г. Самара |
|
18 августа 2014 г. |
Дело N А65-7050/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 11 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 18 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от административного органа - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 июня 2014 г. по делу N А65-7050/2014 (судья Абдуллаев А.Г.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отменен постановления,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Роспотребнадзор) (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.03.2014 г. N 528/з.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 июня 2014 г. по делу N А65-7050/2014 изменено постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор) от 20.03.2014 г. N 528/з о привлечении федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, снизив размер назначенного штрафа до 20 000 руб.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, считает его необоснованным и не законным.
Административный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.02.2014 г. административным органом при анализе обращения потребителя Зиганшиной Р.М. было выявлено нарушение заявителем Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года N 221, а именно: нарушение срока пересылки письменной корреспонденции.
По факту выявленного правонарушения административным органом в отношении заявителя 06.03.2014 г. составлен протокол об административном правонарушении.
20.03.2014 г. вынесено постановление N 528/з от по делу о назначении административного наказания, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 21 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу абзаца 1 преамбулы Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (Закон N 2300-1), настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Частью 1 статьи 1 Закона установлено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать практически из любых договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Соответственно Закон применяется при регулировании правоотношений в сфере оказания услуг связи.
Правоотношения в области связи регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) и Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи).
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
В соответствии с п. 4 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. N 221 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи) предусмотрено, что контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции при оказании универсальных услуг почтовой связи, а также нормативы ее обмена, перевозки и доставки утверждаются Правительством Российской Федерации".
На основании постановления Правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) между городами федерального значения, административными центрами субъектов Российской Федерации определяются согласно приложению к указанному постановлению и составляют 4 дня при пересылке из Казани в Москву.
В соответствии с п.п. "а" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Как усматривается из материалов дела, 22.07.2013 г. по адресу: 101000, Москва, потребителем было отправлено заказное письмо 42094279015212, что подтверждается почтовой квитанцией.
Согласно результатам поиска отслеживаемое регистрируемое почтовое отправление 42094279015212 прибыло в место вручения адресату лишь 06.08.2013 г.
Однако в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи данное заказное письмо должно было быть доставлено адресату не позднее 26.07.2013 г.
Исходя из вышеизложенного, не обеспечив прибытие в место вручения адресату заказной письменной корреспонденции N 42094279015212, заявителем нарушены контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции на 11 дней, что является нарушением требований п.п. "а" п. 47 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221, и квалифицируется по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что административным органом осуществлена неверная квалификация правонарушения, судом отклоняется по следующим основаниям.
Ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг установлена ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в процессе продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг населению.
Объективная сторона правонарушения состоит в совершении противоправных деяний: продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ - лицо, осуществляющее реализацию продукции либо оказание услуг населению.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 06.03.2014,
- объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления надзора в сфере обеспечения соответствия требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) оказания услуг населению;
- объективная сторона правонарушения выражена в нарушении заявителем требований ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1, п.п. "а" п. 47 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. N 221, при соблюдении сроков доставки корреспонденции;
- субъектом административного правонарушения является лицо, оказавшее услуги почтовой связи - ФГУП "Почта России".
Таким образом, учитывая, что отправителем являлся потребитель (физическое лицо), административный орган надлежащим образом квалифицировал совершенное заявителем правонарушение.
Доказательств того, что заявитель был лишен возможности своевременно осуществить пересылку письменной корреспонденции потребителя, суду не представлено, такие доказательства в материалах дела отсутствуют. Не представлены суду и доказательств принятия заявителем конкретных мер по недопущению и (или) устранению выявленных нарушений.
Оснований для применения правила о малозначительности административного правонарушения не имеется ввиду отсутствия подтверждающих данное обстоятельство доказательств. Нарушение срока пересылки корреспонденции в 11 дней является значительным, доказательств устранения нарушений заявителем не представлено.
Допущенное заявителем нарушение ограничило потребителя в получении качественной и своевременной услуги.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан назначено наказание в размере 21 000 руб.
При вынесении постановления административным органом принято во внимание наличие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Однако, в постановлении административным органом не указаны какие именно обстоятельства является смягчающими и отягчающими.
Указание о наличии отягчающих обстоятельств ничем не подтверждено, в деле таких доказательств не имеется. Принятие же во внимание отягчающих обстоятельств влечет увеличение размера ответственности.
Несмотря на указание о смягчающих обстоятельствах, административным органом не мотивировано назначение наказания в размере 21 000 руб., то есть больше минимального размера.
В рассматриваемом случае смягчающим обстоятельством необходимо было признать совершение заявителем правонарушения впервые.
В силу статей 9 и 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Следовательно, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе в части представления (непредставления) доказательств, заявления ходатайств о проверке достоверности сведений, представленных иными участниками судебного разбирательства, а также имеющихся в материалах дела.
В соответствии с пунктом 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В данном случае административным органом не доказано соблюдение принципов назначения наказания, а также обоснованность выбранного размера штрафа.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правильно снизил размер назначенного штрафа до минимального значения.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 июня 2014 г. по делу N А65-7050/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-7050/2014
Истец: ФГУП "Почта России", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара