г. Саратов |
|
20 августа 2014 г. |
Дело N А06-7810/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "20" августа 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Каплина С.Ю., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства культуры Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Н. Качуевской, 7-9, литер А, ИНН 3015068790, ОГРН 1053000020941)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 июня 2014 года по делу N А06-7810/2013 (судья Сорокин Н.А.)
по заявлению территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (414024, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 11, кор. 5, ИНН 3017060300, ОГРН 1093017001450)
к министерству культуры Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Н. Качуевской, 7-9, литер А, ИНН 3015068790, ОГРН 1053000020941)
третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул. Никольская, 9, ИНН 3015067331, ОГРН 1043000718210), индивидуальный предприниматель Кросин А.И. (г. Астрахань)
о признании действий должностного лица министерства культуры Астраханской области по выдаче предписания N 35 от 02.10.2013 территориальному Управлению Росимущества в Астраханской области незаконными, предписания министерства культуры Астраханской области N 35 от 02.10.2013 недействительным,
без участия в судебном заседании представителей: министерства культуры Астраханской области, территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области, индивидуальный предприниматель Кросин А.И. (почтовые уведомления N N 79786-79789, приобщены к материалам дела)
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее по тексту заявитель, управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании действий должностного лица министерства культуры Астраханской области по выдаче предписания N 35 от 02.10.2013 территориальному управлению Росимущества в Астраханской области незаконными, а предписания министерства культуры Астраханской области N 35 от 02.10.2013 недействительным.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 09 июня 2014 года по делу N А06-7810/2013 заявленные управлением Росимущества требования удовлетворены.
Действия должностного лица министерства культуры Астраханской области по выдаче предписания N 35 от 02.10.2013 года территориальному управлению Росимущества в Астраханской области признаны незаконными, а предписание N 35 от 02.10.2013 года - недействительным
Не согласившись с принятым решением, министерство культуры Астраханской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В порядке статьи 262 АПК РФ Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Предписанием министерства культуры Астраханской области N 35 от 02.10.2013 на управление Росимущества возложена обязанность в двухнедельный срок со дня получения предписания совместно с другими собственниками принять меры к проведению ремонтно-реставрационных работ на конструкциях объекта, являющихся общим имуществом, в порядке, предусмотренным действующим законодательством.
Основанием для вынесения вышеназванного предписания явились результаты технического обследования состояния основных строительных конструкций здания объекта культурного наследия "Дом жилой с лавками, начала ХХ века" по ул. Оленегорской, 4, г. Астрахани.
Полагая, что вынесение предписания возможно только в результате исполнения государственной функции "Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Астраханской области" территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области обжаловало предписание в судебном порядке.
Удовлетворяя требования территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области Арбитражный суд Астраханской области исходил из несоответствия порядка вынесения предписания Административному регламенту по исполнению государственной функции "Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Астраханской области", утвержденному Постановлением Министерства культуры Астраханской области от 07.04.2010 N 15-п.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда в силу следующего.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012, удовлетворены исковые требования министерства культуры Астраханской области, об обязании территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области разработать проектную документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом жилой с лавками, начало XX века" и провести реставрационные, ремонтно-реставрационные работы в соответствии с разработанной проектной документацией по указанному объекту культурного наследия. Исковые требования о заключении охранного обязательства оставлены без рассмотрения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 09.08.2012 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Определением ВАС РФ от 27.12.2012 N ВАС-16511/12 по делу N А06-6450/2011 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что на основании постановления Главы администрации Астраханской области от 27.12.1993 N 230 "О принятии на охрану государства объектов, представляющих историческую и культурную ценность" "Дом жилой с лавками, начало XX века" отнесен к объектам культурного наследия регионального значения (далее - объект культурного наследия), право оперативного управления на которое закреплено за Управлением Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области.
По результатам проведенного представителями министерства культуры Астраханской области осмотра объекта культурного наследия составлен акт от 13.05.2011, согласно которому объект находится в неудовлетворительном техническом состоянии, помещения повреждены пожаром, в результате чего происходит утрата его историко-культурной ценности.
Невыполнение ответчиком требований предписания Управления по сохранению культурного наследия и развитию культурного туризма Министерства культуры Астраханской области от 17.05.2011 N 14 о необходимости принятия мер для начала ремонтно-реставрационных работ явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, установив, что территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области осуществляет функции собственника объекта культурного наследия, повреждения объекта культурного наследия не связаны с деятельностью Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области, поскольку оно не размещалось в нем, руководствуясь положениями статей 6, 33, части 3 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", пришли к выводу о наличии у ответчика обязанностей по разработке проектной документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия, а также проведении реставрационных, ремонтно-реставрационных работ в соответствии с разработанной проектной документацией.
