Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 ноября 2014 г. N Ф10-3880/14 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А68-1507/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.08.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии представителей заявителя - индивидуального предпринимателя Азарова Виталия Викторовича (г. Тула, ИНН 710400024594; ОГРН 304710425400107) - Волкова А.И. (доверенность от 30.01.2014), ответчика - администрации муниципального образования город Тула (г. Тула, ИНН 7107030032; ОГРН 1037101133552) - Старостиной Н.С. (доверенность от 16.10.2013 N 69), третьих лиц: министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (г. Тула, ИНН 7106503078, ОГРН 1087154003518) - Чехлатовой О.А. (доверенность от 31.01.2014 N 20-01-20/1071), правительства Тульской области (г. Тула, ИНН 7107027505, ОГРН 1037101131033) - Чехлатовой О.А. (доверенность от 15.01.2014 N 11), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Азарова Виталия Викторовича на решение Арбитражного суда Тульской области от 26.05.2014 по делу N А68-1507/2014 (судья Кузьминов А.С.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Азаров Виталий Викторович (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Тулы (далее по тексту - администрация, ответчик) в выдаче разрешения на строительство здания административно-торгового назначения на земельном участке, расположенном на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы, и обязании администрации города Тулы выдать разрешение на строительство данного здания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, правительство Тульской области.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 26.05.2014 в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в отношении градостроительного плана спорного земельного участка действуют Правила землепользования, а следовательно, и ограничения, установленные пунктом 3.3.12 постановления правительства Тульской области от 03.09.2012 N 492. С учетом этого суд первой инстанции посчитал, что поскольку ИП Азаров В.В. обращался в администрацию за разрешением на строительство в период действия упомянутого постановления правительства Тульской области, то он обязан был представить проектную документацию, соответствующую данному нормативному акту, в том числе в части расположения парковочных мест в пределах застраиваемого земельного участка.
Не согласившись с данным решением суда, ИП Азаров В.В. обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции ссылается на то, что при рассмотрении его заявления о выдаче разрешения на строительство администрация г. Тулы могла и должна была проверять соответствие проектной документации, представленной заявителем, лишь градостроительному плану, утвержденному самой администрацией постановлением от 02.06.2009 N 1488. В письме же от 14.02.2014 N 1262-к об отказе заявителю в выдаче разрешения на строительство ответчик указал на то, что проектная документация разработана не в соответствии с градостроительным планом земельного участка в части размещения парковочных мест, с нарушением региональных нормативов градостроительного проектирования Тульской области, утвержденных постановлением правительства Тульской области от 03.09.2012 N 492 (за границами предоставленного земельного участка), тогда как на момент подготовки проектной документации, проведения государственной экспертизы проектной документации, утверждения градостроительного плана земельного участка заявителя, данное постановление правительства Тульской области еще не действовало.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Администрация МО город Тула и правительство Тульской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, постановлением главы администрации города Тулы от 24.12.2008 N 5198 "О предварительном согласовании ИП Азарову В.В. места размещения здания административно-торгового назначения на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы" индивидуальному предпринимателю предварительно согласовано место размещения здания административно-торгового назначения, утвержден акт выбора земельного участка площадью 403 кв. м, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы (согласно прилагаемой схеме), и схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории, а также утвержден основной вид разрешенного использования земельного участка: для строительства здания административно-торгового назначения.
Постановлением администрации г. Тулы от 02.06.2009 N 1488 утвержден градостроительный план земельного участка N RU 71330100001687.
Заявителем разработана проектно-сметная документация, рабочий проект, который согласован в установленном порядке 29.10.2010.
Проектная документация и результаты инженерных изысканий были объектом государственной экспертизы, проведенной автономным учреждением Тульской области "Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области" и получили положительное заключение от 08.12.2011 N 71-1-4-0168-11.
Решением от 14.06.2012 по делу N А68-1336/12 Арбитражный суд Тульской области обязал министерство имущественных и земельных отношений Тульской области осуществить подготовку проекта постановления правительства Тульской области о предоставлении ИП Азарову В.В. в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Тула, Центральный район, пересечение ул. Староникитской и ул. Кауля, площадью 403 кв. м.
На основании распоряжения правительства Тульской области от 08.10.2012 N 612-р индивидуальному предпринимателю Азарову В.В. предоставлен в аренду земельный участок, площадью 403 кв. м, кадастровый номер 71:30:050106:2443, местоположение: г. Тула, на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля.
Между министерством имущественных и земельных отношений Тульской области (арендодатель) и ИП Азаровым В.В. (арендатор) 25.05.2013 заключен договор аренды N 13Ц2954, по условиям которого арендодатель предоставляет из земель населенного пункта (г. Тула) для строительства здания административно-торгового назначения вышеуказанный земельный участок.
ИП Азаров В.В. 30.01.2014 повторно обратился в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство здания административно-торгового назначения на указанном земельном участке, приложив к нему следующие документы:
- копию постановления администрации г. Тулы от 24.12.2008 N 5198 "О предварительном согласовании ИП Азарову В.В. места размещения здания административно-торгового назначения на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы";
- копию распоряжения правительства Тульской области от 08.10.2012 N 612-р "О предоставлении ИП Азарову В.В. в аренду земельного участка для строительства здания административно-торгового назначения";
- копию договора аренды земельного участка от 25.05.2013 N 13Ц2954 с кадастровым паспортом земельного участка;
- копию градостроительного плана земельного участка от 17.04.2009 N RU 71330100001687;
- материалы проектной документации: пояснительную записку; схему планировочной организации земельного участка; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании; сводный план сетей инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства;
- копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации от 08.12.2011 N 71-1-4-0168-11.
Рассмотрев данное заявление, администрация в письме от 14.02.2014 N 1262-к отказала ИП Азарову В.В. в выдаче разрешения на строительство, мотивировав свой отказ тем, что проектная документация разработана не в соответствии с градостроительным планом земельного участка в части размещения парковочных мест, с нарушением региональных нормативов градостроительного проектирования Тульской области, утвержденных постановлением правительства Тульской области от 03.09.2012 N 492 (за границами предоставленного земельного участка).
Кроме того, администрация сообщила, что на заседании рабочей группы градостроительно-земельного совета Тульской области от 07.02.2014 рассматривался иной вариант проектной документации, по которому было принято решение о нецелесообразности строительства здания торгово-административного назначения на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля г.Тулы.
Полагая, что данный отказ администрации не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, ИП Азаров В.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными возможно лишь при совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя.
В соответствии с подпунктом 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного
участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации названной статьи в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении градостроительного плана спорного земельного участка действуют Правила землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденные решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406, а следовательно, и ограничения, установленные пунктом 3.3.12 постановления правительства Тульской области от 03.09.2012 N 492 "Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Тульской области". Поскольку ИП Азаров В.В. обращался в администрацию за разрешением на строительство в период действия упомянутого постановления правительства Тульской области, то суд первой инстанции пришел к выводу о том, что индивидуальный предприниматель обязан был представить проектную документацию, соответствующую данному нормативному акту, в том числе в части расположения парковочных мест в пределах застраиваемого земельного участка.
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено, что по общему правилу, нормативные правовые акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. В порядке исключения, действие нормативного правового акта может распространяться и на отношения, возникшие до введения его в действие, но только тогда, когда это прямо в нем предусмотрено.
В целях правовой определенности в пункте 2 данного постановления, вступившего в законную силу с 24.09.2012, в редакции, действующей до 11.08.2013, установлено, что региональные нормативы градостроительного проектирования Тульской области применяются при подготовке градостроительной и проектной документации, подготовка которой начата после 1 сентября 2012.
Постановлением Правительства Тульской области от 24.07.2013 N 377 указанный пункт исключен из данного постановления (действие редакции с 11.08.2013).
Таким образом, постановление Правительства Тульской области от 03.09.2012 N 492 (в редакции с 11.08.2013) не имеет обратной силы, то есть не может распространяться на градостроительную и проектную документацию, начатую до вступления в силу этого постановления.
Как следует из материалов дела, градостроительный план спорного земельного участка N RU 71330100001687, утвержден постановлением администрации г. Тулы N 1488 02.06.2009 (т. 1, л. д. 24); подготовка проектно-сметной документации начата в 2010 году (т. 2, л.д. 4 - 89); рабочий проект здания согласован 29.12.2010 (т. 2, л. д. 3), то есть до сентября 2012 года.
С учетом этого региональные нормативы градостроительного проектирования, в том числе в части количества и расположения парковочных мест, утвержденные постановлением Правительства Тульской области от 03.09.2012 N 492, не применимы к строительству здания административно-торгового назначения на земельном участке с кадастровым номером 71:30:050106:2443, местоположение: г. Тула, на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля.
