г. Владивосток |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А51-4424/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Военного гаражного кооператива ТОФ "ТАЙФУН"
апелляционное производство N 05АП-9512/2014
на решение от 31.05.2014
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-4424/2014 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Военного гаражного кооператива ТОФ "ТАЙФУН" (ИНН 2536267754, ОГРН 1132536009297, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.12.2013)
к должностному лицу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края директору Соколовой Н.С.; Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
о признании незаконным решения;
при участии:
от Военного гаражного кооператива ТОФ "ТАЙФУН": представитель Поспелов Р.Р. по доверенности от 05.02.2014, сроком на три года, паспорт;
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Пламадяла С.В. по доверенности от 23.12.2013 N 20/36109, сроком до 31.12.2014, удостоверение N 1122;
УСТАНОВИЛ:
ВОЕННЫЙ ГАРАЖНЫЙ КООПЕРАТИВ ТОФ "ТАЙФУН" (далее - кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения директора Департамента земельных имущественных отношений Приморского края Соколовой Н.С., изложенного в письме N 20/06/02-22/581 от 14.01.2014 об отказе в предоставлении кооперативу земельного участка хозяйственной территории стадиона ТОФ, входящего в земельный участок, расположенный по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул.Спортивная, 1в, с кадастровым номером 25:28:010039:18, для целей, не связанных для строительства; возложении на Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - Департамент) обязанностей по обращению в орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения истребуемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории; по принятию решения об образовании истребуемого земельного участка; по обращению в орган кадастрового учета с заявлением о постановке истребуемого земельного участка на кадастровый учет; по принятию решения о предоставлении заявителю истребуемого земельного участка (с учетом уточнений, принятых в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 31.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Военный гаражный кооператив ТОФ "ТАЙФУН" обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что гаражный кооператив "Тайфун" приобрел права юридического лица с момента подписания Приказа об образовании, и не может нести неблагоприятные последствия отсутствия данных в ЕГРЮЛ. Полагает, что гаражный кооператив "Тайфун" по смыслу закона N 129-ФЗ является зарегистрированным ранее (т.е. до 2002 года) юридическим лицом.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает, что спорный земельный участок испрашивался им в порядке статьи 34 ЗК РФ для целей, не связанных со строительством. Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не вправе получить испрашиваемый участок, поскольку он находится в собственности Приморского края, поскольку ст. 34 ЗК РФ прямо указывает, что земельные участки предоставляются заявителям из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Позиция заявителя апелляционной жалобы заключается в том, что наличие у Приморского края права собственности на земельный участок является не препятствием, а напротив, необходимым условием для предоставления земельного участка заявителю в порядке статьи 34 ЗК РФ.
Ссылается на то, что суд первой инстанции необоснованно отказал заявителю в удовлетворении ходатайства о привлечении специалиста для получения разъяснений по существу дела.
В судебном заседании представитель Военного гаражного кооператива ТОФ "ТАЙФУН" доводы апелляционной жалобы поддержал, по изложенным в ней основаниям. Решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края на доводы жалобы возразил, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем Военного гаражного кооператива ТОФ "ТАЙФУН" заявлено ходатайство о привлечении специалиста для получения разъяснений по существу дела.
Рассмотрев заявленное ходатайство, судебная коллегия отказала в его удовлетворении, поскольку по смыслу статьи 55.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечение специалиста является правом, а не обязанностью суда. Необходимость разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дела и требующих специальных познаний, определяется судом, разрешающим данный вопрос. Отказывая в привлечении специалиста, судебная коллегия исходит из того, что доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, достаточно для определения наличия либо отсутствия оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что на основании приказа командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом N 420 от 09.09.1986 в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР N 1475 от 24.09.1960 с целью строительства и эксплуатации гаражей для стоянки индивидуальных автомобилей офицеров и служащих Штаба и Управления флота образован кооператив "ТАЙФУН".
Согласно пункту 5 приказа командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом N 420 от 09.09.1986 в пользование кооператива "ТАЙФУН" выделен участок хозяйственной территории стадиона СК ТОФ между стрелковым тиром и периметром забора в сторону р. Объяснение.
18.09.1986 Командующим Тихоокеанским флотом утверждена схема посадки гаражей кооператива "Тайфун".
В целях оформления прав на земельный участок под гаражами заявитель обратился в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением от 12.11.2013 г. о предоставлении в собственность земельного участка ориентировочной площадью 5 000 кв.м., расположенного между стрелковым тиром и периметром забора в сторону р. Объяснение относительно ориентира: г.Владивосток, ул.Фадеева, 1 для эксплуатации гаражей, указав на то, что выделенный в пользование кооперативу земельный участок в настоящее время входит в границы земельного участка, расположенного по адресу: г.Владивосток, ул.Спортивная, 1в, с кадастровым номером 25:28:010039:18.
Согласно решению директора департамента земельных и имущественных отношений Приморского края Соколовой Н.С., изложенного в письме N 20/06/02-22/581 от 14.01.2014 г. заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка для эксплуатации гаражей.
В качестве оснований для отказа заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в решении указано следующее: в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010039:18, расположенного в районе ул. Спортивная, д. 1в в г. Владивостоке, находятся объекты недвижимого имущества (здания), являющиеся собственность Приморского края. Все объекты недвижимости являются составной частью спортивного сооружения - стадион ТОФ. Участок согласно сведениям государственного кадастра недвижимости предоставлен "для размещения стадиона ТОФ".
Департамент также указал на то, что на основании представленного приказа Командующего Краснознаменного Тихоокеанского флота от 09.09.1986 N . 420 не представляется возможным установить точное местоположение, площадь и границы земельного участка, а также подтвердить идентичность земельного участка, указанного в приказе, и земельного участка испрашиваемого для размещения ВКГ ТОФ "ТАЙФУН".
Кроме того, Департамент указал на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462, земельный участок с кадастровым номером 25:28:010039:18 расположен в зоне объектов отдыха, спорта, туризма и развлечений (Р-2), в границах которой в соответствии с нормами градостроительного законодательства не предусмотрена возможность размещения гаражного кооператива.
При этом Департамент указал, что вопрос о предоставлении земельного участка в соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (приобретательная давность) не входит в компетенцию департамента и подлежит установлению в судебном порядке.
Помимо этого, Департамент предложил заявителю освободить занимаемую часть земельного участка с кадастровым номером 25:28:010039:18, в связи с незаконностью размещения на территории земельного участка с кадастровым номером 25:28:010039:18 временных строений не соответствующих целевому использованию земельного участка.
Не согласившись с отказом Департамента в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, кооператив обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу положений статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта необходима совокупность двух условий: несоответствия ненормативного правового акта закону и иному нормативному правовому акту и нарушения указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
Как следует их материалов дела, Кооператив обратился в Департамент с заявлением от предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 34 ЗК РФ, регулирующей порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В свою очередь уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 5 статьи 34 ЗК РФ).
Из материалов дела усматривается, что заявитель, обращаясь в Департамент, ссылаясь на положения статьи 34 ЗК РФ, фактически просит сформировать земельный участок под размещение гаражей за счет ранее сформированного земельного участка, поставленного на кадастровый учет и имеющего кадастровый номер 25:28:010039:18. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.
Как следует из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта земельного участка 25:28:010039:18, указанный земельный участок имеет разрешенное использование - размещение стадиона ТОФ, и на нем расположены объекты недвижимости: здание - гаража лит. 19, здание-касса лит. 14, здание - гаража лит. 17, задние - подтрибунное помещение лит. 14, здание - тир лит. 16, здание - КТП лит. 18, здание - туалет лит. 15.
На указанные выше объекты зарегистрировано право собственности Приморского края, о чем имеются свидетельства о государственной регистрации права (серии 25-АВ N 002257, N 002262, N 002258, N 002261, N 060512, N 002259, N 002260).
На земельный участок с кадастровым номером 25:28:010039:18 также зарегистрировано право собственности Приморского края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 25-АВ N 060511 от 10.07.2013.
Принимая во внимание положения пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции обоснованно указал, что спорный земельный участок отнесен к собственности Приморского края.
В этой связи, не имеют правового значения доводы заявителя о фактическом отсутствии на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010039:18 каких-либо строений.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4 статьи 11.9 ЗК РФ).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 ЗК РФ).
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что возможность предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка отсутствует, поскольку в границах спорного земельного участка расположен уже сформированный земельный участок, который состоит на государственном кадастровом учете с кадастровым номерам 25:28:010039:18.
Соответственно, процедура образования земельного участка для целей, не связанных со строительством, избранная кооперативом путем утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующего земельного участка, противоречит статье 11.2 ЗК РФ.
Кроме того, в силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По смыслу данной нормы из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным разрешенным использованием, может быть образован земельный участок только с тем же разрешенным использованием.
В этой связи за счет площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:010039:18 могут быть образованы земельные участки только с тем же разрешенным использованием.
Учитывая, что заявителем земельный участок испрашивается для иных целей, а именно для эксплуатации гаражей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что его образование за счет земельного участка с кадастровым номером 25:28:010039:18 противоречит требованиям статьи 11.2 ЗК РФ.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 11.3 ЗК РФ решения об образовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, заявитель не является ни землепользователем, ни землевладельцем, ни арендатором земельного участка, из которого при разделе мог бы быть образован земельный участок.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что наличие у Приморского края права собственности на земельный участок является не препятствием, а напротив, необходимым условием для предоставления земельного участка заявителю в порядке статьи 34 ЗК РФ, судебной коллегий отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права, поскольку из толкования статей 11, 34 Земельного Кодекса РФ следует, что уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления распоряжаются муниципальными землями, свободными от прав третьих лиц.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что гаражный кооператив "ТАЙФУН", созданный приказом от 09.09.1986 N 420 не приобрел прав юридического лица, в связи с чем не приобрел прав и на земельный участок, выделенный ему в соответствии с пунктом 5 приказа от 09.09.1986 N 420, исходя из следующего.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 24.09.1960 N 1475 признано целесообразным организовать кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев. Данным Постановлением утвержден прилагаемый Примерный устав кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев.
Пунктами 7, 10 Примерного устава кооператива по строительству и эксплуатации коллективных гаражей - стоянок для автомобилей индивидуальных владельцев, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 24.09.1960 N 1475, кооператив со времени регистрации его устава в исполкоме местного Совета народных депутатов приобретает права юридического лица и имеет право получать в бессрочное пользование земельные участки для возведения на них гаражей - стоянок.
Из представленного в материалы дела приказа командующего Краснознаменным Тихоокеанским флотом N 420 от 09.09.1986 следует, что данным приказом образован кооператив "ТАЙФУН" по строительству и эксплуатации гаражей для стоянки индивидуальных автомобилей офицером и служащих флота, утвержден устав кооператива. Пунктом 5 приказа в пользование кооператива выделен земельный участок хозяйственной территории СК ТОФ между стрелковым тиром и периметром забора в сторону р. Объяснения.
Вместе с тем, в нарушение статьей 65, 200 АПК РФ заявителем не представлено доказательств того, что образованный приказом N 420 от 09.09.1986 кооператив приобрел права юридического лица путем регистрации его устава в исполкоме Совета народных депутатов.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса.
В силу п. 3 той же статьи Закона о регистрации уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подп. "а" - "д", "л" п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона.
Из представленного в материалы дела письма Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 28.10.2013 N 15-28/291-27180, по данным Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра налогоплательщиков Приморского края гаражный кооператив с наименованием "ТАЙФУН" на территории г. Владивостока в качестве юридического лица не зарегистрирован и на налоговом учете не состоит. Регистрационное дело гаражного кооператива "ТАЙФУН" от администрации г. Владивостока в ИФНС России по Ленинском району не передавалось.
Из имеющегося в материалах дела свидетельства о регистрации в качестве юридического лица серии 25 N 003835266 Военный гаражный кооператив ТОФ "ТАЙФУН" создан в качестве юридического лица 02.12.2013, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись за ОГРН 1132536009297, что свидетельствует о том, что Военный гаражный кооператив "ТАЙФУН" не был зарегистрирован в качестве юридического лица до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, поскольку зарегистрировано как вновь созданное юридическое лицо, а не в порядке статьи 26 указанного закона.
Довод заявителя о том, что он является правопреемником гаражного кооператива "ТАЙФУН", созданного на основании приказа от 09.09.1986 N 420, в связи с чем оспариваемое решение нарушает права и законные интересы членов кооператива как пользователей гаражей, расположенных на спорном земельном участке, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку в нарушение статей 65, 200 АПК РФ заявителем не представлено доказательств того, что указанные гаражи являются объектами недвижимости.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Департамента не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы кооператива, тем более, что какие-либо права в отношении спорного земельного участка у заявителя не возникли, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.05.2014 по делу N А51-4424/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-4424/2014
Истец: ВОЕННЫЙ ГАРАЖНЫЙ КООПЕРАТИВ ТОФ "ТАЙФУН"
Ответчик: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, Должностное лицо Департамента земельных и имущественных отношений ПК директор Соколова Н. С., Должностное лицо Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края директор Соколова Н. С.