г. Томск |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А03-4367/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Музыкантовой М.Х., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Тумбаева Н.А. по доверенности от 06.08.2014 года (сроком на 1 год)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
от третьего лица: Тумбаева Н. А. по доверенности от 03.06.2014 года (сроком на 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю (07АП-7368/14)
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 04 июля 2014 года по делу N А03-4367/2014 (судья Музюкин Д.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Спектр-Сервис", г. Белокуриха
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю, г. Бийск
об оспаривании постановления N КЮ-0059 от 25.02.2014 года,
с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Бийский автовокзал"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Спектр-Сервис" (далее по тексту - ООО "Спектр-Сервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Алтайскому краю (далее по тексту - Инспекция, административный орган, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления N КЮ-0059 от 25.02.2014 года о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ за неиспользование поставщиком специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов в соответствии с положениями Федерального закона от 03.06.2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество "Бийский автовокзал".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 04 июля 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований, поскольку из условий договоров поручения N 67-МС и N 67-ММ от 01.01.2014 года следует, что деятельность заявителя по их исполнению попадает в сферу регулирования Федерального закона от 03.06.2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", в связи с чем Общество правомерно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Более подробно доводы административного органа изложены в апелляционной жалобе.
ОАО "Бийский автовокзал", ООО "Спектр-Сервис" в отзывах на апелляционную жалобу и их представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Инспекции не подлежащей удовлетворению, поскольку предметом спорных договоров является не прием поверенным от граждан денежных средств и их последующее перечисление Обществу, а совершение поверенным юридических действий по заключению договоров перевозки пассажиров от имени и за счет перевозчика путем продажи билетов пассажирам и оплаты багажа на рейсы, выполняемыми автобусами перевозчика и иных обязанностей, предусмотренными договорами.
Письменные отзывы сторон приобщены к материалам дела.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явилась.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя заявителя и третьего лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании поручения N РПС-0550004 от 18.02.2014 года Инспекцией в отношении ООО "Спектр-Сервис" проведена проверка использования специального банковского счета для осуществления расчетов и сдачи в полном объеме в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления на свой специальный банковский счет за период с 01 января 2014 года по 17 февраля 2014 года.
В ходе проверки установлено, что 01.01.2014 года между ООО "Спектр Сервис" (Перевозчик) и ОАО "Бийский Автовокзал" (Поверенный) заключено два идентичных договора поручения N 67-МС и N 67-ММ.
В силу пункта 1.1 данных договоров Перевозчик поручает Поверенному совершать юридические действия по заключению договоров перевозки пассажиров и багажа от имени и за счет Перевозчика путем продажи билетов пассажирам и оплаты багажа на рейсы, выполняемые автобусами Перевозчика.
В соответствии с пунктом 3.1 указанных договоров за исполнение Поверенным поручений Перевозчика, оговоренных в настоящем договоре, Перевозчик уплачивает Поверенному вознаграждение в сумме 15% от стоимости реализованных пассажирских билетов и 50% от стоимости реализованных билетов на провоз багажа. За оформление льготного билета вознаграждение в размере 15% рассчитывается из стоимости полного тарифа.
В период с 01 января 2014 года по 17 февраля 2014 года сумма денежных средств, полученных Обществом от ОАО "Бийский Автовокзал" по договорам поручения N 67-МС и N 67-ММ, составила 402 000 руб., а именно: 13.01.2014 года - 212 000 руб., 28.01.2014 года - 150 000 руб., 05.02.2014 года - 40 000 руб.
При этом денежные средства, принятые ОАО "Бийский Автовокзал" в качестве платежей от пассажиров, зачислялись Обществом на банковский счет, не являющийся специальным банковским счетом, что, по мнению Инспекции, является нарушением пункта 18 статьи 4 и пункта 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ.
В отношении Общества по данному факту 19.02.2014 года Инспекцией составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 25.02.2014 года вынесено постановление N КЮ-0059 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Спектр Сервис" в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в действиях заявителя отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
Ответственность по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ установлена за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.
В силу части 1 статьи 1 Закона N 103-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 103-ФЗ его положения не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) непосредственно с физическими лицами, за исключением расчетов, связанных с взиманием платежным агентом с плательщика вознаграждения, предусмотренного данным Законом.
В статье 2 Закона N 103-ФЗ определены следующие понятия:
- плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком;
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
- поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
В части 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ установлено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях данного Закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 18 части 4 Закона N 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.
Часть 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ устанавливает, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, не допускается.
Как правомерно отмечено арбитражным судом, из совокупности положений Закона N 103-ФЗ следует, что действие данного закона распространяется на отношения, связанные с оказанием единственной услуги - услуги по приему платежей, а деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных средств. Платежный агент не принимает участия в оказании услуг поставщиком плательщику и не оказывает иных самостоятельных услуг, кроме приема и передачи денежных средств.