До принятия правительством Тульской области данного постановления учитывались нормы расчета стоянок, установленные в приложении 9 Строительных норм и правил. "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (СНиП 2.07.01-89), утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78, на необходимость соблюдения которых и указано в пункте 3 градостроительного плана земельного участка от 17.04.2009 N N RU 71330100001687. Согласно данному приложению для спорного здания не предусмотрено норм расчета стоянок автомобилей, равно как и не установлено требование о расположении парковочных мест в пределах застраиваемого земельного участка.
Также судебная коллегия учитывает, что проектная документация на строительство данного здания получила положительное заключение автономного учреждения Тульской области "Управление государственной экспертизы в строительстве по Тульской области" от 08.12.2011 N 71-1-4-0168-11.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности отказа администрации г. Тулы в выдаче ИП Азарову В.В. разрешения на строительство в связи с несоответствием проектной документации градостроительному плану земельного участка является ошибочным.
В то же время, ссылку администрации в обжалуемом отказе на решение градостроительно-земельного совета Тульской области о нецелесообразности строительства вышеупомянутого здания, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельной, указав, что данный совет в силу своего положения не подменяет полномочия администрации, которая обязана принимать решения в рамках своих полномочий самостоятельно.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что такое основание отказа в выдаче разрешения на строительство как его нецелесообразность не предусмотрено частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой, как указано выше, предусмотрен закрытый перечень оснований.
Таким образом, оспариваемый отказ администрации г. Тулы не соответствует требованиям градостроительного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При этом судебная коллегия учитывает, что материалами дела подтверждено и администрацией не оспорено, что ИП Азаровым В.В. для получения разрешения на строительство здания административно-торгового назначения на земельном участке, расположенном на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы, в администрацию г. Тулы были представлены все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должна содержать указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В целях восстановления нарушенных прав ИП Азарова В.В. судебная коллегия возлагает на администрацию г. Тулы обязанность выдать разрешение на строительство.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а требование ИП Азарова В.В. - удовлетворению.
Согласно статьям 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешается судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение между сторонами судебных расходов, в том числе судебных расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
При обращении в арбитражный суд индивидуальным предпринимателем уплачена государственная пошлина в сумме 400 рублей, тогда как им заявлено одно требование о признании незаконным решения (действия) органа, осуществляющего публичные полномочия. Второе требование заявлено ИП Азаровым В.В. в порядке пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не является самостоятельным.
В связи с этим в силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по заявленному требованию подлежала уплате государственная пошлина в размере 200 рублей.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, государственная пошлина уплачивается в сумме 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина для физических лиц установлена в размере 200 рублей.
Таким образом, сумма госпошлины, подлежащая уплате ИП Азаровым В.В. за рассмотрение настоящей апелляционной жалобы, составляет 100 рублей, тогда как им уплачена госпошлина по чеку-ордеру от 05.06.2014 в сумме 2 000 рублей.
При таких обстоятельствах в силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ИП Азарову В.В. из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в общей сумме 2 100 рублей как излишне уплаченная по чекам-ордерам от 21.02.2014, от 05.06.2014.
С учетом изложенного и результатов рассмотрения апелляционной жалобы с администрации г. Тулы в пользу индивидуального предпринимателя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 300 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 26.05.2014 по делу N А68-1507/2014 отменить.
Заявленные требования индивидуального предпринимателя Азарова Виталия Викторовича удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации города Тулы в выдаче разрешения на строительство здания административно-торгового назначения на земельном участке, расположенном на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы как не соответствующий статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обязать администрацию города Тулы выдать ИП Азарову В.В. разрешение на строительство административно-торгового назначения на земельном участке, расположенном на пересечении ул. Староникитской и ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы.
Взыскать с администрации муниципального образования город Тула (г. Тула, ИНН 7107030032, ОГРН 1037101133552) в пользу ИП Азарова В.В. расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 300 рублей.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Азарову Виталию Викторовичу (г. Тула, ИНН 710400024594, ОГРН 304710425400107) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 100 рублей, излишне уплаченную по чекам-ордерам от 21.02.2014, от 05.06.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-1507/2014
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 ноября 2014 г. N Ф10-3880/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Азаров В. В.
Ответчик: Администрация г. Тула, Администрация МО г. Тула
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, Правительство Тульской области