г. Челябинск |
|
20 августа 2014 г. |
Дело N А07-3411/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Деевой Г.А., Мальцевой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гришиной Л.Л., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04 июня 2014 г. по делу N А07-3411/2014 (судья Харисов А.Ф.).
В заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Первая грузовая компания" - Новакова Н.А. (доверенность от 05.11.2013 N 7/13),
закрытого акционерного общества "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта": Курмышкин Д.А. (доверенность от 14.01.2014 N 2), Валишин А.А. (доверенность от 09.01.2014 N 1).
Открытое акционерное общество "Первая грузовая компания" (далее - ОАО "ПГК", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к закрытому акционерному обществу "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - ЗАО "Промжелдортранс", ответчик) с исковым заявлением о взыскании 1 296 798 руб. 94 коп. убытков, причиненных повреждением вагонов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Российские железные дороги", общество с ограниченной ответственностью "Росгосстрах" (далее - ОАО "РЖД", ООО "Росгосстрах", третьи лица).
Решением суда первой инстанции от 04.06.2014 исковые требования удовлетворены. С ЗАО "Промжелдортранс" в пользу ОАО "ПГК" взыскано 1 296 798 руб. 94 коп. убытков, причиненных повреждением вагонов, 25 967 руб. 99 коп. государственной пошлины (т.2, л.д.54-65).
ЗАО "Промжелдортранс" с принятым судебным актом не согласилось, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 04.06.2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что бесспорных доказательств, подтверждающих реальный размер ущерба, в деле не имеется. Размер стоимости ремонта вагона N 50962398 признают в сумме 80 240 руб., так как на остальную сумму не представлено необходимых доказательств, а именно расчетно-дефектных ведомостей, актов выбраковки, замены деталей. ОАО "ПГК" извлекло определенную выгоду, так как произведена замена изношенных комплектующих на новые. По вагону N 57958688 истцом не доказан реальный размер ущерба, отчет о рыночной стоимости вагона не является надлежащим доказательством размера ущерба. Истцом не представлено доказательств, что восстановительный ремонт вагона превышает его рыночную стоимость, вагон до сих пор находится у истца, при этом стоимость годных остатков не определена. Целесообразность взимания провозной платы к месту ремонта и обратно, как и проведение текущего ремонта вагона, исключенного из инвентаря, истцом не подтверждена. Суд в нарушение части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не привлек к участию в деле в качестве ответчика ООО "Росгосстрах".
От ОАО "ПГК" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание третьи лица не явились. С учетом мнения представителей истца и ответчика в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.06.2012 на станции Нефтекамск в результате столкновения и схода вагонов на железнодорожном пути необщего пользования допущено повреждение вагонов N 50962398, N 57958688, находящихся в собственности ОАО "ПГК".
Принадлежность указанных вагонов истцу подтверждается Распоряжением ОАО "РЖД" N 2067р от 26.10.2007 (т.1, л.д.19), актами передачи (приема) грузовых вагонов на баланс от 26.10.2007 (т.1, л.д.20-24), техническим паспортом вагона N 57958688 (т.1, л.д.26-27).
В соответствии с техническим заключением от 12.06.2012 Приволжского управления государственного железнодорожного надзора причиной несанкционированного ухода группы вагонов явилось нарушение требований по закреплению вагонов от ухода тормозными башмаками. Вагон N 50962398 поврежден до степени проведения деповского ремонта. На основании пункта 3 Положения о порядке проведения служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.12.2006 N 163, данное транспортное происшествие классифицировано как авария и отнесена по виновности на ЗАО "Промжелдортранс" (т.1, л.д.28-31).
Ответчиком подписан акт общей формы N 2084 от 11.06.2012 (т.1, л.д.45), а также в графе "виновный в повреждении вагона N 50962398" подписан акт N 32 о повреждении вагона от 09.06.2012 (т.1, л.д.46).
Согласно акту технического состояния вагонов от 14.06.2012 для обеспечения безопасного проследования до места проведения внепланового ремонта вагону N 50962398 требуется проведение текущего отцепочного ремонта (т.1, л.д.32-34, 35).
На основании уведомления формы ВУ-23-М N 9429 от 02.07.2012 (т.1, л.д.47) вагон N 50962398 по транспортной железнодорожной накладной N ЭМ223170 (т.1, л.д.53) был отправлен для производства текущего ремонта на станцию Агрыз в адрес Эксплуатационного вагонного депо Агрыз. Провозная плата по направлению вагона в ремонт на сумму 2 082 руб. оплачена истцом.
После ремонта, подтвержденного уведомлением N 684 от 08.07.2012 (т.1, л.д.48) о приемке грузовых вагонов из текущего ремонта формы ВУ-36-М и оплаченного истцом в размере 63 498,29 руб. вагон N 50962398 с целью проведения подготовки к деповскому ремонту, по транспортной железнодорожной накладной N ЭМ455576 (т.1, л.д.54) был отправлен в адрес промывочно-пропарочной станции Зелецино. Провозная плата по направлению вагона на промывочно-пропарочную станцию на сумму 12 987 руб. оплачена истцом. Стоимость подготовки вагона N 50962398 к ремонту на промывочно-пропарочной станции Зелецино составила 5 176,58 руб., стоимость подачи и уборки составила 124,80 руб. После подготовки к ремонту и на основании уведомления формы ВУ-23-М N 9155 (т.1, л.д.63) вагон N 50962398 по транспортной железнодорожной накладной N ЭМ854613 (т.1, лд.55) был отправлен на станцию Зелецино в адрес ОАО "Вагонная ремонтная компания-2" для проведения деповского ремонта. После ремонта, подтвержденного уведомлением N 201 от 25.07.2012 (т.1, л.д.64) о приемке грузовых вагонов из деповского ремонта формы ВУ-36-М, вагон N 50962398 по транспортной железнодорожной накладной N ЭН 164069 (т.1, л.д.56) был отправлен под погрузку на станцию Зелецино. Провозная плата по направлению вагона в ремонт и из ремонта на станцию погрузки на общую сумму 72 руб. и стоимость деповского ремонта на сумму 90 463,83 руб. оплачена истцом.
Таким образом, общая сумма ущерба, причиненного повреждением вагона N 50962398, составила 174 404 руб. 50 коп.
Истцом представлен акт N 44 о годности цистерны N 50962398 для ремонта от 13.07.2012 (т.1, л.д.57), акт о выполненных работах N 154 от 25.07.2012 (т.1, л.д.60), счет-фактура от 25.07.2012 (т.1, л.д.61), транспортная железнодорожная накладная N ЭЛ088645 ОТ 05.06.2012 (т.1, л.д.52), акт выполненных работ N 7.2.3.2.1 от 10.07.2012 (т.1, л.д.49), счет-фактура от 10.07.2012 (т.1, л.д.50), платежное поручение N 2396 от 24.09.2012 (т.1, л.д.51), расчет стоимости подачи-уборки вагонов, подготовки вагонов к ремонту (т.1, л.д.58-59), платежное поручение N 2024 от 13.08.2012 (т.1, л.д.62), счет-фактура от 05.08.2012 (т.1, л.д.67), акт оказанных услуг от 05.08.2012 с приложениями (т.1, л.д.65-72), акт оказанных услуг от 15.07.2012 (т.1, л.д.73-74), счет-фактура от 15.07.2012 (т.1, л.д.75), приложение (т.1, л.д.76-89), акт оказанных услуг от 20.07.2012 (т.1, л.д.90-91), счет-фактура от 20.07.2012 с приложением (т.1, л.д.92-97).
Вагон N 57958688 поврежден до степени исключения из инвентаря.
Ответчиком подписан акт общей формы N 2084 от 11.06.2012 (т.1, л.д.45), а также в графе "виновный в повреждении вагона N 57958688" подписан акт N 31 о повреждении вагона от 09.06.2012 (т.1, л.д.98).
Согласно акту технического состояния вагонов от 14.06.2012 для обеспечения безопасного проследования по путям общего пользования вагону N 57958688 требуется проведение текущего отцепочного ремонта (т.1, л.д.35).
