием). Согласно пунктам 3 и 5 части 1 статьи 199 АПК РФ заявитель должен указать на права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), и требование о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходит из того, что наряду с организационным требованием о признании незаконными действий (бездействия) в качестве самостоятельного может рассматриваться только имущественное требование о защите нарушенных прав и законных интересов заявителя (например, при оспаривании бездействия налогового органа, выразившегося в отказе возвратить или возместить налог, возможно одновременное заявление требования о взыскании невозвращенной или невозмещенной суммы налога).
Такой подход изложен в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 июля 2003 года N 73 "О некоторых вопросах применения частей 1 и 2 статьи 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2007 года N 65 "О некоторых процессуальных вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов".
В иных случаях (когда требования заявителя носят организационный характер), по мнению суда апелляционной инстанции, формулировка пункта 3 части 4 статьи 201 во взаимосвязи с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 199 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что если заявитель включил в свое заявление указание на испрашиваемый им способ защиты (что он делать не обязан, поскольку закон этого не требует), то суд вправе самостоятельно применить надлежащий способ защиты нарушенного права либо возложить обязанность по устранению нарушенных прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не рассматривает требование общества об обязании в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью "ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "СВЯЗЬ-СПОРТ" на объект незавершенного строительства здания торговой галереи "ЗАРЯ-3" в качестве самостоятельного, а считает его производным от основного требования (об оспаривании решения регистрирующего органа), в связи с чем, признав такое решение незаконными, полагает возможным возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) обязанность устранить нарушения прав и законных интересов общества с путем рассмотрения заявления о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства в соответствии с Законом о государственной регистрации прав, что будет соответствовать требованиям пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание установленные по делу обстоятельства - возможное несоответствие возведенного объекта незавершенного строительства разрешительным документам, а также возможное несоответствие представленных на государственную регистрацию прав документов по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, в связи с чем возложение на регистрирующий орган обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества исключительно путем зарегистрировать право собственности общества с ограниченной ответственностью "ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "СВЯЗЬ-СПОРТ" на объект незавершенного строительства здания торговой галереи "ЗАРЯ-3" может быть неосуществимо в установленном Законом о государственной регистрации прав порядке.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 июня 2014 года по делу N А58-963/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646) от 26.12.2013 N 01/061/2013-233 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Курашова, 43 "В", признать незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646) устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "СВЯЗЬ-СПОРТ" (ИНН 1435091069, ОГРН 1021401058030) путем рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "СВЯЗЬ-СПОРТ" о государственной регистрации права собственности на объект незавершённого строительства - торговая галерея находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Курашова, 43 "В", в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435155080, ОГРН 1041402194646) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "СВЯЗЬ-СПОРТ" (ИНН 1435091069, ОГРН 1021401058030) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ФУТБОЛЬНЫЙ КЛУБ "СВЯЗЬ-СПОРТ" (ИНН 1435091069, ОГРН 1021401058030) государственную пошлину в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру от 02.07.2014 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-963/2014
Истец: ООО "Футбольный клуб "Связь-Спорт"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Министерства имущественных и земельных отношений РС(Я), Окружная администрация города Якутска, Правительство Республики Саха (Якутия)