г. Киров |
|
22 августа 2014 г. |
Дело N А28-7901/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Караваевой А.В.,
судей Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Шестаковой М.О.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Присяжнюк Н.В., действующей на основании доверенности от 02.07.2014,
представителей ответчика Коробейникова А.В., действующего на основании доверенности от 30.05.2014, Панфилова С.С., действующего на основании доверенности от 27.05.2014,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кировской области
на определение Арбитражного суда Кировской области от 02.06.2014 по делу N А28-7901/2012 об отказе в пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, принятое судом в составе судьи Шмырина С.Ю.,
по делу по заявлению открытого акционерного общества "Оричевская Передвижная механизированная колонна N 1" (ИНН: 4324002679, ОГРН: 1024301004200)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (ИНН: 7710723134, ОГРН: 1087746829994), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кировской области (ИНН: 4345262445, ОГРН: 1094345014664)
о признании незаконным бездействия,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кировской области (далее - заявитель, Территориальное управление, ТУ Росимущества в КО) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о пересмотре решения суда от 04.02.2013 по делу N А28-7901/2012 по вновь открывшимся обстоятельствам.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 02.06.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Территориальное управление с принятым определением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Кировской области от 02.06.2014 по делу N А28-7901/2012 об отказе в пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что Территориальное управление и Росимущество имели возможность достоверно узнать о наличии на земельном участке с кадастровым номером 43:24:051053:154 объектов, не включенных в план приватизации, при рассмотрении дела N А28-7901/2012 путем проведения осмотра земельного участка.
При этом ТУ Росимущества в КО указывает на факт невозможности проведения проверки использования земельного участка в силу особенностей порядка проведения такой проверки, регламентированного Административным регламентом по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 26.10.2011 N 598 (далее - Административный регламент).
Также заявитель находит несоответствующим обстоятельствам дела вывод арбитражного суда о недоказанности того, что вновь обнаруженные объекты находятся в границах земельного участка N 43:24:051053:154.
Более подробно доводы Территориального управления изложены в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность определения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Оричевская передвижная механизированная колонна N 1" (далее - Общество, ОАО "Оричевская ПМК-1") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Агентство, Росимущество), ТУ Росимущества в КО о признании незаконным бездействия Росимущества и ТУ Росимущества в КО, выразившегося в непредоставлении в собственность Обществу земельного участка с кадастровым номером 43:24:051053:154 по адресу: Кировская область, пгт. Оричи, ул. Карла Маркса 24, по заявлению от 15.02.2012, а также о возложении на Росимущество обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем принятия решения о предоставлении ОАО "Оричевская ПМК-1" упомянутого земельного участка в собственность, выдать соответствующее поручение ТУ Росимущества в КО о направлении Обществу проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 43:24:051053:154 по адресу: Кировская область, пгт. Оричи, ул. Карла Маркса, 24, с применением действующих на 19.04.2012 процентных ставок, учитываемых при выкупной стоимости земельных участков. Кроме того, ОАО "Оричевская ПМК-1" просило взыскать с ответчиков судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины.
Решением арбитражного суда от 04.02.2013 по делу N А28-7901/2012 требования ОАО "Оричевская ПМК-1" были удовлетворены. решение вступило в законную силу.
28.02.2014 ТУ Росимущества в КО обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о пересмотре указанного решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам. В качестве вновь открывшегося обстоятельства Территориальное управление ссылалось на факт проведения им 28.08.2013 обследования земельного участка с кадастровым номером 43:24:051053:154 на предмет его фактического использования, визуальную проверку расположения на данном земельном участке объектов недвижимости, наличие правоустанавливающих документов на эти объекты, в ходе которых было установлено наличие на указанном земельном участке объектов недвижимого имущества, не включенных в план приватизации, а именно: конструкции в металлическом исполнении - водонапорная башня, козловой кран; строения из кирпича - диспетчерская ГСМ, склад ГСМ, здание проходной, здание гаража; деревянные строения - пристрой к гаражу, цех лесопиления, склад продукции лесопиления. При этом ТУ Росимущества в КО указало на то, что документы, подтверждающие право собственности Общества на данные объекты, отсутствуют, а также на то, что указанные сведения (и вышеназванные объекты недвижимого имущества) существовали на момент вынесения решения по делу, но не могли быть известны Территориальному управлению, Росимуществу, арбитражному суду.