На основании уведомления формы ВУ-23-М N 13 от 27.06.2012 (т.1, л.д.99) вагон N 57958688 по транспортной железнодорожной накладной N ЭН261100 (т.1, л.д.100) был отправлен для производства текущего ремонта на станцию Агрыз в адрес Эксплуатационного вагонного депо Агрыз. Провозная плата по направлению вагона в ремонт на сумму 4 164 руб. оплачена истцом. После ремонта, подтвержденного уведомлением N 956 от 17.08.2012 (т.1, л.д.100) о приемке грузовых вагонов из текущего ремонта формы ВУ-36-М и оплаченного истцом в размере 67 807,29 руб., вагон N 57958688 по транспортной железнодорожной накладной N 30295388 (т.1, лд.105) был отправлен на станцию Зелецино. Провозная плата по направлению вагона на ст. Зелецино в сумме 25 974 руб. оплачена истцом.
В связи с тем, что вагон N 57958688 поврежден до степени исключения из инвентаря, Самарским филиалом был заключен договор на проведение работ по определению рыночной стоимости вагона N 57958688 с организацией, имеющей лицензию на право выполнения данного вида работ, стоимость проведения оценки составила 7 500 (Семь тысяч пятьсот руб. 00 коп.) без НДС (л.д.123-141 том 1).
Согласно оценке ООО "Институт независимой оценки и аудита" рыночная стоимость вагона N 57958688 модели 15-871-6, год постройки 1984 г. по состоянию на 08.06.2012 составляла 1 016 949,15 руб. без НДС. (т.1, л.д.123-139).
Таким образом, общая сумма ущерба, причиненного повреждением вагона N 57958688, составила 1 122 394 руб. 44 коп.
Истцом в материалы дела представлены уведомление N 0488 на ремонт вагона N 57958688 (т.1, лд.99), акт выполненных работ N 8.4.3.2.2 от 20.08.2012 (т.1, л.д.101), счет-фактура от 20.08.2012 (т.1, л.д.103), счет-фактура от 10.09.2012, акт оказанных услуг от 10.09.2012 с приложениями (т.1, л.д.106-107, 109-113), акт оказанных услуг от 05.08.2012 с приложениями (т.1, л.д.114-115, 117-122), счет-фактура от 05.08.2012 (т.1, л.д.116).
Истцом также представлены претензии N ИД/ПР/ФСмр-1175/13 и N ИД/ПР/ФСмр-1176/13 от 25.10.2013, направленные в адрес ответчика (т.1, л.д.12-15, л.д. 41-44).
В ответе на претензию N 227 от 10.12.2013 (т.1, л.д.16) ответчик предложил истцу за возмещением причиненного вреда обратиться в страховую компанию ООО "Росгосстрах".
В предарбитражном предупреждении N ИД/ФСмр/Д-3757/13 от 23.12.2013 истец указал, что в соответствии со статьей 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для третьего лица, не участвующего в нем в качестве стороны. Договор страхования заключен между ЗАО "Промжелдортранс" и ООО "Росгосстрах", ОАО "ПГК" не является стороной данного договора (т.1, л.д.17-18).
Поскольку предложение ответчика обратиться за взысканием убытков непосредственно к ООО "Росгосстрах" противоречит действующему законодательству, истец обратился в суд с настоящим иском.
Установив наличие совокупности обстоятельств, необходимых для взыскания причиненных убытков, арбитражный суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются обоснованными и соответствующими нормам действующего законодательства.
В соответствии со статьей 104 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Возмещение убытков должно осуществляться по правилам статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пунктом 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что положения Устава об ответственности перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей за утрату и повреждение подвижного состава не лишают собственников и законных владельцев вагонов и контейнеров права на защиту их нарушенных прав и законных интересов в порядке и способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
На основании пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных законом. При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать следующую совокупность обстоятельств: факт причинения убытков и их размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица, а также вину причинителя вреда в произошедшем.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив совокупность представленных в обоснование искового заявления доказательств в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истцом доказана совокупность юридически значимых обстоятельств, необходимых для удовлетворения иска о взыскании причиненных убытков.
