город Ростов-на-Дону |
|
20 августа 2014 г. |
дело N А32-21806/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сулименко О.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.,
при участии:
от ОАО "Тольяттиазот": Бородак А.А., паспорт, по доверенности от 14.02.2012;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2014 по делу N А32-21806/2010, принятое судьей Гладковым В.А., по заявлению открытого акционерного общества "Тольяттиазот" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю; ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю при участии третьего лица Департамента имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным действий,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Тольяттиазот" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к заявлением о признании незаконными действий управления Росреестра по Краснодарскому краю и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю, выразившихся в аннулировании сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0601000:0008 и отказе в предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2014 действия федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по Краснодарскому краю, выраженные в аннулировании в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0601000:8 признаны незаконными, противоречащими Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Обязать федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по Краснодарскому краю восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0601000:8. Действия федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по Краснодарскому краю по отказу в предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:8 признаны незаконными, противоречащими Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Суд обязал федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по Краснодарскому краю предоставить ОАО "Тольяттиазот" (ИНН 6320004728) сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0601000:8 в виде документа предусмотренного частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В требованиях к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, ссылаясь на то, что орган кадастрового учета осуществлял свою деятельность по выдаче отказа в запрашиваемых сведениях в строгом соответствии с Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю и Департамент имущественных отношений Краснодарского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Краснодарскому краю и Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Представитель ОАО "Тольяттиазот" не согласился с доводами апелляционной жалобы.
Представитель общества заявил ходатайство о приобщении к материалам дела определения суда общей юрисдикции об оставлении заявления без рассмотрения.
Суд, протокольным определением удовлетворил заявленное ходатайство.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:0008 предоставлен департаментом имущественных отношений Краснодарского края в аренду ООО "Тольяттиазот" по договору от 19.11.2003 N 0000000064 на 49 лет.
Договор аренды зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выписка от 18.06.2010 N 44/034/2010-590). Право собственности на земельный участок зарегистрировано за Краснодарским краем.
Решением Темрюкского районного суда от 12.05.2009 по делу N 2-784/2009 на кадастровую палату возложена обязанность по постановке на кадастровый учет земельных участков площадью 55271 кв.м., 35489 кв.м., 45318 кв.м., 69748 кв.м., 27112 кв.м., 39873 кв.м., 20066 кв.м., 48804 кв.м., 140044 кв.м., расположенных северо-западнее пос. Волна Темрюкского района. Решение суда оставлено без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18.06.2009 N 33-10296/09.
Решение Темрюкского районного суда принято по заявлению ряда граждан (физических лиц) к кадастровой палате, администрации Краснодарского края, муниципальному образованию Темрюкский район о признании незаконными решений кадастровой палаты о приостановлении осуществления кадастрового учета земельных участков, выделенных заявителям из земель сельскохозяйственного назначения агрофирмы "Южная", находящихся в общей долевой собственности заявителей. Границы сформированных заявителями земельных участков пересекали границы земельных участков, принадлежащих Краснодарскому краю, в том числе, спорного, что послужило основанием принятия кадастровой палатой решения от 24.04.2009 о приостановлении осуществления кадастрового учета земельных участков заявителей.
Находящиеся в собственности Краснодарского края земельные участки с кадастровыми номерами 23:30:0601000:0009, 23:30:0601000:0008, 23:30:0601000:11, 23:30:0601012, 23:30:0601000:0004 были поставлены на кадастровый учет на основании постановления главы Темрюкского района от 06.06.2002 N 1716. Данное постановление содержало условие об обмене земельного массива площадью 57,51 га пашни, находящегося в долевой собственности пайщиков АФ "Южная" и занимаемого объектами морского терминала по перевалке аммиака общества, на земельный участок фонда перераспределения площадью 57, 51 га пашни, расположенный южнее поселка Волна, после чего комитет по земельным ресурсам и землеустройству Темрюкского района должен был внести изменения в земельно-кадастровую документацию до совершения обмена земельных участков, то есть исполнило второй пункт постановления без исполнения пункта первого, определяющего основания для внесения изменений в кадастровый учет.
Определением от 08.07.2009 к делу N 2-782/2009 Темрюкский районный суд Краснодарского края разъяснил решение от 12.05.2009, указав, что вступившее в законную силу решение является основанием для снятия с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 23:30:0601000:0009, 23:30:0601000:0008, 23:30:0601000:0011, 23:30:0601000:0004. Как указано в мотивировочной части судебного акта Темрюкского районного суда, земельные участки с данными кадастровыми номерами были поставлены на кадастровый учет без имеющихся на то оснований.
