г. Пермь |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А50-3807/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Варакса Н. В., Осиповой С. П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О. И.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Азимут-плюс" (ОГРН 1065904122822, ИНН 5904149853): Талерова Е. Л., паспорт, доверенность N 03/Д/14 от 09.03.2014; Солодянкин А. А., паспорт, доверенность N 02/Д/14 от 19.04.2014;
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ОГРН 1055901619168, ИНН 5904122386): Сотникова Е. В., удостоверение, доверенность N 75 от 15.05.2014;
от третьего лица ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае": Иост Е. Ю., удостоверение, доверенность N 28 от 06.05.2014;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 06 июня 2014 года
по делу N А50-3807/2014,
принятое судьей Байдиной И. В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азимут-плюс"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
третье лицо: ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае",
об оспаривании бездействия,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Азимут-плюс" (далее - ООО "Азимут-плюс", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее - управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействие управления, выраженное в неисполнении обязанности по включению в Санитарно-эпидемиологическое заключение N 59.55.22.000.М.000914.12.13 от 06.12.2013 следующих видов медицинской деятельности: при проведении медицинских освидетельствований по: медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции; медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 04 июня 2014 года (резолютивная часть решения объявлена 03 июня 2014 года) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы управление указывает на отсутствие правовых оснований для включения в Санитарно-эпидемиологическое заключение N 59.55.22.000.М.000914.12.13 от 06.12.2013 (далее также СЭЗ) двух спорных видов медицинского освидетельствования, поскольку из содержания экспертного заключения N 1272 от 22.11.2013 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" следовало, что медицинское освидетельствование обществом самостоятельно не осуществляется, помещениями, сооружениями, оборудованием для этого не располагает. В этой связи, СЭЗ было выдано в пределах компетенции управления на виды деятельности, фактически осуществляемые обществом. Полагает, что фактов бездействия со стороны управления не имелось, все административные процедуры по выдаче СЭЗ, предусмотренные административным регламентом, были осуществлены в полном объеме.
Представитель управления в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
Общество по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Представители заявителя в судебном заседании доводы отзыва поддержали.
Представителем третьего лица в судебном заседании представлен письменный отзыв на жалобу, в котором третье лицо указывает на объективность, достоверность и обоснованность выданного ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" экспертного заключения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по заявлению ООО "Азимут-Плюс" от 24.10.2013 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" проведена проверка и выдано Экспертное заключение о соответствии (несоответствии) санитарным правилам объектов хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг (л.д. 11-14).
Согласно заключению, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и иное имущество ООО "Азимут-плюс", расположенные по адресу: 614506, Пермский край, Пермский район, Кондратовское сельское поселение, д. Кондратово, ул. Карла Маркса, д. 8-а, офис 3, 1 этаж, которые предполагается использовать для осуществления медицинской деятельности:
при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по:
- ультразвуковой диагностике,
- функцинальной диагностике,
- эндокринологии;
при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги):
при проведении медицинских освидетельствований по:
- медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции;
- медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации,
- при проведении медицинских экспертиз по: экспертизе качества медицинской помощи, экспертизе временной нетрудоспособности соответствуют СанПин 2.1.3.2630-10 и СанПин 2.1.7.2790-10 (л.д. 14).
При этом, на третьей странице Экспертного заключения отражено, что ООО "Азимут-Плюс" заключен договор от 05.06.2013 с МУЗ "Центральная районная больница" на предоставление таких медицинских услуг как флюорография, профосмотр (врач-инфекционист, врач-дерматовенеролог, врач-фтизиатр) (л.д. 13).
Получив положительное экспертное заключение, общество 25.11.2013 обратилось с заявлением в управление о выдаче на указанные виды медицинской деятельности Санитарно-эпидемиологического заключения (л.д.15).
Управлением Санитарно-эпидемиологического заключение выдано 06.12.2013 без указания в приложении следующих видов медицинской деятельности: при проведении медицинских освидетельствований по: медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции; медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.
Полагая, что имеет место незаконное бездействие, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого бездействия, нарушающего права и законные интересы общества в сфере осуществляемой им экономической деятельности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Деятельность по проведению медицинских осмотров, в том числе по медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции, медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, относится к медицинской (п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Такая деятельность (за исключением осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Согласно подпункту "а" пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются, в том числе, наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган сведения о наличии выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений и (или) помещений, необходимых для выполнения соискателем лицензии заявленных работ (услуг).
