г. Владимир |
|
20 августа 2014 г. |
Дело N А43-28427/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2014.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.08.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Траст" (ИНН 5260252496, ОГРН 1095260004861, г. Н.Новгород, ул. Нестерова, д. 9)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.05.2014
по делу N А43-28427/2013,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Траст"
о признании незаконными решения Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации г. Нижнего Новгорода, изложенного в письме от 01.11.2013 N 12-01-16-9244ис, и решения заместителя главы администрации г. Нижнего Новгорода, изложенного в письме от 05.12.2013 N 05-1493/13ис,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Траст" - Большаковой А.А. по доверенности от 22.01.2014,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Траст" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными решения Департамента градостроительного развития и архитектуры администрации г. Нижнего Новгорода (далее - Департамент), изложенного в письме от 01.11.2013 N 12-01-16-9244ис, об отказе Обществу в продлении срока и утверждении документации по планировке и межеванию территории в границах улиц Красносельская, Барминская, Максима Горького, Малая Ямская в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода, решения заместителя главы администрации г. Нижнего Новгорода (далее - администрация), изложенного в письме от 05.12.2013 N 05-1493/13ис, об отказе Обществу в продлении срока и утверждении документации по планировке и межеванию территории в границах улиц Красносельская, Барминская, Максима Горького, Малая Ямская в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода, а также об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем внесения изменений в постановление главы администрации г. Нижнего Новгорода от 17.11.2010 N 6521 "О разрешении ООО "Траст" подготовки проекта планировки и межевания территории в границах улиц Красносельская, Барминская, Максима Горького, Малая Ямская в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода" и градостроительное задание на подготовку проекта и межевания территории N 2 в части изменения (продления) срока для предоставления проекта планировки и межевания территории в течение 5 календарных дней с даты вступления решения в законную силу и об обязании администрации осуществить согласование и утверждение документации по планировке и межеванию территории в границах улиц Красносельская, Барминская, Максима Горького, Малая Ямская в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода, представленной ООО "Траст", в течение 15 календарных дней с даты вступления решения в законную силу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Главное управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода" (далее - Учреждение).
Решением от 26.05.2014 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требований.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, Учреждение заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 26.05.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, 07.10.2010 Комиссия по инвестиционной политике и земельным отношениям при администрации рассмотрела вопрос о предоставлении Обществу в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Горького, д. 20Д, площадью 5466 кв.м, под строительство многофункционального административно-офисного центра с торговыми площадями, культурно-развлекательной зоной и парковкой (выписка из протокола заседания комиссии). Комиссия решила согласиться с предоставлением Обществу в аренду на 5 лет указанного участка с предварительным согласованием места размещения объекта при условии выполнения требований Департамента архитектуры и градостроительства после освобождения территории от муниципального имущества, предусмотрев компенсацию за снос объектов, находящихся в муниципальной собственности, и компенсацию за социальную, транспортную и инженерную инфраструктуры.
17.11.2010 администрацией на основании статей 8, 41, 42, 43, 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации и упомянутого решения комиссии было принято постановление N 6521, которым Обществу было разрешено осуществить подготовку проекта планировки и межевания территории в границах улиц Красносельская, Барминская, Максима Горького, Малая Ямская в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода согласно чертежу департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Нижнего Новгорода N 6056, а также установлено, что проект планировки и межевания территории для утверждения должен быть предоставлен в Департамент не позднее одного года со дня издания этого постановления.
Постановлением администрации от 17.10.2011 N 4367 срок предоставления проекта планировки и межевания территории для утверждения был продлен до 01.12.2012.
Впоследствии постановлением главы администрации от 14.03.2012 N 1015 указанные выше постановления были отменены.
Данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.01.2013 по делу N А43-16736/2012, которым постановление от 14.03.2012 N1015 было признано недействительным, как не соответствующее положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Общество обращалось в администрацию с просьбой продлить сроки по подготовке проекта и планировки и рассмотреть (согласовать) разработанную им в 2011 году концепцию развития территории в границах улиц Красносельская, Барминская, Максима Горького, Малая Ямская в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода.
01.11.2013 Департамент направил в адрес Общества письмо N 12-01-16-9244ис, в котором констатировал истечение срока действия постановления от 17.11.2010 N 6521, а также факт непредставления проекта планировки и межевания территории в срок до 01.12.2012.
Кроме того, письмом от 05.12.2013 N 05-1493/13ис заместитель главы администрации отметил нецелесообразность продолжения работы по разработке проекта планировки и межевания упомянутой территории.
Посчитав решения Департамента и заместителя главы администрации, выраженные в указанных письмах об отказе в продлении срока и утверждении документации по планировке и межеванию территории в границах улиц Красносельская, Барминская, Максима Горького, Малая Ямская в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода, не соответствующими действующему законодательству и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1, 2, 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент издания постановления от 17.11.2010 N 6521, далее - ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной этим кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно частям 1 и 9 статьи 42 ГрК РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.
В частях 1, 2 и 3 статьи 43 ГрК РФ определено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры, установленных проектами планировки территорий. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
К ак предусмотрено частями 1, 10, 12 и 14 статьи 45 ГрК РФ, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления в течение тридцати дней осуществляют проверку подготовленной на основании их решения документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 названной статьи. По результатам проверки указанные органы в течение семи дней принимают решение о направлении такой документации соответственно в Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главе местной администрации на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. Документация по планировке территории, представленная уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.
В силу частей 1, 4 и 5 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 кодекса. Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением от 17.11.2010 N 6521 Обществу была разрешена подготовка проекта планировки и межевания территории в границах улиц Красносельская, Барминская, Максима Горького, Малая Ямская в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода. Срок представления проекта планировки и межевания территории в Департамент с учетом постановления от 17.10.2011 N 4367 был определен до 01.12.2012.
В связи с тем, что до указанного срока Обществом не был представлен полностью подготовленный в соответствии с требованиями действующего законодательства проект планировки и межевания территории (доказательства обратного в материалах настоящего дела отсутствуют), а также с истечением срока его предоставления оспариваемыми решениями администрация отказала Обществу в продлении срока для подготовки проекта планировки и межевания.
Суд правомерно отметил, что согласно примечанию 1 к пункту 6.5 градостроительного задания, выданного Обществу, при непредставлении проекта планировки и межевания территории в Департамент в срок до 01.12.2012 действие постановления от 17.10.2011 N 4367 и градостроительного задания прекращается.
Ссылку заявителя на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.01.2013 по делу N А43-16736/2012 суд обоснованно не принял во внимание, поскольку указанным решением было отменено постановление администрации от 14.03.2012 N 1015 "Об отмене постановлений администрации г. Нижнего Новгорода от 17.11.2010 N 6521 и от 17.10.2011 N 4367" в связи с необоснованностью его издания, но не по причине непродления срока представления проекта.
Как обоснованно указал суд, по смыслу приведенных правоположений ГрК РФ подготовка проекта планировки и межевания территории осуществляется в целях выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры территорий, а также в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Сам по себе факт подготовки такого проекта и его дальнейшее утверждение не дает какого-либо права на приобретение конкретного земельного участка и не влияет на процесс его предоставления, в том числе и в целях строительства.
Таким образом, оспариваемыми решениями, которыми отказано в продлении срока представления и утверждения документации по планировке и межеванию территории, лишь констатирован факт невозможности дальнейшего проведения Обществом работ, предусмотренных постановлением от 17.11.2010 N 6521, но не решался вопрос о судьбе земельного участка (участков), входящих в эту территорию.
В данном случае суд установил, что в настоящее время земельный участок площадью 5466 кв.м с кадастровым номером 52:18:0060144:32, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, ул. Максима Горького, д. 20Д, предоставлен по договору безвозмездного срочного пользования земельным участком от 07.11.2012 Учреждению под проектно-изыскательские работы в целях строительства жилого дома для жителей, расселяемых с территорий, подлежащих "волновому переселению". Постановлением от 12.03.2014 N 792 администрация утвердила проект планировки и межевания территории района "Большие Овраги", включающую в себя упомянутую выше территорию.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя.
Если заявителем не будем доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
При этом судебная защита нарушенных прав направлена на их восстановление и избранный стороной способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и должен быть направлен на его восстановление.
Суд не вправе констатировать только факт недействительности принятых ненормативных актов, незаконности принятого решения или действий (бездействия), если при этом не преследуется цель восстановить нарушенное право заявителя или лиц, в защиту которых он обращается.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем, как правомерно констатировал суд, заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности в связи с оспариваемыми решениями.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, оспариваемые решения не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
В противоречие статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требований.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.05.2014 по делу N А43-28427/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Траст" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-28427/2013
Истец: ООО ТРАСТ г. Н. Новгород
Ответчик: Администрация г. Н. Новгорода, Департамент градостроительного развития и архитектуры Администрации г. Н. Новгорода, г. Н. Новгород, Заместитель главы администрации г. Н. Новгорода
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Главное управление по капитальному строитльству г. Нижнего Новгорода"