г. Хабаровск |
|
21 августа 2014 г. |
А73-4593/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Песковой Т.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от краевого государственного казенного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог":Гусляков И.В. представитель по доверенности от 18.04.2014;
от управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения: Банщиков А.В. представитель по доверенности от 17.03.2014;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску
на решение от 19.06.2014
по делу N А73-4593/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А. В.
по заявлению краевого государственного казенного учреждения "Хабаровское управление автомобильных дорог"
к отделу государственной инспекции безопасности дорожного движения управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Хабаровску
об оспаривании постановления ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску от 20.02.2014 N 27АА 051088 и решения от 31.03.2014
УСТАНОВИЛ:
краевое государственное казенное учреждение "Хабаровское управление автомобильных дорог" (ОГРН 1032700295451, ИНН 2721086505, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения дорожного надзора отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г.Хабаровску (далее - административный орган) от 20.02.2014 N 27АА 051088, которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей, а также с требованием о признании незаконным и отмене решения заместителя начальника отдела ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску от 31.03.2014, вынесенному по жалобе учреждения на указанное постановление по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 19.06.2014 по делу N А73-4593/2014 заявленные учреждением требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 19.06.2014 по делу N А73-4593/2014 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный орган ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы административного органа возражал по основаниям, изложенным в отзыве. При этом указал, что учреждение ответственно за содержание рассматриваемого участка дороги и ходатайствовал о снижении размера штрафа до 20 000 руб.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 07.08.2014 объявлялся перерыв до 14.08.2014.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Шестой арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
Должностными лицами ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровску в ходе проверки 05.02.2014 в 12 час. 20 мин выявлено не соблюдение требования пункта 13 "Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", пункта 3.1.8 ГОСТ Р 50597 - 93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" на автомобильной дороге "Обход г.Хабаровска 0-13 км." в районе дома N 172 по ул.Тихоокеанская в границах нерегулируемого пешеходного перехода и ближе 5 метров от пешеходного перехода, ближе 20 метров от остановочного пункта общественного транспорта "Жилмассив". На участке дороги оборудованной транспортными ограждениями сформирован снежный вал, не обеспечена безопасность дорожного движения при ненадлежащем содержании дороги.
Данное нарушение отражено в акте выявленных недостатков от 05.02.2014.
Составление протокола по выявленному нарушению назначено на 13.02.2014 определением от 07.02.2014 б/н, которое вручено учреждению 07.02.2014. вход. N 466, что подтверждается оттиском входящего штампа.
13.02.2014 государственным инспектором дорожного надзора отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по Хабаровску в присутствии представителя учреждения, составлен в отношении КГУП "Хабаровскуправавтодор" протокол от 13.02.2014 серия 27 АА N 150821 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 КоАП РФ. Протокол вручен под роспись представителю учреждения.
В протоколе содержалась информация о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении по выявленному факту состоится 20.02.2014. Кроме того, дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении указаны в определении о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и вызове законного представителя юридического лица от 13.02.2014. Данное определение вручено учреждению 13.02.2014 вход. N 555, что подтверждается оттиском входящего штампа.
20.02.2014 государственным инспектором дорожного надзора отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровску в присутствии представителя учреждения, по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление серия 27 АА N 051088, которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300.000 руб.
31.03.2014 заместитель начальника отдела ГИБДД УМВД России по г.Хабаровску в присутствии представителя учреждения по доверенности от 13.01.2014 рассмотрел жалобу учреждения на вышеуказанное постановление и по результатам рассмотрения вынес решение от 31.03.2014 об оставлении постановления без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, а также решением вышестоящего должностного лица по жалобе учреждения, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании их законности. Суд первой инстанции, удовлетворяя требование учреждения верно указал следующее.
Согласно статье 12.34 КоАП РФ, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере трехсот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ выражается в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержанию дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются лица, уполномоченные осуществлять содержание, эксплуатацию и ремонт дорог и дорожных сооружений.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, определено, что лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктами 6, 7 и 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ) определено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
Согласно пункту 3.1.6. указанного ГОСТ Р 50597-93, сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно - эксплуатационных характеристик приведены в таблице 4. и составляют, в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик дороги, от 4 до 6 часов. (Примечание. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.).
В силу пункта 3.1.8. ГОСТ Р 50597-93, формирование снежных валов не допускается:
- на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
- ближе 5 м от пешеходного перехода;
- ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
- на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
- на тротуарах.
Однако при принятии решения судом не учтено, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права (л.д.114-116) проверенная дорога принадлежит на праве собственности Хабаровскому краю. Согласно постановления Правительства Хабаровского края от 27.01.2011 N 23-пр "Об утверждении Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Хабаровского края" на учреждение возложена организация работ по содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с уставом учреждения (л.д.120) его учредитель Хабаровский край. Оно создано постановлением главы администрации Хабаровского края от 23.04.2001 N 155. В силу главы 2 устава предметом и целями деятельности являются: управление автомобильными дорогами регионального и межмуниципального значения Хабаровского края, обеспечение содержания этих дорог и организация для этого соответствующих работ.
Таким образом, апелляционный суд считает, что учреждению переданы определенные административные функции органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В силу приведенных выше норм права учреждение является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной статьей 12.34 КоАП РФ.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что учреждение своевременно предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения обществом приведенных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Совершение административного правонарушения подтверждено материалами дела, и не оспаривалось учреждением.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая конкретные обстоятельства по делу, положения статей 65, 71, 210 АПК РФ, приведенную мотивировочную часть, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованном привлечении учреждения к административной ответственности. Соответственно не противоречат законодательству постановление административного органа от 20.02.2014 N 27АА 051088, которым учреждение привлечено к административной ответственности, а также решение заместителя начальника отдела ГИБДД УМВД России по г.Хабаровску от 31.03.2014, вынесенное по жалобе учреждения на указанное постановление по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, в пункте 2 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П также указано, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении.
В соответствии с целями административного наказания, установленными частью статьи 3.1 КоАП РФ, устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения законодательства. Учитывая, что учреждение является государственным учреждением и оплата штрафа влечет уменьшение бюджетных средств на финансирование дорожного фонда Хабаровского края, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности назначения наказания, апелляционный суд считает возможным снизить размер ранее назначенного учреждению административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного статьёй 12.34 КоАП РФ, до 20 000 рублей.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о не соответствии выводов суда обстоятельствам дела, в связи с чем, оспариваемое решение подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.06.2014 по делу N А73-4593/2014 отменить.
Постановление ОГИБДД УМВД России по г. Хабаровску от 20.02.2014 N 27АА 051088 по делу об административной правонарушении признать незаконным и отменить в части размера штрафа, превышающего 20 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-4593/2014
Истец: КГКУ "Хабаровскуправтодор"
Ответчик: Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Хабаровску