Темрюкским районным судом выдан исполнительный лист от 08.07.2009 в отношении должника-учреждения о снятии с кадастрового учета земельных участков, в том числе земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:0008.
На запрос общества о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости кадастровая палата уведомлением от 18.06.2010 N 2343/12/10-467960 сообщила, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0601000:0008 аннулированы на основании решения суда общей юрисдикции, в связи с чем, их предоставление не представляется возможным, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ненормативные акты, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных органов могут быть признаны арбитражным судом недействительными либо незаконными по заявлению заинтересованного лица, если такие акты, решения либо действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя. Для принятия судом решения о признании акта государственного органа недействительным необходима совокупность двух условий -несоответствия (противоречия) акта закону или иному правовому акту, а также нарушения актом прав и законных интересов юридического или физического лица (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Учитывая характер спорного правоотношения, в предмет судебного исследования входит установление обстоятельств законности действий органа государственной власти в рамках осуществления своих полномочий, а также нарушение этими действиями (бездействием) прав заявителя.
Отношения, связанные с аннулированием сведений о земельных участках из государственного кадастра недвижимости урегулированы Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных настоящим Законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Закона.
В силу части 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
Статья 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ определяет, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее (государственная регистрация прав) (юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Заинтересованное лицо (ФГБУ ФКП Росреестра по КК "Кадастровая палата") документов, подтверждающих наличие оснований, указанных в приведённых выше нормативных предписаниях для аннулирования сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0601000:8, не представило.
Одновременно с этим, в обоснование своей позиции Кадастровая палата указала, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:0601000:8 снят с кадастрового учёта на основании определения Темрюкского городского суда от 08.07.2009 года по делу N 2-782/2009, которым разъяснено Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 12.05.2009 года, согласно которому данный судебный акт является основанием для снятия с кадастрового учёта земельных участков, в число которых входит участок с кадастровым номером 23:30:0601000:8.
В части 1 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ закреплен принцип обязательности судебных актов, согласно которому вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Наличие судебного решения и определения, которым разъяснено, что данный судебный акт является основанием для снятия с кадастрового учёта из ГКН сведений об объекте недвижимости, является достаточным основанием для осуществления действий, направленных на исполнение такого судебного акта.
Вместе с этим, применительно к данным отношениям, суд первой инстанции правомерно посчитал, что наличие такого судебного акта является основанием для снятия земельного участка с кадастрового учёта, ввиду определения Темрюкского районного суда от 08.07.2009 года по делу N 2-784/2009, но не для аннулирования сведений в ГКН об объекте недвижимости.
Поскольку в материалы дела не представлено документов, подтверждающих временный характер земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:8, оснований для аннулирования в ГКН сведений о данном объекте земельных отношений у Кадастровой палаты не имелось.
Требования о признании незаконными действий по отказу в предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0601000:8 суд первой инстанции также правомерно посчитал подлежащими удовлетворению.
В силу части 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, орган кадастрового учета в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, выдает (направляет) обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений.
Следовательно, уведомление об отсутствии сведений подготавливается в случае отсутствия запрашиваемых сведений.
Поскольку оснований для аннулирования земельного участка не имелось, Уведомление от 18.06.2010 года N 2343/12-10/10-469760 не соответствует пункту 4 части 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который содержит предписание, согласно которому при снятии с учета объекта недвижимости выдаётся кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования такого объекта.
В силу подпункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В рамках рассматриваемых отношений, восстановление прав заявителя будет выражаться в понуждении органа кадастрового учёта восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:30:0601000:8, а также предоставить сведения о данном земельном участке в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу статьи 9 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о границах муниципальных образований, границах населенных пунктов: описание местоположения границ муниципальных образований; описание местоположения границ населенных пунктов.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями. Указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. В соответствии с пунктом 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по Краснодарскому краю наделена полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр с 01.07.2010 года.
При таких обстоятельствах, в требованиях к Управлению Росреестра по Краснодарскому краю судом первой инстанции правомерно отказано.
Доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.04.2014 по делу N А32-21806/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21806/2010
Истец: ОАО "Тольяттиазот"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю"
Третье лицо: Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Депертамент имущественных отношений по КК, ООО "ОБЪЕДИНЕНИЕ", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Краснодарскому краю"
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9672/14
20.08.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12041/14
14.08.2014 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14751/14
21.04.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21806/10