г. Санкт-Петербург |
|
19 августа 2014 г. |
Дело N А42-440/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Дмитриевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Медведевой В.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Журавлева В.Е. - по доверенности от 07.04.2014 N Ю/17/04/14;
от заинтересованного лица: Хохлов С.А. - по доверенности от 11.06.2014 N 1370;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14203/2014) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 15.04.2014 по делу N А42-440/2014 (судья Беляева Л.Е.), принятое
по заявлению Военного комиссариата Мурманской области
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области
о признании недействительным представления
установил:
Военный комиссариат Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. Буркова, д. 4; далее - Военного комиссариата, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области (место нахождения: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 7; далее - Управление) N 61 от 30.12.2013 в части пункта 7 раздела 1 (в части переплаты отпускных работникам за период с января по декабрь 2012 года, в связи с включением в расчет среднедневного заработка выплат материального стимулирования - единовременных премий и премий, выплаченных за счет экономии фонда оплаты труда, начислением и перечислением взносов во внебюджетные фонды в сумме 3 231 303 руб. 61 коп.) и пункта 9 раздела 1.
Решением суда от 15.04.2014 требование Военного комиссариата удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы, ссылаясь на Положение об особенностях исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, утвержденное приказом Минобороны РФ от 10.11.2008 N 555, Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Приказом Минобороны РФ от 26.07.2010 N 1010, указания Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области от 15.10.2012 исх. N 6724 и от 03.12.2012 исх. N 514/3/2-8196, вопреки выводам суда считает ненадлежащим исполнение Военным комиссариатом бюджета.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Военного комиссариата возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Планом контрольной работы Управления на 2013 год, на основании Приказа руководителя Управления N 191 от 22.10.2013, проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Военного комиссариата Мурманской области за 2012 год.
Результаты проверки оформлены актом от 10.12.2013. На основании вышеуказанного акта ревизии финансово-хозяйственной деятельности, в соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Военному комиссару Мурманской области выдано представление от 30.12.2013 N 61 для принятия мер по устранению выявленных нарушений, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Согласно акту от 10.12.2013 (раздел 7) в рамках проверки правильности расходования средств на оплату труда и прочие расчеты с физическими лицами, в том числе было выявлено:
1) в нарушение пункта 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922, статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, при расчете среднедневного заработка в Комиссариате в сумму фактически начисленной заработной платы за расчетный период были включены выплаты (премии из экономии фонда заработной платы за ноябрь, декабрь 2011 года), не предусмотренные системой оплаты труда Военного комиссариата.
Включение в расчет среднего заработка при убытии в отпуск премий из экономии фонда заработной платы за ноябрь, декабрь 2011 года, не предусмотренной системой оплаты труда Военного комиссариата, повлекло переплату отпускных работникам за период с января по декабрь 2012 года в размере 2 481 966,04 руб., а также излишнее начисление и перечисление взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 749 337,57 руб.
Общая сумма нарушения составила 3 231 303,61 руб. (пункт 7 раздела 1 (в части) оспариваемого представления);
2) в нарушение пунктов 7, 10 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Приказом Минобороны РФ от 26.07.2010 N 1010, и решений Министра обороны Российской Федерации, доведенных до Военного комиссариата указаниями врио начальника Управления финансового обеспечения Минобороны РФ по Мурманской области от 15.10.2012 исх. N 6724 и от 03.12.2012 исх. N 514/3/2-8196, Военным комиссаром премирован работник (помощник военного комиссара (по работе с ветеранами) Абрамов Н.А.) за 3, 4 кварталы 2012 года в размерах, превышающих установленные распорядителем бюджетных средств. Неправомерная выплата составила 130 000 руб., а также излишне начислены и перечислены взносы в государственные внебюджетные фонды в сумме 39 260 руб.
Общая сумма нарушения составила 169 260 руб. (пункт 9 раздела 1 оспариваемого представления).
Не согласившись с представлением Управления в отношении вышеуказанных нарушений (по пункту 7 раздела 1 (в части), пункту 9 раздела 1), Военный комиссариат обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании указанных пунктов представления.
Удовлетворяя заявленное требование, суд исходил из того, что расходование средств на спорные выплаты было произведено заявителем с соблюдением требований Положения о системе оплаты труда (пункта 2) и Порядка (пунктов 7, 10), а Управление не доказало наличие в действиях Военного комиссариата вышеуказанных нарушений бюджетного законодательства при расходовании средств на оплату труда (иные выплаты физическим лицам), и наличие правовых и фактических оснований для вынесения в адрес Военного комиссариата представления N 61 от 30.12.2013 в оспариваемой части.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Приказом Минобороны РФ от 10.11.2008 N 555 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации (далее - Положение о системе оплаты труда).
В соответствии с пунктами 66, 69 Положения о системе оплаты труда гражданскому персоналу воинских частей устанавливается выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы. Данная выплата гражданскому персоналу производится за счет средств экономии фонда оплаты труда, по результатам работы за месяц, квартал, год.
Согласно пункту 98 Положения о системе оплаты труда премиальные выплаты, выплаты стимулирующего характера, в том числе выплачиваемые за счет экономии годового фонда оплаты труда, размеры и условия их осуществления устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Пунктом 4 Положения о порядке выплаты надбавок стимулирующего характера Военного комиссариата (Приложение N 2 к коллективному договору) выплата надбавок стимулирующего характера за счет средств экономии фонда оплаты труда производится за квартал.
Поскольку возможность ежемесячных выплат из экономии фонда оплаты труда, коллективным договором заявителя действительно не была предусмотрена, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 9, 135, 139 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствие в коллективном договоре заявителя в положении о порядке выплаты надбавок стимулирующего характера за счет средств экономии фонда оплаты труда указания на соответствующие выплаты по результатам работы за месяц, ограничивает права работника и снижает уровень гарантий работника по сравнению с выплатами стимулирующего характера за счет средств экономии фонда оплаты труда, установленными Положением о системе оплаты труда.
При таком положении судебная коллегия не может не согласиться с выводом суда, что спорные выплаты материального стимулирования (премии, выплаченные за счет экономии фонда оплаты труда за ноябрь, декабрь 2011 года) правомерно определены Военным комиссариатом как предусмотренные системой оплаты труда, применяемые у работодателя в соответствии с утвержденным Министерством обороны Российской Федерации Положением о системе оплаты труда гражданского персонала. А положения коллективного договора в указанной части подлежат приведению в соответствие с вышеуказанным нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права.
Приказом Минобороны России от 26.07.2010 N 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 7 Порядка конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала (за исключением командиров (начальников, руководителей) и их заместителей со штатным воинским званием по занимаемой воинской должности от генерал-лейтенанта, вице-адмирала и выше) не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава.
Согласно пункту 10 Порядка распорядители бюджетных средств утверждают распределение объемов денежных средств, выделенных на дополнительное материальное стимулирование личного состава, и доводят их до нижестоящих воинских частей и организаций Вооруженных Сил, стоящих у них на финансовом обеспечении, в трехдневный срок со дня получения решения о выделении денежных средств на дополнительное материальное стимулирование личного состава.
Письмами Управления финансового обеспечения Минобороны РФ по Мурманской области от 15.10.2012 N 6724 и от 03.12.2012 N 514/3/2-8196, определена расчетная сумма на одного работника военных комиссариатов; установлен максимальный размер премии для соответствующих должностей, а также указано на необходимость представления к установленному сроку в адрес начальника УФО МО РФ по Мурманской области для проверки приказов о выплате материального стимулирования подчиненного гражданского персонала в печатном и электронном виде.
Пунктом 9 Порядка установлено, что материальное стимулирование личного состава в большем, чем предусмотрено пунктами 7 и 8 настоящего Порядка, размере может быть произведено за выполнение особо важных и сложных заданий на основании письменного решения вышестоящего командира (начальника, руководителя) по ходатайству командира (начальника, руководителя) воинской части (организации Вооруженных Сил).
Поскольку Приказами Военного комиссара Абрамов Н.А., являющийся помощником военного комиссара (по работе с ветеранами), представлен к премированию за 3, 4 кварталы 2012 года и по итогам работы за 2012 год в сумме 80 000 руб. за каждый период, что превышает предусмотренный пунктами 7 и 8 Порядка размер материального стимулирования (предельные размеры премии, соответственно, 30 000 руб., 40 000 руб. и 40 000 руб.) и указанные приказы представлены к установленному сроку в адрес начальника УФО МО РФ по Мурманской области для проверки (доказательств обратного Управлением не представлено) и не последовало возражений относительно указанных в приказах сумм, суд пришел к правильному выводу о согласовании указанных выплат начальником отдела УФО МО РФ по Мурманской области с Департаментом планирования Министерства обороны РФ (г. Москва).
Суд пришел к правильному выводу, что спорный размер материального стимулирования, выплаченный Абрамову Н.А., не превышает установленный пунктом 7 Порядка пятикратный размер расчетной суммы, что не оспаривается Управлением.
При таком положении у Управления не имелось оснований для вывода о неправомерности выплаты данному работнику в сумме 130 000 руб., и соответственно, излишнем начислении и перечислении взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 39 260 руб.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивая результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи, суд пришел к правильному выводу, что расходование средств на спорные выплаты было произведено заявителем с соблюдением требований Положения о системе оплаты труда (пункта 2) и Порядка (пунктов 7, 10). Управление не доказало наличие в действиях Военного комиссариата вышеуказанных нарушений бюджетного законодательства при расходовании средств на оплату труда (иные выплаты физическим лицам), и наличие правовых и фактических оснований для вынесения в адрес Военного комиссариата представления N 61 от 30.12.2013 в оспариваемой части.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения Арбитражным судом Мурманской области не допущено.
На основании изложенного, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены доводы заявителя и все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены или изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 15 апреля 2014 года по делу N А42-440/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Л. В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-440/2014
Истец: Военный комиссариат Мурманской области
Ответчик: Теруправление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Мурманской области