г. Москва |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А40-36721/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.Я. Голобородько
при ведении протокола помощником судьи Рахмановой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.2014 г. по делу N А40-36721/14 вынесенное судьей Я.Е. Шудашовой в порядке упрощенного производства
по иску (заявлению) ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО
к ФКУ "Отдел финансирования капитального строительства Минобороны РФ"
о взыскании штрафа 90 633,33 руб.
Лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с федеральному казенному учреждению "Отдел финансирования капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ответчик, Учреждение) штрафа в размере 90 633,33 руб. за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с федеральному казенному учреждению "Отдел финансирования капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (далее - ответчик, Учреждение) штрафа в размере 90 633,33 руб. за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
Решением суда заявленные требования удовлетворены частично.
С решением суда не согласился ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО, обратился с апелляционной жалобой, обращение с которой мотивирует тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке ст.266,268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, оснований к отмене решения не усматривает.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ без вызова сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, учитывая, что в срок до 29.04.2014 г. сторонами не представлены возражения в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, а ответчиком не представлены возражения в отношении заявленных требований.
Ответчик представил суду первой инстанции уточненный отзыв на заявление, просил уменьшить размер штрафа до 1000 руб. с учетом смягчающих обстоятельств.
Исследовав письменные доказательства, представленные в дело, суд правомерно посчитал заявление подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям:
федеральное казенное учреждение "Отдел финансирования капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" является страхователем - плательщиком страховых взносов. Регистрационный номер плательщика в ПФР N 087-104-056359..
В соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. В соответствии ч. 1 п. 9 ст. 15 этого же закона Плательщики страховых взносов ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом предоставляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" взыскание недоимки в судебном порядке производится с организаций, которыми открыт лицевой счет.
Из материалов дела следует, решением Фонда от 27.08.2013 г. N 087 104 13 РК 0054099 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной п.1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ).
Решение Фонда вынесено по результатам камеральной проверки (акт от 24.07.2013 г.), которым установлено, что Обществом пропущен срок предоставления расчета (РСВ-1) по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля, а именно 15.02.2013 г.
01 ноября 2013 года Фондом в адрес Общества выставлено требование N 08710440976396 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (т.1 л.д.46-47), которым организации предложено в срок до 28.11.2013 г. уплатить задолженность в общем размере 90 633,33 руб.
Однако до настоящего времени сумма штрафа ответчиком не уплачена.
Суд обоснованно посчитал, что при принятии решения о взыскании штрафных санкций Фонд не учел все фактические обстоятельстве дела и представленные учреждением доводы о несоразмерности примененных финансовых санкций, а именно:
С 1 января 2012 г. финансирование (выплата денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу - ФКУ "ОФКС МО РФ" ведется централизованно через Федеральное казенное учреждение "Единый расчетный центр Министерства обороны РФ" (далее ФКУ "ЕРЦ МО РФ"), зарегистрированное в качестве страхователя в Государственном учреждении "Управление N 7 Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области".
Приказом заместителя министра обороны РФ N 12 от 29 июня 2012 г. Т.Шевцовой организовано зачисление военнослужащих и лиц гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ на финансовое обеспечение ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
ФКУ "ЕРЦ МО РФ" реализует государственную, социальную, финансовую и налоговую политику в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ФКУ "ЕРЦ МО РФ" осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральном казенном учреждении "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", утвержденного Министром обороны Российской Федерации 21 октября 2011 года. Согласно п. 18-19 Положения о ФКУ "ЕРЦ МО РФ" в компетенцию данного учреждения входит своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетными фондами, составление и предоставление отчетности.
Таким образом, предоставление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам за 3 квартал 2012 г. от имени ФКУ "ОФКС МО РФ" осуществляло ФКУ "ЕРЦ МО РФ".
Централизация системы оплаты страховых взносов по месту нахождения головной организации - Министерства обороны РФ и его уполномоченного финансового учреждения - ФКУ "ЕРЦ МО РФ", осуществлялась в соответствии с официальным разъяснением Заместителя председателя правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.10.2010 г. N ТМ-30-19/10590 "Об уплате страховых взносов за воинские формирования" (ответ на запрос Заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе от 13.08.2010 г. исх. N 205/181/4/348): "При переходе организации на централизованную уплату страховых взносов обособленные подразделения данной организации утрачивают признаки самостоятельности. Уплата (перечисление) страховых взносов и представление отчетности по ним осуществляется в составе платежей и отчетности по страховым взносам головной организации по месту ее нахождения с момента централизации учета".
В соответствии с полномочиями, делегированными Министерством обороны РФ, ФКУ "ЕРЦ МО РФ" своевременно 15 ноября 2012 г. представило в Государственное учреждение "Управление N 7 Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области" единый отчет за все юридические лица Министерства обороны Российской Федерации, за 3 квартал 2012 г., что подтверждается протоколом проверки файлов данного территориального пенсионного фонда.
Перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за указанный период были произведены в полном объеме, что подтверждается платежными документами на оплату страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии, а также на оплату страховых взносов в ФФОМС.