Факт причинения убытков истцу и наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, подтверждается представленными в материалы дела актом общей формы N 2084 от 11.06.2012 (т.1, л.д.45), а также актом N 32 от 09.06.2012 о повреждении вагона N 50962398, актом N 31 от 09.06.2012 о повреждении вагона N 57958688 (т.1, л.д.46, 98). Из акта N 32 следует, что вагон N 50962398 подлежит деповскому ремонту, из акта N 31 следует, что вагон N 57958688 подлежит исключению из инвентаря.
Поскольку в графе "виновный в повреждении вагона" ответчиком подписаны акты о повреждении вагона N 31, 32 от 09.06.2012, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что вина признана ответчиком.
В соответствии с техническим заключением от 12.06.2012 Приволжского управления государственного железнодорожного надзора причиной несанкционированного ухода группы вагонов явилось нарушение требований по закреплению вагонов от ухода тормозными башмаками. На основании пункта 3 Положения о порядке проведения служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.12.2006 N 163, данное транспортное происшествие классифицировано как авария и отнесена по виновности на ЗАО "Промжелдортранс" (т.1, л.д.28-31).
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).
Таким образом, наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и убытками истца подтверждается материалами дела.
Поскольку размер ущерба в сумме 174 404 руб. 50 коп., причиненный повреждением вагона N 50962398, подтверждается представленными в дело доказательствами, поэтому подлежит взысканию с ответчика.
С учетом изложенного, довод об отсутствии необходимых доказательств подлежит отклонению.
Довод о том, что по вагону N 57958688 истцом не доказан реальный размер ущерба, отчет о рыночной стоимости вагона не является надлежащим доказательством размера ущерба, является несостоятельным.
Оценка вагона N 57958688 проводилась независимым оценщиком, ответчик отчет не оспорил, ходатайство о назначении экспертизы в порядке статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не заявлял, а также не представил доказательств, что убытки причинены в меньшем размере.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали сомнения в обоснованности отчета об оценке N 032-13 А от 28.03.2013, наличие противоречий в выводах оценщика также не установлено (т.1, л.д.123-126).
Принимая во внимание, что для восстановления нарушенного права истцом произведены расходы, связанные с доставкой вагонов для проведения ремонта и обратно, суд апелляционной инстанции считает правомерным включение данных расходов в состав причиненных истцу убытков. Данные расходы истца находятся в причинно-следственной связи с проведением ремонтных работ и являются для истца вынужденными. Кроме того, актом технического состояния вагонов от 14.06.2012 определено, что для обеспечения безопасного проследования по путям общего пользования вагону N 57958688 требуется проведение текущего отцепочного ремонта (т.1, л.д.35).
Таким образом, требования истца о взыскании убытков, причиненных повреждением вагонов в сумме 1 296 798 руб. 94 коп., подтверждены представленными в материалы дела доказательствами и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Довод о том, что в нарушение части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не привлек к участию в деле в качестве ответчика ООО "Росгосстрах", подлежит отклонению, поскольку ООО "Росгосстрах" каких-либо обязательств перед истцом не принимало.
В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При обращении с апелляционной жалобой ЗАО "Промжелдортранс" по платежному поручению от 30.06.2014 N 602 уплачена государственная пошлина в сумме 25 967 руб. 99 коп. руб. В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина уплачивается в размере 2000 руб. На основании указанного ответчику надлежит возвратить излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 23 967 руб. 99 коп. согласно статье 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 04 июня 2014 г. по делу N А07-3411/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (ОГРН 1025900507863) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 23 967 руб. 99 коп., излишне уплаченную по платежному поручению от 30.06.2014 N 602.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Г.А. Деева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-3411/2014
Истец: ОАО "Первая грузовая компания"
Ответчик: ЗАО " Предприятие промышленного железнодорожного транспорта"
Третье лицо: ОАО " Российские железные дороги", ОАО "Первая грузовая компания", ООО "Росгосстрах"