Придя к выводу об отсутствии правовых оснований для пересмотра решения Арбитражного суда Кировской области от 04.02.2013 по делу N А28-7901/2012 по вновь открывшимся обстоятельствам, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления. При этом, принимая во внимание положения Главы 37 АПК РФ, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52), суд первой инстанции руководствовался тем, что указанные Территориальным управлением обстоятельства не являются вновь открывшимися, поскольку о наличии на земельном участке с кадастровым номером 43:24:051053:154 объектов, не включенных в план приватизации, могло быть известно Росимуществу и Территориальному управление непосредственно при рассмотрении дела N А28-7901/2012, и доказательств обратного ответчиками не представлено. Кроме того, арбитражный суд также указал на то, что на основании представленного в материалы дела плана земельного участка нельзя сделать однозначный вывод о том, что вновь выявленные Территориальным управлением объекты расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 43:24:051053:154.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения определения суда исходя из нижеследующего.
В целях обеспечения эффективного восстановления нарушенных прав в арбитражном процессе предусмотрена процедура пересмотра вступившего в законную силу судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии с главой 37 АПК РФ.
Использование указанной процедуры, исходя из общепризнанного принципа правовой определенности, предполагающего, в частности, что судебный акт, выносимый при окончательном разрешении дела, не вызывает сомнений, возможно лишь в исключительных случаях. В том числе в целях исправления очевидной судебной ошибки, произошедшей из-за отсутствия сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для принятия правильного решения по существу спора.
Исчерпывающий перечень оснований для пересмотра судебных актов по правилам главы 37 приведен в статье 311 АПК РФ, к числу которых отнесены существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю и суду.
Вновь открывшиеся обстоятельства - это юридические факты, которые предусмотрены нормами права и влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Применительно к пункту 1 части 2 статьи 311 АПК РФ такие факты объективно существовали на момент рассмотрения дела, имеют существенное значение для разрешения спора и не были и не могли быть известны заявившему их лицу.
Как разъяснено в пунктах 4, 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 существенное значение фактов состоит в том, что они способны повлиять на выводы арбитражного суда по данному делу и неоспоримо свидетельствуют о том, что, будь они известны заявителю, привели бы к принятию другого решения.
Следует также учитывать, что судебный акт не подлежит пересмотру, если обстоятельства были известны или могли быть известны заявителю либо возникли после принятия этого акта, а также в случае, если указанные заявителем факты свидетельствуют о представлении новых доказательств, имеющих отношение к уже исследовавшимся ранее арбитражным судом обстоятельствам.
В силу статьи 65 и частей 2, 4 статьи 313 АПК РФ обязанность доказывания наличия какого-либо предусмотренного законом вновь открывшегося обстоятельства, в том числе момента его открытия или установления, возлагается на лицо, заявившее в установленном порядке о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
По общему правилу доказательства оцениваются судом во взаимосвязи и в совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
При рассмотрении заявления Общества в рамках дела А28-7901/2012 арбитражный суд установил следующие обстоятельства:
- на земельном участке с кадастровым номером 43:24:051053:154 расположены следующие принадлежащие ОАО "Оричевская ПМК-1" объекты: здание кирпичного гаража; здание трассовой мастерской; здание стоянки для хранения техники; здание теплой стоянки; здание столярного цеха; здание хлораторной; здание свинарника; здание конторы; здание ремонтно-механической мастерской;
- доказательств размещения на земельном участке с кадастровым номером 43:24:051053:154 иных объектов недвижимости, в материалы дела не было представлено;
- в соответствии с информацией КОГУП "БТИ" на земельном участке с кадастровым номером 43:24:051053:154 объектов, принадлежащих иным собственникам, не выявлено.
