г. Пермь |
|
18 августа 2014 г. |
Дело N А50-25137/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зелениной Т.Л., судей Гладких Е.О., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился,
от ответчика - представитель не явился,
от заинтересованного лица ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - Баев А.Н. (удостоверение, доверенность от 09.01.2014),
от заинтересованного лица Шишкина А.А. - Зыкина С.В. (паспорт, доверенность от 06.05.2014),
от иных заинтересованных лиц - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 12 мая 2014 года
по делу N А50-25137/2013,
принятое судьей Вихниной М.А.,
по заявлению Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
к Администрации Чайковского муниципального района
заинтересованные лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Шишкин Алексей Аркадьевич, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю,
о признании постановления незаконным,
установил:
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края к Администрации Чайковского муниципального района (ответчик) с заявлением о признании недействительным постановления от 01.07.2013 N 1841 о предоставлении в собственность земельного участка, об обязании снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 59:12:0810101:405, 59:12:0810101:406, 59:12:0810101:407.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Шишкин Алексей Аркадьевич, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю.
На основании ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил заявленные требования, просил признать незаконным постановление Администрации Чайковского муниципального района от 01.07.2013 N 184, возложить на Управление Росреестра по Пермскому краю обязанность снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 59:12:0810101:405, возложить на Администрацию Чайковского муниципального района обязанность снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 59:12:0810101:406, 59:12:0810101:407.
Решением суда от 12.05.2014 (резолютивная часть от 07.05.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение суда от 12.05.2014 обжаловано заинтересованным лицом, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ссылается на то, что оспариваемое постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Российской Федерации. Заявитель жалобы считает, что вывод суда первой инстанции о невозможности восстановления прав заявителя не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Также заявитель жалобы указывает на нахождение спорного земельного участка в границах земель лесного фонда, относящихся к федеральной собственности, на отсутствие у ответчика полномочий на распоряжение этим земельным участком. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае просит решение суда от 12.05.2014 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявитель доводы апелляционной жалобы поддерживает.
Заинтересованное лицо Шишкин А.А. против доводов апелляционной жалобы возражает, просит оставить решение суда от 12.05.2014 без изменения. Шишкин А.А. ссылается на то, что на основании оспариваемого постановления за ним в установленном порядке зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:12:0810101:405. Указанный земельный участок не относится к землям лесного фонда и образован из земельного участка, ранее предоставленного садоводческому товариществу.
Судом апелляционной инстанции в порядке ст. 159 АПК РФ рассмотрено ходатайство Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о назначении по делу землеустроительной экспертизы. Указанное ходатайство отклонено в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст. 82 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 19.06.2013 на кадастровый учет были поставлены земельные участки: с кадастровым номером 59:12:0810101:405, расположенный по адресу: Пермский край, Чайковский район, Ольховская сельская территория, садоводческое некоммерческое объединение N 55 "Орбита", участок N 309, уточненной площадью 3755 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства; с кадастровым номером 59:12:0810101:406, расположенный по адресу: Пермский край, Чайковский район, Ольховская сельская территория, садоводческое некоммерческое объединение N 55 "Орбита", участок N 307, уточненной площадью 2513 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства; с кадастровым номером 59:12:0810101:407, расположенный по адресу: Пермский край, Чайковский район, Ольховская сельская территория, садоводческое некоммерческое объединение N 55 "Орбита", участок N 307а, уточненной площадью 3147 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства.
Постановлением Администрации Чайковского муниципального района Пермского края от 01.07.2013 N 1841 в собственность Шишкину А.А. безвозмездно представлен земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 59:12:0810101:405, общей площадью 3735 кв.м, расположенный по адресу: Пермский край, Чайковский район, Ольховская сельская территория, садоводческое некоммерческое объединение N 55 "Орбита", участок N 309, с разрешенным использованием - садоводство.
05.12.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Шишкина А.А. на земельный участок с кадастровым номером 59:12:0810101:405.
Ссылаясь на то, что земельные участки с кадастровыми номерами 59:12:0810101:405, 59:12:0810101:406, 59:12:0810101:407 фактически расположены на землях, относящихся к лесному фонду, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ. При этом избираемый способ защиты права должен соответствовать характеру нарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
На предоставленный оспариваемым постановлением земельный участок с кадастровым номером 59:12:0810101:405 в установленном порядке зарегистрировано право собственности Шишкина А.А.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.
Как разъяснено в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В рассматриваемом споре постановление от 01.07.2013 N 1841 является основанием возникновения права собственности на земельный участок с кадастровым номером 59:12:0810101:405. Поскольку возникшее на основании этого постановления вещное право зарегистрировано в установленном порядке, оно может быть оспорено только путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Оспаривание зарегистрированного права по правилам главы 24 АПК РФ не допускается,
При предъявлении таких исков заявитель не лишен возможности ссылаться на нарушения, допущенные при предоставлении и формировании земельного участка.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований в этой части отказано судом первой инстанции правомерно, доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции необоснованными
В силу п. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Согласно п. 5 ст. 24 Закона о кадастре в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
Из положений п. 9 ст. 4 Закона о кадастре следует, что в случаях, установленных указанным Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
С момента осуществления государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 59:12:0810101:405 сведения о нем утратили временный характер. В связи с чем, возможность снятия этого земельного участка с кадастрового учета в настоящее время отсутствует.
Как правильно указано судом первой инстанции, сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 59:12:0810101:406, 59:12:0810101:407 имеют временный статус.
Суду не представлено доказательств образования указанных земельных участков участка лесного фонда, на который зарегистрировано прав собственности Российской Федерации.
Из кадастровых паспортов следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 59:12:0810101:406, 59:12:0810101:407 образованы из земельного участка с кадастровым номером 59:12:0810302:81, относятся к землям сельскохозяйственного назначения и имеют разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства.
В связи с чем, нарушение прав заявителя нельзя признать доказанным. При наличии спора о границах земельных участках (наложении земельных участков), этот спорт также подлежит рассмотрению в порядке искового производства.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений судом первой инстанции норм материального или процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 12.05.2014 является законным и обоснованным.
В соответствии со ст.110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 12 мая 2014 года по делу N А50-25137/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
Е.О.Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-25137/2013
Истец: Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
Ответчик: Администрация Чайковского муниципального района
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Управление Росреестра по Пермскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Шишкин Алексей Аркадьевич, Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю