г. Хабаровск |
|
20 августа 2014 г. |
А73-5683/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 09.06.2014
по делу N А73-5683/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Калашниковым А.Г.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
об оспаривании постановления от 28.02.2014 о наложении административного штрафа вынесенного в рамках исполнительного производства N 16207/12/01/27
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - ОСП по Центральному району г. Хабаровска) от 28.02.2014, которым Министерство привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 09.06.2014 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Министерство ЖКХ Хабаровского края, ОСП по Центральному району г. Хабаровска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
ОСП по Центральному району г. Хабаровска отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, в ОСП по Центральному району г. Хабаровска на исполнении находится исполнительный лист серии ВС N 041048513 по делу N 2-852/12 от 24.01.2012, выданный Центральным районным судом г. Хабаровска 05.03.2012. Согласно исполнительному листу Министерство ЖКХ Хабаровского края обязано предоставить Мозжухиной Веронике Александровне вне очереди благоустроенное, изолированное отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв. м. на состав семьи один человек в п. Горин Солнечного района Хабаровского края.
В отношении Министерства 06.04.2012 возбуждено исполнительное производство N 16207/12/01/27.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику неоднократно выставлялись требования об исполнении решения суда.
В адрес ОСП по Центральному району г. Хабаровска от Министерства в ответ на требования также поступали информационные письма одинакового содержания, а именно, о наличии обстоятельства, препятствующего исполнению решения суда, - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в п. Горин Солнечного района Хабаровского края.
24.04.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 24.06.2013 в удовлетворении требований Министерства об оспаривании постановления судебного пристава исполнителя о взыскании исполнительского сбора, отказано.
По состоянию на 22.01.2014 решение суда должником исполнено не было.
24.01.2014 Министерству ЖКХ по Хабаровскому краю под штамп входящей корреспонденции было вручено требование 22.01.2014, согласно которому судебный пристав исполнитель требует в срок до 03.02.2014 исполнить решение суда. В требование содержится предупреждение об административной и уголовной ответственности за неисполнение решения суда.
Уведомлением от 14.02.2014 законный представитель должника приглашался на 20.02.2014 в ОСП по Центральному району г. Хабаровска для дачи объяснения по факту неисполнения требования судебного пристава исполнителя от 22.01.2014 и решение вопроса о привлечении к административной ответственности. Уведомление вручено Министерству ЖКХ Хабаровского края под штамп входящей корреспонденции 17.02.2014.
В назначенное время представитель должника в ОСП по Центральному району г. Хабаровска не явился.
20.02.2014 судебным приставом-исполнителем в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края составлен протокол N 011769/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Протокол вручен Министерству ЖКХ Хабаровского края под штамп входящего.
Определением от 20.02.2014 назначено рассмотрение административного дела, Министерство ЖКХ вызвалось в ОСП по Центральному району г. Хабаровска на 28.02.2014 в 11 час. 00 мин. Извещение вручено под штамп входящей корреспонденции 21.02.2014.
28.02.2014 И.о. начальника ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В., в отсутствие представителя, лица привлекаемого к ответственности, вынесено постановление о наложении на Министерства ЖКХ Хабаровского края штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в сумме 30 000 рублей.
Несогласие должника с постановлением о наложении штрафа явилось основанием для обращения в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
На основании статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Закон N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 6 Закона об исполнительном производстве установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Закона РФ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Порядок исполнения содержащихся в исполнительных документах требований неимущественного характера регулируется главой 13 Закона об исполнительном производстве.
Статья 105 Закона об исполнительном производстве устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
Согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа Центрального районного суда г. Хабаровска серии ВС N 041048513 по делу N 2-852/12 от 24.01.2012 возбуждено исполнительное производство N 16207/12/01/27 от 06.04.2012.
Согласно требованию указанного исполнительного документа на должника - Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить благоустроенное жилое помещение гражданке Мозжухиной Веронике Александровне в п. Горин Солнечного района Хабаровского края.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для исполнения требования исполнительного документа, а также должник предупрежден, что в случае неисполнения требования исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере пяти тысяч рублей.
Неисполнение должником требования исполнительного документа в установленный срок явилось основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления от 24.04.2013 по исполнительному производству N 16207/12/01/27 о взыскании с Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству.
По состоянию на 22.01.2014 решение суда должником исполнено не было.
В связи с чем, 24.01.2014 Министерству ЖКХ по Хабаровскому краю под штамп входящей корреспонденции было вручено требование от 22.01.2014, согласно которому судебный пристав исполнитель требует в срок до 03.02.2014 исполнить решение суда.
В требовании должник был предупрежден, в том числе об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.
По состоянию на 03.02.2014 требование судебного пристава-исполнителя от 22.01.2014 не исполнено.
Таким образом, как правильно признал суд первой инстанции, установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности бездействия Министерства ЖКХ Хабаровского края, то есть подтверждают наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина Министерства ЖКХ Хабаровского края установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению гражданину благоустроенного жилого помещения.
В материалах дела не содержится доказательств, подтверждающих, что неисполнение заявителем требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решений суда должнику было известно со дня вынесения соответствующих судебных актов.
Отсутствие денежных средств и иных ресурсов, таких как свободное жилое помещение и эффективный механизм его приобретения для передачи взыскателю не может быть признан уважительной причиной неисполнения в течение длительного периода времени вступившего в законную силу судебного решения, на что неоднократно указывал в своих постановлениях Европейский суд по правам человека.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушения малозначительными и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Таким образом, в бездействии Министерства МЖК Хабаровского края имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Суд обоснованно отклонил доводы Министерства ЖКХ Хабаровского края о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем, привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенные действия - предоставить гражданину жилое помещение.
Как установил суд первой инстанции, административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ, в виде минимального размера штрафа, установленного для юридических лиц частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Суд также установил, что по результатам рассмотрения материалов исполнительного производства судом не установлено нарушений порядка и сроков привлечения должника к административной ответственности.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое постановление законным и обоснованным, отказав Министерству ЖКХ Хабаровского края в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.06.2014 по делу N А73-5683/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-5683/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска