г. Санкт-Петербург |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А56-74273/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Борисовой Г.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Коваленко С.А. по доверенности от 21.01.2014
от заинтересованного лица: Тоток В.А. по доверенности от 13.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14614/2014) ЗАО "Научно-производственное предприятие "Вектор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.05.2014 по делу N А56-74273/2013 (судья Королева Т.В.), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Научно-производственное предприятие "Вектор"
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Закрытое акционерное общество "Научно-производственное предприятие "Вектор" (ОГРН 1037828040612, адрес: 197376, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Павлова, д. 14А; далее - общество, ЗАО "НПП "Вектор") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (адрес: 191023, г. Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 14/52, лит. А; далее - Комитет, административный орган) от 27.11.2013 N 109/1-13 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Решением от 22.05.2014 арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда, ООО "НПП "Вектор" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, совершенное обществом правонарушение следует признать малозначительным. Ссылаясь на отсутствие умышленного пренебрежительного отношения ООО "НПП "Вектор" к выполнению обязанностей по соблюдению требований уполномоченного органа, указанных в письме Комитета от 24.06.2013, а также на отсутствие вредных последствий или существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, общество просит применить к рассматриваемому правонарушению положения статьи 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Комитета возражал против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 24.06.2013 г. за исх. N 01-14-1468/13-0-0 Комитет направил по почте заказным письмом с уведомлением в адрес ЗАО "НПП "Вектор" письмо о необходимости представления в адрес Комитета в срок до 01.10.2013 приведенных в соответствие с законодательством, в том числе приказом ФСТ России от 12.04.2013 N 91 "Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности снабжающих организации, теплосетевых организаций, а также системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов" (далее - Приказ ФСТ России N91), заверенных копий приказа об учетной политике (со всеми приложениями) и плана счетов бухгалтерского учета.
В соответствии с уведомлением почты о вручении письмо Комитета получено ЗАО "НПП "Вектор" 08.07.2013, между тем, по состоянию на 01.10.2013 документы обществом представлены не были.
В связи с изложенными обстоятельствами в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 109/1-13 от 13.11.2013.
Постановлением по делу об административном правонарушении N 109/1-13 от 27.11.2013 ЗАО "НПП "Вектор" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб. Основанием для привлечения общества к административной ответственности послужило не предоставление им в срок, указанный в запросе уполномоченного органа исполнительной власти Санкт-Петербурга (Комитета) от 24.06.2013 г. исх. N 01-14-1468/13-0-0, документов, подтверждающих соблюдение ЗАО "НПП "Вектор" требований законодательства об обязательном ведении раздельного учета по регулируемым видам деятельности в сфере теплоснабжения в связи со вступлением в силу нормативного правового акта Федеральной службы по тарифам - Приказа ФСТ России N 91, принятого в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Постановлением по делу об административном правонарушении N 109/1-13 от 27.11.2013 обжаловано обществом в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления, пришел к выводу о доказанности состава и события вменяемого ЗАО "НПП "Вектор" административного правонарушения, оснований для освобождения общества от административного наказания ввиду малозначительности совершенного правонарушения не усмотрел.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы ЗАО "НПП "Вектор".
Согласно части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий по контролю (надзору), сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ, составляет непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения и отмены тарифов, а также исполнения указанным органом полномочий но контролю, сбору информации, а равно их непредставление в указанный уполномоченным органом срок.
Субъектами правонарушения по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ признаются юридические лица, обязанные представлять информацию в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении, одним из основополагающих принципов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, является обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.
Пунктом 2 части 2 статьи 7 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что установление единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений, городских округов, отнесено к полномочиям ФСТ России.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 7 Закона о теплоснабжении ФСТ России принят Приказ от 12.04.2013 N 91. Подпунктом "б" пункта 2 приложения 2 к Приказ от 12.04.2013 N 91 к компетенции органов регулирования субъектов РФ отнесено, в том числе, установление формата и сроков предоставления регулируемыми организациями материалов по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов) регулируемых в соответствии с Законом о теплоснабжении.
В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.
Арбитражным судом первой инстанции правомерно установлено и материалами дела подтверждается, что копии документов, приведенные в соответствие с приказом ФСТ России от 12.04.2013 г. N 91, представлены обществом в адрес Комитета за исх. N 285 от 27.09.2013 г. (вх. N 01-14-003401/13-0-0 от 23,10.2013 г.) нарочным способом (л.д. 42) 24.10.2013, то есть с нарушением срока на 23 дня.
Таким образом, факт совершения обществом вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела, а именно запросом Комитета от 24.06.2013, протоколом об административном правонарушении от 13.11.2013, письмом ЗАО "НПП "Вектор" от 27.09.2013. Обществом данный факт не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. ЗАО "НПП "Вектор" имело реальную и объективную возможность для исполнения требований законодательства в области регулирования тарифов.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности арбитражными судами первой и апелляционной инстанции не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Размер административного штрафа проверен судами первой и апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия сведений об обстоятельствах, смягчающих административную ответственность, в пределах санкции инкриминируемой статьи. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В суде апелляционной инстанции общество, не оспаривая факт совершения вменяемого административного правонарушения, указывает на неправомерность выводов суда об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождении общества от административной ответственности.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Согласно статье 1.2 КоАП РФ, задачами законодательства об административных правонарушениях является, в том числе, защита законных экономических интересов общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Административная ответственность как реализация принудительных мер представляет собой средство самозащиты государства от вреда, причиненного нарушением действующих в государстве правил. С помощью мер административной ответственности достигаются цели наказания правонарушителя, предупреждения самих правонарушений.
Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, в рассматриваемом случае усматривается пренебрежительное отношение общества к соответствующим требованиям закона, что в свою очередь исключает возможность освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае представление соответствующих документов и сведений необходимо Комитету для реализации своих функций как уполномоченного органа в рамках проведения конкретных проверочных мероприятий для установления наличия либо отсутствия нарушений ценообразования в сфере теплоснабжения.
Непредставление в установленный срок необходимой уполномоченному органу информации в данном случае препятствовало эффективному осуществлению им контрольно-надзорных функций, создало юридически значимые препятствия для своевременного, полномочного и обоснованного контроля в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" и осуществления соответствующих функций в сфере государственного управления, что свидетельствует о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.
В связи с отсутствием доказательств исключительности рассматриваемого случая, расценивать совершенное обществом правонарушение по статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушения как малозначительное, у суда первой инстанции оснований не имелось. Предоставление запрашиваемой информации со значительным пропуском установленного срока таким к обстоятельствам отнесено быть не может.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 мая 2014 года по делу N А56-74273/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Научно-производственное предприятие "Вектор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74273/2013
Истец: ЗАО "Научно-производственное предприятие "Вектор"
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14614/14