На совместном совещании Департаментов Министерства обороны Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и ФКУ "ЕРЦ МО РФ" от 24 сентября 2012 г. было принято решение о сдаче отчетов за каждое юридическое лицо в отдельности (Протокол встречи от 24.09.2012 г. прилагается).
Во исполнение данного решения, ФКУ "ЕРЦ МО РФ" 15.02.2013 г. представило в Государственное Учреждение "Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 по г. Москве и Московской области" реестры платежей за 3 квартал 2012 г. в разрезе платежей с разбивкой по каждому юридическому лицу для зачисления в территориальные управления по месту регистрации организации с последующим представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета и Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Требование Пенсионного фонда РФ о сдаче отчетности за каждое юридическое лицо в отдельности было выполнено.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) уточненный отчет за 3 квартал 2012 г. направлен учреждением в Управление Пенсионного фонда РФ с использованием информационно-телекоммуникационных сетей ЗАО "ПФ "СКБ Контур" за ЭЦП уполномоченного лица Лощеновой О.В. 15 февраля 2013 г.
Передача отчетности осуществлялась согласно договору на предоставление доступа и абонентского обслуживания в системе "Контур-Экстерн" и справочно-правовом веб-сервисе, заключенного с ЗАО "ПФ "СКБ Контур" в рамках системы защищенного электронного документооборота Пенсионного Фонда России.
Суд принимает во внимание то, что отчетность была своевременно сдана налоговым агентом 15 ноября 2012 г.
- уточненная отчетность была сдана 15 февраля 2013 г.;
- нормы Федерального закона N 212-ФЗ не содержат оснований, по которым страхователю может быть отказано в приеме отчетности, утверждение Фонда о нарушении сроков сдачи отчетности является необоснованным.
Письмом Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" подчеркнуто, что формальный подход к наложению штрафа недопустим.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П, указано на то, что при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей (пункт 2.2 Постановления).
Таким образом, права гражданского персонала на назначение, перерасчет пенсий, а также выбор инвестиционного портфеля не были нарушены.
ФКУ "ЕРЦ МО РФ", предоставив за ФКУ "ОФКС МО РФ" в установленные сроки сведения о застрахованных лицах в территориальный пенсионный фонд по месту нахождения головной организации обеспечило передачу в единую базу данных Пенсионного фонда РФ информации о каждом застрахованном лице, поскольку:
- представленные сведения были разнесены на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, т.к. переданная информация содержала указание на СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета) каждого гражданина, который не меняется на протяжении всей его жизни (в том числе при смене ФИО, паспортных данных и т.д.);
- информация поступила в общую базу данных, к которой имеют доступ все территориальные органы Пенсионного фонда РФ. В выписках из лицевого счета гражданина содержится информация о суммах уплаченных, начисленные и перечисленных страховых взносах, о фонде оплаты труда, наименовании и регистрационном номере работодателя, предоставившего сведения за работника.
Ранее к ответственности за непредставление в установленные сроки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам ФКУ "ОФКС МО РФ" не привлекалось.
Учреждение является некоммерческой военной организацией. Финансирование расходов учреждения осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации в соответствии с утвержденной бюджетной сметой. Учреждение не имеет прибыли и специальных статей доходов для уплаты штрафов.
ФКУ "ОФКС МО РФ" является бюджетным учреждением. Характер деятельности Учреждения имеет высокую социальную значимость.
ФКУ "ОФКС МО РФ" самостоятельно представило в Пенсионный фонд индивидуальные сведения на застрахованных лиц, обеспечив исполнение Протокола встречи от 24.09.2012 г. Департаментов Министерства обороны Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и ФКУ "ЕРЦ МО РФ" от 24 сентября 2012 г.
Отсутствуют негативные последствия допущенного нарушения. Перечисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за указанный период были произведены в полном объеме.
В части 4 пункта 6 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
В статье 44 Федерального закона N 212-ФЗ приведены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Частью 4 пункта 1 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, которые могут быть признаны таковыми судом или органом контроля за уплатой страховых взносов.
Согласно пункту 4 статьи 44 Федерального закона N 212-ФЗ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к ответственности.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в решениях Арбитражного суда Московской области:
- решение от 21 января 2014 года по делу по заявлению Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 2 по г. Москве и Московской области к ФБУ - войсковая часть 32 103;
- решение от 21 января 2014 года по делу по заявлению Государственного учреждения - Главное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 5 по г. Москве и Московской области к Федеральному государственному учреждению "988 центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суд считает возможным применить положения ч.4 ст.44 ФЗ N 212-ФЗ о смягчающих ответственность обстоятельствах (своевременную уплату обязательных платежей на страхование, совершение нарушения впервые), и снизить размер штрафа до 2000 руб.
руководствуясь статьями 110, 266, 267, 268, 269, 271,272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.05.2014 г. по делу N А40-36721/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Я. Голобородько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36721/2014
Истец: ГУ - Главное управление ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, ГУ-ГУ ПФР N 10 по г. Москве и МО
Ответчик: ФКУ "Отдел финансирования капитального строительства Минобороны РФ", ФКУ Отдел финансирования капитального строительства МО РФ
Третье лицо: УФНС РОССИИ ПО Г. МОСКВЕ