г. Санкт-Петербург |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А56-11963/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Жиляевой Е.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Кривобоковым К.В.
при участии:
от заявителя: Орешкиной О.А. по доверенности от 09.01.2013 г.,
от заинтересованного лица: Нефедовой Н.С. по доверенности от 26.12.2013 г. N 110,
от 3-го лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14162/2014) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2014 г. по делу N А56-11963/2014 (судья Иванилова О.Б.), принятое
по заявлению Комитета по управлению городским имуществом
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "ПАРИТЕТ"
о признании незаконным отказа
установил:
Комитет по управлению городским имуществом (местонахождение: Санкт-Петербург, Смольный 6-й подъезд, ОГРН:1027809244561, далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (местонахождение: г.Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика 10-12, ОГРН: 1047833068931, далее - Управление); от 30.11.2013 г. N 37/029/2013-480,481 в государственной регистрации прекращения договора аренды от 25.04.2008 г. N 04-А001857 и регистрации договора аренды от 21.06.2013 N 04-А001857, заключенных с Обществом в отношении помещения 2-Н по адресу: Санкт-Петербург, Гражданский пр., д.105, корп.1, лит.А, площадью 1295,6кв.м., кадастровый номер 78:10:0005554:6254, также просит обязать Управление произвести государственную регистрацию прекращения договора аренды от 25.04.2008 г. N04-А001857 и регистрацию договора аренды от 21.06.2013 г. N 04-А001857.
Решением суда от 29.04.2014 г. заявленные требования КУГИ удовлетворены.
Управление обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит его отменить. Управление считает, что договор аренды N 04-А001857 от 25.04.2008 г. заключен без проведения конкурсов и аукционов на право заключения такого договора, в связи с чем порядок продления, предусмотренный п.9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, неприменим.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ООО "ПАРИТЕТ", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, 25.04.2008 г. между КУГИ (арендодатель) и ООО "Паритет" (арендатор) заключен договор N 04-А001857 аренды нежилого помещения 2-Н по адресу: Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 105, корп.1, лит. А, площадью 1295,6 кв. м., кадастровый номер 78:10:0005554:6254, сроком до 11.03.2009 г.
Распоряжением КУГИ от 21.06.2013 г. N 497-к арендодатель в лице Комитета решил передать объект Обществу путем заключения с ним на новый срок договора аренды.
КУГИ обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды от 21.06.2013 г. N 04-А001857 нежилого помещения 2-Н по адресу: Санкт-Петербург, Гражданский пр., д. 105, корп.1, лит. А, площадью 1295,6 кв. м., кадастровый номер 78:10:0005554:6254 между Комитетом и Обществом и прекращения аренды на объект недвижимости ранее переданный Обществу по договору аренды от 25.04.2008 N 04-А001857.
Сообщением от 30.11.2013 N 37/029/2013-480,481 Управление отказало Комитету в осуществлении регистрационных действий, поскольку не представлены документы, подтверждающие проведение в установленном порядке конкурса или аукциона на право заключения договора аренды от 21.06.2013 N 04-А001857 в соответствии с требованиями статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Полагая, что решение Управления не соответствует закону, КУГИ обратился с настоящим иском в суд.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2, пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, возможность заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрена Главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
В регистрации договора КУГИ отказано на основании абз.10 п.1 ст. 20 Закона о регистрации, поскольку заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Суд первой инстанции сослался на часть 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а также правовою позицию, изложенную в пунктах 1, 2, 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 г. N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" и указал на то, что предусмотренный указанной нормой льготный порядок заключения договоров аренды на новый срок не исключает возможности его применения к договорам аренды, которые были заключены до вступления в силу положений Закона о конкуренции.
Между тем, суд первой инстанции не учел следующее.
Положения статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ направлены на обеспечение равного доступа к государственному (муниципальному) имуществу в условиях конкуренции. Преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок не является исключительным и с момента вступления в силу названного Закона реализуется с соблюдением требований, установленных статьей 17.1 этого Закона.
Из буквального толкования части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, а также систематического толкования всех положений названной статьи, следует, что необходимым условием реализации права добросовестного арендатора на заключение договора аренды на новый срок без проведения конкурса, аукциона является заключение первоначального договора (срок действия которого истек) в соответствии с порядком, предусмотренным частями 1 и 3 этой же статьи, то есть по результатам проведения конкурсов и аукционов на право заключения таких договоров.
Как указано в пункте 4.1 Постановления ВАС РФ N 73, в силу части 9 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного в порядке, предусмотренном частями 1 или 3 данной статьи, заключение договора с прежним арендатором на новый срок без проведения торгов возможно, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации. Таким образом, при толковании данных норм Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обратил внимание на необходимость заключения первоначального договора (срок действия которого истек) в порядке, предусмотренном частями 1 или 3 статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ.
Разъяснения, приведенные в пунктах 1-3 Постановления ВАС РФ N 73, касаются возможности возобновления на неопределенный срок договора аренды, заключенного до вступления в силу Закона N 135-ФЗ, и права добросовестного арендатора по такому договору требовать перевода на него прав и обязанностей арендатора по новому договору, заключенному на торгах.
В данном случае прежний договор аренды N 04-А001857 от 25.04.2008 г. был заключен сторонами без проведения торгов и до вступления в действие статьи 17.1 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем договор аренды на новый срок не мог быть заключен с Обществом без проведения конкурса или аукциона.
Указанная выше правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.08.2014 г. по делу А56-63940/2013.
В порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 13 Закона N 122-ФЗ, Управление Росреестра провело правовую экспертизу и установило, что на регистрацию представлены документы, не соответствующие требованиям законодательства. Таким образом, отказ Управления в государственной регистрации договора соответствует абзацу 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ правомерно отказало в государственной регистрации договора аренды от 25.01.2013.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив указанные выше обстоятельства, апелляционный суд полагает, что нарушение законных прав и интересов заявителя отсутствует, действия Управления Росреестра соответствуют закону, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
С учетом вышеизложенного, решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2014 г. по делу N А56-11963/2014 отменить.
В удовлетворении требований КУГИ Санкт-Петербурга отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Серикова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11963/2014
Истец: Комитет по управлению городским имуществом
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ПАРИТЕТ"