При этом из обстоятельств дела N А28-7901/2012 также следует, что Росимущество и Территориальное управление отзывы на заявление ОАО "Оричевская ПМК-1" не представили. Агентство явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, возражения против заявления ОАО "Оричевская ПМК-1" не направило. Представитель ТУ Росимущества в КО в судебном заседании выразил несогласие только с требованием Общества о взыскании судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины. По существу заявленных требований ОАО "Оричевская ПМК-1" представитель Территориального управления не возражал.
В качестве вновь открывшегося обстоятельства Территориальное управление в данном случае ссылалось на факт проведения им 28.08.2013 обследования земельного участка с кадастровым номером 43:24:051053:154 на предмет его фактического использования, визуальную проверку расположения на данном земельном участке объектов недвижимости, наличие правоустанавливающих документов на эти объекты, в ходе которых было установлено наличие на указанном земельном участке объектов недвижимого имущества, не включенных в план приватизации, и на которые у Общества отсутствует документы, подтверждающие право собственности, а именно: конструкции в металлическом исполнении - водонапорная башня, козловой кран; строения из кирпича - диспетчерская ГСМ, склад ГСМ, здание проходной, здание гаража; деревянные строения - пристрой к гаражу, цех лесопиления, склад продукции лесопиления.
В то же время, оценив представленные в материалы дела доказательства и обстоятельства дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что в период рассмотрения заявления Общества Территориальное управление и Росимущество имели возможность провести осмотр земельного участка с кадастровым номером 43:24:051053:154, выявить все объекты, расположенные на данном земельном участке, в том числе объекты, указанные в акте натурного осмотра земельного участка от 28.08.2013 N 46/2013, и представить соответствующие сведения в арбитражный суд.
При этом суд первой инстанции также указал на то, что ни Агентство, ни ТУ Росимущества в КО не представили в материалы дела достаточных и надлежащих доказательств, подтверждающих невозможность проведения осмотра земельного участка с кадастровым номером 43:24:051053:154 в период судебного разбирательства по делу N А28-7901/2012 и выявления спорных объектов.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также находит правомерным и обоснованным ссылку арбитражного суда на то, что на основании представленного в материалы дела плана земельного участка нельзя сделать однозначный вывод о том, что вновь выявленные ТУ Росимущества в КО объекты расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 43:24:051053:154. При этом сведения кадастрового учета, технического учета в отношении спорных объектов Агентство и Управление не представили.
В этой связи нет оснований полагать, что предоставление информации о перечисленных выше объектах в арбитражный суд в период рассмотрения заявления Общества имело существенное значение для рассмотрения дела и привело бы к принятию иного решения.
Указанные выводы арбитражного суда суд апелляционной инстанции находит правомерными и обоснованными, вынесенными на основании полного и всестороннего исследования обстоятельств дела и представленных в материалы дела доказательств. Оснований для их переоценки из имеющихся материалов дела суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда о том, что указанное Территориальным управлением обстоятельство, в силу вышеизложенных положений действующего законодательства (Глава 37 АПК РФ и разъяснения Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52), не является вновь открывшимся, то есть обстоятельством, которое не было и не могло быть известно заявителю на момент рассмотрения дела, в связи с чем заявление ТУ Росимущества в КО не подлежит удовлетворению.
Доводы Территориального управления об обратном следует отклонить, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права и неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Доводы заявителя жалобы о невозможности проведения осмотра спорного земельного участка в период рассмотрения дела N А28-7301/2012 со ссылкой на положения Административного регламента, а также доводы доказанности нахождения вновь обнаруженных объектов в границах земельного участка N 43:24:051053:154, нашли свое отражение в оспариваемом судебном акте. Они были подробно исследованы арбитражным судом и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется. Каких-либо достаточных и надлежащих доводов и доказательств, должным образом опровергающих выводы суда первой инстанции Территориальным управлением, в нарушение положений части 1 статьи 65, частей 2, 4 статьи 313 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
Следует отметить, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, должным образом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах, Второй арбитражный апелляционный суд признает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по рассматриваемому делу. Оснований для удовлетворения жалобы Территориального управления у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Кировской области от 02.06.2014 по делу N А28-7901/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных законом.
Председательствующий |
А.В. Караваева |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-7901/2012
Истец: ОАО "Оричевская ПМК-1"
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Кировской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кировской области