город Москва |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А40-60272/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 21.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.08.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Мухина С.М., Румянцева П.В.,
при ведении протокола помощником судьи Сурковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.06.2014
по делу N А40-60272/2014, принятое судьей Уточкиным И.Н.
по заявлению ООО "ВЕТТ ТРАНС" (142256, Московская область, Серпуховский район, пос. Шарапова Охота, улица Артельная)
к Федеральной таможенной службе (ОГРН 1047730023703, 121087, Москва, улица Новозаводская, дом 11/5)
об оспаривании действий / бездействия;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Косарев В.В. по доверенности от 19.08.2014 N 15-49/55-14д; Панькина Л.И. по доверенности от 26.12.2013 N 15-47/122-13д;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.06.2014 признаны незаконными действия Федеральной таможенной службы, выразившееся в нарушении срока рассмотрения заявления ООО "ВЕТТРАНС" от 24.12.2013 исх. N WT/BRK/788 о включении в реестр таможенных перевозчиков и бездействие Федеральной таможенной службы, выразившиеся в неисполнении обязанностей по информированию ООО "ВЕТТРАНС" об отказе в приеме банковской гарантии от 20.12.2013 N 38/7978/0006/391, выданной ОАО "Сбербанк России" и представленной в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, налогов для осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика; принятии предварительного решения о соблюдении иных условий включения общества в реестр таможенных перевозчиков; уведомлении о принятии таможенным органом предварительного решения о соблюдении иных условий включения ООО "ВЕТТРАНС" в реестр таможенных перевозчиков.
Федеральная таможенная служба не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель общества в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители таможенного органа в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 24.12.2013 ООО "ВЕТТ ТРАНС" обратилось в ФТС России с заявлением о включении в реестр таможенных перевозчиков в соответствии со ст. 19 Таможенного кодекса Таможенного союза.
По результатам рассмотрения данного заявления письмом от 25.02.2014 N 04-30/08338 таможенным органом отказано обществу во включении в реестр таможенных перевозчиков на условиях таможенного законодательства.
В качестве основания отказа во включении в реестр таможенных перевозчиков, указано на невступление в силу банковской гарантии от 20.12.2013 N 38/7978/0006/391 на момент ее представления в таможенный орган.
Не согласившись с выводами таможенного органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемыми действиями и бездействием таможенного органа нарушены права и законные интересов заявителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, решение суда первой инстанции признается законным и обоснованным, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлено, что возможно обжалование как действия, так и бездействия таможенного органа в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
При этом к обжалуемым действиям относится все, что не может рассматриваться в качестве ненормативного правового акта или решения. Оспариваемые действия могут быть оформлены письменно либо не иметь письменного оформления. Однако в силу специфики реализации административных полномочий действия властного характера, как правило, оформляются письменно. И в том, и в другом случае действия можно оспорить в арбитражном суде. В отношении обжалования бездействия следует учесть, что последнее может сопровождаться и определенными действиями. В этой ситуации можно оспорить как действия, так и бездействие.
Частью 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 8 ст. 141 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенный орган рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня ее поступления.
Согласно ч. 10 ст. 141 Закона о таможенном регулировании в случае отказа в приеме банковской гарантии таможенный орган в срок, установленный ч. 8 настоящей статьи, информирует об этом лицо, представившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Из материалов дела следует, банковская гарантия от 20.12.2013 N 38/7978/0006/391 поступила в ФТС России 25.12.2013, то есть, не позднее 31.12.2013 таможенный орган обязан проинформировать общество об отказе в принятии банковской гарантии и указать причину отказа.
В нарушении ч. 10 ст. 141 Закона о таможенном регулировании заявитель не проинформирован таможенным органом.
Отказ таможенного органа содержит указание на то, что общество не отвечает условию включения в реестр, определенного подп. 2 ст. 19 Таможенного кодекса Таможенного Союза, по мнению таможенного органа, заявителем не представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее 200.000 евро, по курсу валют, установленного в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на день предоставления такого обеспечения, поскольку банковская гарантия на момент ее представления в таможенный орган не вступила в силу.
Согласно ч. 7 ст. 54 Закона о таможенном регулировании в случае, если заявителем вместе с заявлением о включении в реестр не представлены документы, подтверждающие предоставление таможенному органу соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, при соблюдении иных условий включения юридического лица в соответствующий реестр, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом, таможенный орган принимает предварительное решение о соблюдении этих условий и уведомляет об этом заявителя в пределах срока, указанного в части б настоящей статьи. В этом случае таможенный орган принимает решение о включении юридического лица в соответствующий реестр не позднее 10 дней после дня представления заявителем таможенному органу документов, подтверждающих предоставление соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
От имени ФТС России уведомление о принятии предварительного решения о соблюдении иных условий включения российского юридического лица в реестр направляется заявителю ответственным структурным подразделением ФТС России письмом на бланке ФТС России или в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью с использованием федеральной государственной информационной системы Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), в пределах срока, указанного в п. 7 Административного регламента Федеральной таможенной службы, утвержденного приказом ФТС России от 30.09.2011 N 91992.
Уведомления о принятии таможенным органом предварительного решения в адрес ООО "ВЕТТ ТРАНС" не поступало, доказательств обратного таможней не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Таким образом, ООО "ВЕТТ ТРАНС" не имело возможности воспользоваться своим правом представить таможенному органу документы, подтверждающие предоставление ФТС России обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в течение 30-дневного срока, установленного п. 14 Административного регламента, а также быть включенным в реестр таможенных перевозчиков и получить свидетельство о включении в реестр таможенных перевозчиков не позднее 10 дней после дня представления заявителем таможенному органу документов, подтверждающих предоставление соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что несмотря на обращение общества 25.12.2013, заявление ООО "ВЕТТ ТРАНС" от 24.12.2013 NWT/BRK/788 о включении в реестр таможенных перевозчиков рассмотрено и вынесено решение об отказе во включении в реестр таможенных перевозчиков только 25.02.2014, то есть через 62 дня со дня получения ФТС России заявления ООО "ВЕТТ ТРАНС", что нарушает установленные законом сроки и влечет необоснованное удержание денежных средств, внесенных ООО "ВЕТТ ТРАНС" в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей на счет таможенного органа, и одновременное обслуживание заявителем банковской гарантии, в связи с чем у ООО "ВЕТТ ТРАНС" отсутствует возможность использования этих денежных средств в предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, права и законные интересы заявителя нарушены, поскольку им соблюден установленный для обращения порядок необходимый для обоснованного разрешения обращения на законной основе.
Учитывая незаконность действий таможенного органа, выразившихся в нарушении срока рассмотрения заявления ООО "ВЕТТРАНС" от 24.12.2013 исх. N WT/BRK/788 о включении в реестр таможенных перевозчиков и бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по информированию ООО "ВЕТТРАНС" об отказе в приеме банковской гарантии от 20.12.2013 N 38/7978/0006/391, выданной ОАО "Сбербанк России" и представленной в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей, налогов для осуществления деятельности в качестве таможенного перевозчика; принятии предварительного решения о соблюдении иных условий включения общества в реестр таможенных перевозчиков; уведомлении о принятии таможенным органом предварительного решения о соблюдении иных условий включения ООО "ВЕТТРАНС" в реестр таможенных перевозчиков и нарушение такими действиями прав и законных интересов общества, требования заявителя о признании этих действий / бездействия незаконными удовлетворены судом первой инстанции при наличии достаточных оснований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе пересмотра решения суда первой инстанции в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.06.2014 по делу N А40-60272/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60272/2014
Истец: ООО "ВЕТТ ТРАНС"
Ответчик: Федеральная таможенная служба, ФТС России