В Пермском крае территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений является Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 N 775 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (далее - Административный регламент).
Настоящий Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) Роспотребнадзора и его территориальных органов, осуществляемых в рамках предоставления государственной услуги, а также устанавливает порядок взаимодействия между Роспотребнадзором и иными федеральными органами исполнительной власти при предоставлении государственной услуги (п. 1).
В п. 18 указанного регламента определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые заявитель предоставляет в Роспотребнадзор (его территориальный орган), среди них: заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения по форме, установленной в приложении N 3 к Регламенту; результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленные в установленном порядке.
В силу п. 22 Административного регламента не допускается требовать от заявителя: представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги; представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов и (или) подведомственных государственным органам организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги сдержит следующие основания: отсутствие в Едином государственном реестре юридических лиц (Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей) сведений о государственной регистрации заявителя; наличие недостоверных сведений в документах, содержащих результаты санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок и представленных заявителем для предоставления государственной услуги (п. 24 Административного регламента).
Административным регламентом предусмотрена экспертиза документов, представленных заявителем.
Так, в соответствии с п. 56 Административного регламента уполномоченный специалист-эксперт проводит проверку области аккредитации испытательной лаборатории (центра) и соответствия информации, изложенной в документах, указанных в пункте Регламента, требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также полноту проведенных исследований и испытаний, их соответствие методикам в срок не более 10 рабочих дней с момента регистрации заявления.
В случае обнаружения уполномоченным специалистом-экспертом недостоверных сведений в документах для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения им готовится письменное уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием причин отказа, которое направляется заявителю письмом, телефонограммой или посредством электронной почты (п. 57 Административного регламента).
В случае, если экспертиза представленных заявителем результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, не выявила оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, уполномоченный специалист-эксперт готовит заключение с предложением принять решение о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии/несоответствии - в виде проекта текста, вносимого на бланк санитарно-эпидемиологического заключения, которое передает с комплектом документов специалисту-эксперту Роспотребнадзора (его территориального органа), уполномоченному оформлять санитарно-эпидемиологическое заключение на бланке установленного образца (п. 58 Административного регламента).
Из выданного санитарно-эпидемиологического заключения усматривается, что в качестве основания для его выдачи послужило экспертное заключение N 1272 от 22.11.2013 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае", которое, в числе прочего, содержит положительное заключение и в отношении спорных видов медицинской деятельности, не включенных в Санитарно-эпидемиологическое заключение N 59.55.22.000.М.000914.12.13 от 06.12.2013.
С учетом изложенного управление фактически допустило бездействие, не разрешив вопрос по спорным видам деятельности в соответствии с Административным регламентом: включив в выданное СЭЗ часть заявленных видов медицинской деятельности и не включив по умолчанию (в отсутствии обоснования) спорные виды деятельности.
Суд первой инстанции усмотрел бездействие управления, не соответствующее Приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 N 775, выраженное в неисполнении обязанности по включению в СЭЗ N 59.55.22.000.М.000914.12.13 от 06.12.2013, выданное ООО "Азимут-Плюс", медицинской деятельности по медицинскому освидетельствованию на выявление ВИЧ-инфекции и медицинскому освидетельствованию на наличие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации, чем нарушило права и законны интересы общества в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности.
Вместе с тем, апелляционный суд считает, что указанные выводы сделаны судом первой инстанции за пределами его компетенции, поскольку суд не вправе подменять собой уполномоченный орган в решении вопроса по существу.
Оспариваемое решение, по сути, фактически возлагает на управление обязанность включить спорные виды деятельности в СЭЗ, тогда как, указанное решение должно быть принято заинтересованным лицом по результатам рассмотрения соответствующего заявления и представленных документов в соответствии с требованиями Административного регламента.
Суд не может, подменяя уполномоченный орган, проверить представленные документы на соответствие их установленным требованиям, в том числе, и основания для отказа.
При таких обстоятельствах, судебный акт подлежит отмене, в удовлетворении требований ООО "Азимут-плюс" следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 июня 2014 года по делу N А50-3807/2014 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Азимут-плюс" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-3807/2014
Истец: ООО "Азимут-Плюс"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю
Третье лицо: Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае"