город Омск |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А46-207/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Грязниковой А.С., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лепёхиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5762/2014) общества с ограниченной ответственностью "Войковское" на решение Арбитражного суда Омской области от 28 апреля 2014 года по делу N А46-207/2014 (судья Целько Т.В.), принятое по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359) к обществу с ограниченной ответственностью "Войковское" (ОГРН 1085509000488, ИНН 5526005402)
о взыскании 590 999 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Войковское" - представитель не явился, извещены надлежащим образом;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области - представитель Писаренко Л.А. (удостоверение N 125 от 29.05.2007, доверенность N ИСХ-14/МСХ - 1720 от 16.04.2014);
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство, истец) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Войковское" (далее - ООО "Войковское", ответчик) о взыскании 590 999 руб. средств областного бюджета, полученных в виде субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
Решением от 28.04.2014 по делу N А46-207/2014 Арбитражный суд Омской области исковые требования Министерства удовлетворил в полном объеме. С ООО "Войковское" в пользу Министерства взыскано 590 999 руб. средств областного бюджета; в доход федерального бюджета 14 819 руб. 98 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Войковское" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Войковское" указывает, что ответчиком не были нарушены подпункты 4, 5, 6 пункта 6 Порядка (в редакции, подлежащей применению к спорным отношениям), поскольку представление отчета не предусмотрено действующим законодательством.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило, в устном выступлении в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца заявленные в апелляционной жалобе требования отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с частью 1 статьи 266, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "Войковское", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайств об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителя Министерства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Постановлением Правительства Омской области от 27.02.2013 N 30-п утвержден Порядок предоставления в 2013 - 2015 годах из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства (далее - Порядок), которым регулируется предоставление Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области субсидий на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, плодородия и качества почв.
Согласно п. 7 Порядка в редакции, действовавшей в период спорных отношений сторон, субсидии сельскохозяйственным производителям (далее - СХТП) предоставляются на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, определяемых Министерством, размер субсидии определяется по формуле.
Для предоставления авансовых субсидий СХТП в срок до 1 мая текущего года направляет в Министерство заявление о предоставлении авансовых субсидий по форме, утвержденной Министерством. В случае принятия решения о предоставлении авансовых субсидий Министерство перечисляет авансовые субсидии на банковский счет получателя субсидий, открытый в кредитной организации.
В соответствии с пунктом 12 Порядка обществу с ограниченной ответственностью "Войковское" за счет средств областного бюджета предоставлена авансовая субсидия СХТП в общей сумме 590 999 руб., что подтверждается платежным поручением N 4139712 от 17.04.2013.
Как указывает истец, обществом с ограниченной ответственностью "Войковское" были нарушены пп. 4, 5, 6 п. 6 Порядка (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям), поскольку не представлены документы, подтверждающие выполнение условий предоставления субсидии, а именно:
- высева семян зерновых колосовых культур, сортовые и посевные качества которых соответствуют требованиям государственных стандартов;
- сохранения площади обрабатываемой пашни в текущем году не менее уровня отчетного года.
- посева сельскохозяйственных культур в соответствии с их плановой посевной площадью, указанной СХТП в заявлении о предоставлении субсидий.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области уведомило ответчика о необходимости возврата в областной бюджет денежных средств в сумме 590 999 руб., полученных им в качестве субсидий (письмо N ИСХ-13/МСХ-4470 от 12.07.2013) (заказное письмо 6440026506322 8).
В связи с тем, что ответчик в добровольном порядке не возвратил полученные денежные средства, истец просит взыскать с ООО "Войковское" 590 999 руб. в судебном порядке.
28.04.2014 Арбитражный суд Омской области вынес судебный акт, являющийся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Тюменской области от 19.08.2013 по настоящему делу.
Фактические обстоятельства дела установлены судом первой инстанции в соответствии с представленными в дело доказательствами, основания для установления иных фактических обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
На основании части 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации отношения, возникающие в процессе осуществления бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предполагает расходование бюджетных средств на предоставление субсидии, отношения сторон, должны регулироваться нормами бюджетного законодательства.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Омской области от 27.02.2013 N 30-п утвержден Порядок предоставления в 2013 - 2015 годах из областного бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства (далее - Порядок), которым регулируется предоставление Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области субсидий на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, плодородия и качества почв.