Оставляя без рассмотрения исковые требования о заключении охранного обязательства, суды сослались на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора.
29.06.2012 Межрайонным отделом по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области (далее - служба судебных приставов) на основании исполнительного листа серии АС N 004398826, выданного 15.05.2012 Арбитражным судом Астраханской области по делу N А06-6450/2011, возбуждено исполнительное производство N 4958/12/17/30, о чем вынесено постановление N 20605/12/17/30.
В соответствии со ст. 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Представленный на исполнение исполнительный лист выдан на основании решения Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2012 по делу N А06-6450/2011, оставленному без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, которым на тот момент уже установлено неудовлетворительное техническое состояние спорного объекта недвижимого имущества, функции собственника в отношении которого осуществляет ТУ Росимущества. Указано, что происходит утрата имущества как историко-культурной ценности и объекта культурного наследия регионального значения, поскольку заявитель не принимает мер по охране объекта культурного наследия.
Как установлено судами трех инстанций по делу N А06-7593/2013 представленное ТУ Росимущества в службу судебных приставов вместе с ходатайством заключение Государственного предприятия Астраханской области проектно-технологического треста "Оргтехстрой" от 02.09.2013 N 72 не содержит выводов об отсутствие возможности осуществить восстановление спорного объекта путем проведения ремонтно-реставрационных работ. В пункте 8 раздела 12 "выводы и рекомендации" указано, что капитальный ремонт строительных конструкций здания необходимо осуществить по специальному проекту, разработанному организацией имеющей лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
Таким образом, указанное заключение согласуется с выводами суда по делу N А06-6450/2011 и не исключает возможность проведения комплекса реставрационных работ спорного объекта, а следовательно, исполнение судебного акта в соответствии с требованиями ст. 16 АПК РФ.
Основанием для вынесения предписания от 02.10.2013 N 35 послужило заключение Государственного предприятия Астраханской области проектно-технологического треста "Оргтехстрой" от 02.09.2013 N 72.
В соответствии с Положением о министерстве культуры Астраханской области, утвержденным Постановлением Правительства Астраханской области от 18 апреля 2005 г. N 62-П, министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти в области охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Астраханской области. Указанную деятельность министерство культуры Астраханской области осуществляет на основании Административного регламента по исполнению государственной функции "Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Астраханской области" (далее - Административный регламент), утвержденного Постановлением министерства культуры Астраханской области от 07.04.2010 N 15-п.
Административный регламент устанавливает сроки и последовательность действий (далее - административные процедуры) при исполнении государственной функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.3 Административного регламента ответственными исполнителями государственной функции являются уполномоченные должностные лица Управления по сохранению культурного наследия и развитию культурного туризма министерства. Государственная функция исполняется уполномоченными должностными лицами Управления в виде проведения плановых и внеплановых проверок, которые осуществляются только в выездной форме.
Аналогичный порядок осуществления государственного контроля в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия, в том числе и объектов культурного наследия, расположенных на территории Астраханской области, предусмотрен Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73-ФЗ от 25.06.2002 года "Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, Положением о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории культуры и культуры) народов Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 1204 от 31.12.2009 года.
Суд правильно счел обоснованными доводы заявителя, что вынесение предписания в соответствии с Административным регламентом по исполнению государственной функции "Государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Астраханской области" (далее - Административный регламент), утвержденного Постановлением Министерства культуры Астраханской области от 07.04.2010 N 15-п предусмотрено только результатам проведения выездных плановых и внеплановых проверок, после составления акта проверки. Мероприятия по государственному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся контрольными органами с соблюдением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о признании действий должностного лица министерства культуры Астраханской области по выдаче предписания N 35 от 02.10.2013 территориальному управлению Росимущества в Астраханской области незаконными, а предписания N 35 от 02.10.2013- недействительным.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.02.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012, удовлетворены исковые требования министерства культуры Астраханской области, об обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области разработать проектную документацию по проведению ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия "Дом жилой с лавками, начало XX века" и провести реставрационные, ремонтно-реставрационные работы в соответствии с разработанной проектной документацией по указанному объекту культурного наследия.
Министерство культуры Астраханской области вправе требовать исполнения судебного акта в порядке ст. 16 АПК РФ.
Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежат.
Основания для взыскания с министерства культуры Астраханской области государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в доход федерального бюджета в порядке ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют, в силу пп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 09 июня 2014 года по делу N А06-7810/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7810/2013
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, ТУ ФАУГИ в Астраханской области
Ответчик: Министерство культуры Астраханской области
Третье лицо: ИП Кросин А. И., Кросин Анатолий Иванович (Магазин "Книги"), УФССП по Астраханской области, УФССП по Астраханской области (414000, г. Астрахань, ул.Никольская, 9/ул.Ульяновых 12, УФССП России по Астраханской области