Проанализировав содержание договоров N 67-МС и N 67-ММ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорные договоры поручения не содержат обязательств ОАО "Бийский Автовокзал" по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение ими денежных обязательств перед Обществом по оплате услуг.
Граждане, приобретающие билеты и уплачивающие денежные средства в кассу ОАО "Бийский Автовокзал", не являются плательщиками, исходя из определения данного субъекта, содержащегося в статье 2 Закона N 103-ФЗ.
Более того, на момент внесения физическим лицом денежных средств в качестве оплаты за проезд, данное лицо не состоит в правоотношениях с перевозчиком, соответственно, у гражданина, приобретающего билет, не существует никаких обязательств перед Обществом.
Доказательств обратного Инспекцией в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Только после внесения денежных средств в кассу ОАО "Бийский автовокзал" и получения билета между пассажиром и перевозчиком возникают гражданские правоотношения, взаимные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 года N 112 (далее - Правила N 112), автовокзал представляет собой объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
В силу пункта 20 Правил N 112 оборудование автовокзалов должно соответствовать требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации.
Требования к оборудованию автовокзалов утверждены приказом Минтранса Российской Федерации от 01.11.2010 года N 234 и обязательны для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами на правах собственности или ином законном основании.
Согласно пунктам 5, 7 указанных требований автовокзал оборудуется помещениями для оказания услуг пассажирам и перевозчикам: для организации работы билетных касс; для оборудования выделенных линий связи и нахождения оборудования хранения персональных данных пассажиров (возможно совмещение с билетными кассами); для организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей; для ожидания пассажирами прибытия или отправления автотранспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала (возможно совмещение с помещением для организации работы билетных касс); для размещения общественных туалетов; для организации работы диспетчерской службы по регулированию движения автотранспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала; для отдыха водителей автотранспортных средств, следующих по регулярным маршрутам перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала (возможно совмещение с помещением для диспетчерской службы). При этом помещения, предназначенные для оказания услуг пассажирам и перевозчикам, запрещается использовать для целей, не связанных с их обслуживанием.
Пунктом 21 Правил N 112 установлено, что пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещенными в автовокзале, если у него есть билет, срок действия которого не истек и который обеспечивает право проезда по маршруту регулярных перевозок с этого автовокзала.
Таким образом, деятельность автовокзала предусматривает оказание самостоятельных услуг пассажирам и перевозчикам.
В соответствии с пунктами 2.1.3, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.8, 2.1.9 договоров поручения N 67-МС и N 67-ММ ОАО "Бийский автовокзал" обязуется организовать обслуживание пассажиров в строгом соответствии с Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и другими нормативными актами, регламентирующими пассажирские перевозки; предоставить пассажирам возможность бесплатно пользоваться залом ожидания, комнатой матери и ребенка, туалетом; проверять в путевых листах водителей Перевозчика наличие отметок о прохождении предрейсового медицинского осмотра (штамп с указанием даты и времени проведения осмотра, подписи с расшифровкой фамилии, имени и отчества медицинского работника) и технического осмотра автобуса; производить отметки в путевых листах о фактическом времени прибытия на автовокзал как транзитных автобусов, так и автобусов, вернувшихся после исполнения того или иного рейса; осуществлять контроль за соблюдением Перевозчиком требований по экипировке и санитарному состоянию автобусов, подаваемых им на посадку, за выполнением водителями требований "Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте", "Устава автомобильного транспорта...", "Правил перевозок пассажиров и багажа..." и условий настоящего договора; производить регистрацию пассажиров, посадку в автобус и погрузку багажа на платформах автовокзала строго по билетам, проданным на данный рейс; проводить осмотр салона и багажного отсека автобуса перед посадкой пассажиров па наличие в них постороннего багажа и других предметов; организовать контроль за наличием у пассажиров, находящихся в салоне автобуса, билетов на проезд и провоз багажа.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, арбитражный суд правомерно отметил, что ОАО "Бийский автовокзал" осуществляет самостоятельный вид деятельности - оказывает ООО "Спектр Сервис" и пассажирам услуги автовокзала, перечень которых перечислен в Правилах N 112, пунктах 2.1.1 - 2.1.14 договоров N 67-МС и N 67-ММ, и которые приобретаются пассажиром вместе с билетом, следовательно, заявитель не является поставщиком, а ОАО "Бийский автовокзал" не является платежным агентом, исходя из смысла и содержания Закона N 103-ФЗ.
При таких обстоятельствах, у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ, поскольку в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, оспариваемое постановление правомерно и обоснованно признано судом первой инстанции незаконным и отменено.
Факт привлечения третьего лица к административной ответственности по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ в рассматриваемом случае правового значения не имеет, поскольку не свидетельствует о законности оспариваемого Обществом постановления административного органа.
Доводы, приведенные Инспекцией в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 04 июля 2014 года по делу N А03-4367/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Музыкантова М.Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4367/2014
Истец: ООО "Спектр Сервис"
Ответчик: МИФНС России N 1 по Алтайскому краю.
Третье лицо: ОАО "Бийский автовокзал"