В случае нарушения получателями субсидий срока возврата субсидий, установленного пунктом 18 настоящего Порядка, субсидии возвращаются в областной бюджет в судебном порядке (пункт 19 Порядка).
Как следует из пояснений истца, данных, как в суде первой, так и в суде апелляционных инстанций, согласно Порядку (действовавшему в спорный период) предоставления субсидий определено в два этапа: первый этап предоставления субсидии исходит из добросовестности СХТП и заключается в предоставлении ему в срок до 15 июля текущего года 80 процентов всей суммы субсидии (авансовая субсидия).
Для получения авансовой субсидии СХТП в срок до 1 мая текущего года направляет в Министерство заявление о предоставлении авансовой субсидий по форме, утвержденной Министерством в Приказе, в котором СХТП декларирует соблюдение условий предоставления авансовой субсидии, в том числе, то, что он посеет семена именно зерновых колосовых культур, сортовые и посевные качества которых будут соответствовать требованиям государственных стандартов, сохранит площадь обрабатываемой пашни в текущем году не менее уровня отчетного года и совершит посев сельскохозяйственных культур в соответствии с их плановой посевной площадью, указанной им же в заявлении о предоставлении авансовой субсидии.
Второй этап заключается в получении СХТП второй части субсидии (дополнительной субсидии) в течение 30 рабочих дней после предоставления документов указанных в пункте 13 Порядка. Второй этап предполагает обязательное документальное подтверждение выполнения СХТП всех условий задекларированных на первом этапе, а именно, что указанные в заявлении данные он действительно выполнил.
Согласно пункту 13 Порядка для предоставления дополнительных субсидий СХТП в срок до 30 июня текущего года направляет в Министерство заявление о предоставлении дополнительных субсидий по форме, утвержденной Министерством, с приложением заверенных подписью и печатью (при наличии) СХТП копий следующих документов:
- сертификаты, выданные по правилам Системы сертификации семян, удостоверяющие посевные качества высеянных семян зерновых колосовых культур и подтверждающие их соответствие требованиям государственных и отраслевых стандартов, другой нормативной документации;
- протокол испытаний семян зерновых колосовых культур, срок действия которых не истек на момент высева семян;
- справка высева семян зерновых колосовых культур, сортовые и посевные качества которых соответствуют требованиям государственных стандартов, по форме, утвержденной Министерством;
- сведения об итогах сева под урожай текущего года по формам федерального статистического наблюдения N 4-СХ или N 1-фермер, утвержденным приказом Федеральной службы государственной статистики от 9 августа 2012 года N 441. Данные сведения должны соответствовать информации, направленной в соответствии с законодательством в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области.
Как установлено судом и не опровергнуто ответчиком, ООО "Войковское" нарушило условия предоставления субсидии, а именно вышеуказанные документы в установленный Порядком срок не представило (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того, ответчик не представил суду никаких доказательств в подтверждение своих доводов о том, что часть полученных в виде субсидии денежных средств была им направлена на цели растениеводства - посев сельскохозяйственных культур в меньшем объеме. Данное обстоятельство свидетельствует о явном нарушении ответчиком подпункта 6) пункта 6 вышеуказанного Порядка, согласно которому субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при условии посева сельскохозяйственных культур в соответствии с их плановой посевной площадью, указанной в СХТП в заявлении о предоставлении субсидий. В связи с чем довод жалобы об отсутствии нарушений Порядка со стороны ответчика коллегией отклоняется.
Учитывая, что в нарушение пункта 18 Порядка ответчик после получения от истца уведомления о возврате средств областного бюджета денежные средства не возвратил, доказательства в опровержение иска не представил, исковые требования истца о взыскании 590 999 руб. правомерно признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчиком не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы ООО "Войковское", изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28 апреля 2014 года по делу N А46-207/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Кудрина |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-207/2014
Истец: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области
Ответчик: ООО "Войковское"